Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со звуками д, д* и буквами Д, д ;

  • учить выделять изучаемые звуки в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова;

  • учить читать слоги и слова с ними;

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать фонематическое и зрительное восприятие;

  • развивать целенаправленное произвольное внимание, память;

  • уточнять и расширять пассивный и активный словарный запас;

  • развивать операции анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: Компьютер, проектор, Презентация, касса букв, демонстрационная таблица «Буквоград», домик гласных и домик согласных, настенный алфавит, индивидуальные зеркала, раздаточный материал (красные и синие кружки), раскраска с изображением дятла, букварь А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Загрузить презентацию (526,5 КиБ)

Ход урока 

I. Организация начала урока.

Настрой учащихся на работу.

Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

Проверка готовности к уроку.

Проверьте, всё ли, необходимое к уроку, у вас лежит на парте?

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Ребята, сегодня к нам на урок пришла маленькая девочка из сказки. (Слайд 2)

Кто знает её имя? (Дюймовочка)

Она принесла вам загадку. Послушайте внимательно.

Чёрный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.

О ком эта загадка? (О дятле)

Посмотрите, какой красивый дятел! (Слайд 3)

Что вы знаете об этой птице? (Ответы детей)

Можно ли эту птицу увидеть зимой у кормушки? (Слайд 4)

О дятле.

Дятел – удивительная птица! Его клюв во время долбления дерева движется с огромной скоростью. У дятлов, в отличие от многих других птиц, между клювом и черепом имеется специальная ткань, смягчающая удары. Именно поэтому дятлы относительно безболезненно могут долбить древесину в поисках насекомых. Но дятлы обладают не только выдающимся клювом, но и самым удивительным языком. (Слайд 5) Выискивая мелких насекомых, дятлу приходится выдалбливать довольно глубокие отверстия в коре и древесине. Но одного клюва, чтобы достать пищу, явно не достаточно. Дятлу приходит на помощь его уникальный язык: со специальными крючками на кончике и очень длинный. Дятел очень ловко орудует своим языком.

III. Изучение нового материала.

Артикуляционная гимнастика.

  • Покажите, как дятел вытягивает свой длинный язычок?

  • Как дятел стучит по дереву? (д-д-д-д-д)

  • Посмотрите в зеркальце и произнесите звук (д).

  • Можем ли «петь» этот звук? (Нет, этот звук мы произносим отрывисто)

  • Значит этот звук гласный или согласный? Докажите.

  • Что мешает звуку проходить свободно? Какие преграды встречаются? (язык, зубы)

  • В каком домике будет жить звук д? (Слайд 6)

Проверка. (Слайд 7)

Коррекция фонематического восприятия.

А теперь немного поиграем.

Игра «Найди звук»

Поднимите синий кружок, услышав в слоге звук д.

Да, га, ба, да, ду, гу, бу, ду, до, го, бо, до, ды, гы, бы, ды.
Та, да, до, то, ту, ду, ды, ты.

Поднимите руку, услышав в слове звуки д или д*

Дом, гром, бок, двор, люди, губы, трава, диван, туфли, дупло, катушка, подушка, дельфин.

Знакомство с буквами Д, д.

Звуки д, д* можно записать буквой д. (Слайд 8)

Работа с изображением букв.

На что похожа буква Д? (ответы детей)

Динамическая разминка.

Все захлопали в ладоши – Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По коленкам мы ударим – Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились

И остановились.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с букварной страницей (с.99)

Откройте букварь на странице 99.

  • Какие буквы изображены в правом верхнем углу страницы? Какого цвета буквы?

  • Есть ли прямая и волнистая линия под буквой Д? (нет)

  • Можно ли «петь и тянуть» звуки д, д*? (нет)

Работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Рассмотрите картинки под буквой Д.

  • Какие предметы изображены на картинках?

  • Кто догадался, какое слово записано под первой картинкой? (дуб)

  • Какая буква пропущена в слове? (д)

  • Сколько гласных звуков в этом слове?

  • Сколько согласных?

  • Сколько всего звуков в слове?

(Аналогичная работа проводится с другими тремя картинками).

  • Как зовут сказочную гостью нашего урока? (Дюймовочка)

  • На какую букву начинается её имя? (на букву Д)

  • Какие ещё имена детей, начинающиеся на букву Д, вы знаете? (Дима, Даша, Денис, Дина)

  • Найдите на странице букваря Володю. Какое слово задумал Володя? (подбор слов на букву д)

  • Что изображено справа от Володи? (дом)

  • Найдите букву д на картинке. Обведите её пальчиком.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
В. Степанов

Как понимаете словосочетание «двускатная крыша»? 

Найдите букву Д в «Буквограде» (Слайд 9), в кассе букв, в алфавите.

Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы Д. (Слайд 10)

Сложите из счётных палочек печатную букву Д.

Учиться писать строчную и заглавную буквы д, Д мы будем на уроке письма.

Автоматизация произношения звуков д, д*

А сейчас повторяйте за мной.

да-до да-ду

до-ды

ада-одо уда-оду

ода-уду

да-да-ду, да-да-ду, да-да-ду ду-да-до, ду-да-до, ду-да-до ди-ди-ды, ди-ди-ды, ди-ди-ды

ды-ды-ди, ды-ды-ди, ды-ды-ди

Чтение слогов и слов (страница 99) (Слайды 11, 12,13)

до – дом

ды – дым

ди – ди-ван

да – дар

ди – Дик

ду – по-душ-ка

ду – дуб

ду – душ

ди – ра-ди-о

Почему слово Дик записано с большой буквы?

Что такое дар? Радио?

Чтение текста с картинками на странице 100 (для хорошо читающих детей)

V. Подведение итогов.

С какой буквой вы сегодня познакомились? С какими звуками?

Какие слова запомнили на букву Д?

Что нового узнали о дятле?

Дюймовочка для вас подготовила сюрприз – раскраску с изображением дятла

(Слайд 14)

Спасибо за работу (Слайд 15)

Ссылка на основную публикацию