Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой «д»; слов, в состав которых входит буква «д».

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой «д»;

коррекционно-развивающие:

— развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;

— развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

— развитие фонематического восприятия;

воспитательные:

— формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: Книга «Букварь”, под ред. В.В.Воронковой, предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

— Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.

Давайте проведём гимнастику для язычка:

— вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)

— песенку водички; (с-с-с-с)

— оближите на губах сладкое варенье;

— все вместе проговорим стихотворение про кошку:

«Кошка серая гуляла, молочко своё лакала, Губки, ротик облизала, свои зубки показала,

И «спасибо” всем сказала: «Мяу!”.

— Молодцы!

2. Актуализация знаний и умений.

— Вспомните и назовите гласные звуки?

— Почему они так называются?

— Назовите согласные звуки?

— Почему они так называются?

— Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)

— Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Что вы читали дома? (С.91)

— Как зовут девочек, про которых вы читали? (Кира и Вика)

— Что они делали?

— Что случилось с Викой?

— Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?

— Прочитайте рассказ «Кира и Вика».

(После чтения ученики дают оценку, как прочитали их одноклассники)

Физкультминутка.

(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)

Тихо встанем, скажем: а! Все присядем, скажем: у! Тихо сядем, скажем: ы!

Хорошо читаем мы!

3. Усвоение нового материала.

а) Знакомство со звуком «д”.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

— Посмотрите, что нарисовано на картинке?

(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)

— Правильно, это дом. Назовите все звуки в слове «дом”.

— Какие звуки мы знаем? (О, М)

— Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.

Сядьте лицом друг к другу и произнесите: д-д-д-д!

— Как произносится звук «д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?

— Значит, какой это звук? (Согласный)

— Придумайте слова со звуком «д”? (Ответы детей)

— Встаньте те ребята, в именах которых слышится звук «д”? (Даша, Дима)

— Давайте вместе выучим стихотворение «Дождик”.

(Учитель показывает картинку)

img2-4686601

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!

(Беседа по содержанию)

— Про кого говорится в стихотворении?

— Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

— Как вы понимаете слова: «дождик, дождик, не дожди!”?

— Как нужно относиться к пожилым людям?

— Чем можно помочь дедушке?

б) Знакомство с буквой «д”. (Показ буквы и домика буквы «д”)

— Посмотрите, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д? (Ответы детей)

— Сейчас я вам предлагаю хитрую задачу.

— Посмотрите на рисунок, сколько букв «Д” вы нашли?

(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно сосчитать)

img3-2371019

— Какие слоги, слова можно составить из букв?

— Молодцы!

в) Работа с кассой.

— Составьте и покажите слоги да, до, ду, ды. (Один ученик составляет у доски, остальные — в индивидуальных кассах)

— Я буду к слогам добавлять буквы, а вы читайте получившиеся слова. (Дом, дым, душ)

— Придумайте предложения с этими словами.

Физкультминутка.

Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!

г) Чтение по букварю, с. 92.

(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)

— Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)

— Чтение учителем рассказа «Сад”, беседа по содержанию.

(Чтение учащимися вслух по 1 предложению, затем выборочное чтение)

— Прочитайте предложение, в котором говорится, что растёт в саду?

— Что растёт за домом?

— Прочитайте предложение, в котором говорится, что сад хороший?

(Повторное чтение букварной страницы)

4. Закрепление умений и навыков.

— Я хочу предложить вам отгадать загадки!

Разноцветное коромысло над рекою повисло
Что это? (Радуга)

— Где находится звук Д? (В середине слова)

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу,
Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)

— По каким признакам вы узнали? Где находится звук «д”? (В начале слова)

Всех он любит неизменно, Кто б к нему не приходил, догадались?

Это Гена, это Гена… (Крокодил)

— Где находится звук «д”? (В середине слова)

— Вспомните стихотворение, которое мы учили?

5. Инструктаж о домашнем задании.

— Дома вы повторите стихотворение, которое учили на уроке и научитесь читать с.92.

— Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?

6. Подведение итогов урока.

— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Как он произносится?

— Какой это звук?

7. Рефлексия.

— Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?

— Что вам понравилось?

— Кто доволен своей работой на уроке?

— Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей)

— Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!

— Спасибо вам за работу на уроке!

Ссылка на основную публикацию