«Волшебные краски осени». Интегрированное музыкальное занятие для подготовительной к школе группы для детей с ОНР

Цель:

  • Показать взаимосвязь разных видов искусств.
  • Учить интегрировать знания, полученные на разных занятиях.
  • Коррекция психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов у детей средствами музыкального искусства и цветотерапии.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  • Развивать умение передавать настроение через музыку, цвет, движение.
  • Развивать способности к построению ассоциативных аналогий.
  • Развивать творческое воображение, координацию движений, вокально-хоровые навыки, активизировать артикуляционный аппарат.
  • Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Оборудование:

  • Детские музыкальные инструменты: металлофоны, колокольчики, треугольники, средства ТСО, слайдовая презентация «Мир полон красок”, слайдовая презентация «Семь нот у музыки, семь цветов у радуги”; атрибуты для музыкально-ритмических движений и танцев; костюмы для персонажей (взрослый «Волшебница Палитра”, детский «Юный Художник”), пелерины цветов радуги, коврики для релаксации.
  • Для выполнения коллективной работы: полотно – скатерть бледно-желтого цвета, puzzle: солнышко, тучки, дождинки, осенние листочки разных деревьев.

Музыкальный руководитель. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки. (поёт) Здравствуйте, гости.

Дети. Здравствуйте (поют)

М.р. Ребята, вы любите сказки? Давайте с вами сами придумаем сказку, станем настоящими волшебниками.

Погружение в сказку. Звучит музыка Э. Григ «Утро”

– Музыка поможет нам перенестись в другой, воображаемый мир, мир образов и настроений. Закрывайте глаза. Произнесём волшебные слова:

Вокруг себя повернись,
В волшебной сказке окажись.

– Жил-был Юный Художник. Он очень любил рисовать. Для этого у него были волшебная кисточка и волшебные краски. Давайте с ними познакомимся.

Слайдовая презентация «Мир полон красок”. Приложение 1

– Мир полон красок. Цвет способен радовать и огорчать. Все цвета делятся на тёплые и холодные. Зелёный – промежуточный цвет.

  • Красный цвет огня, жизни. Он даёт энергию и силы.
  • Оранжевый – цвет солнца. Дарит чувство радости, согревает, помогает при простуде.
  • Желтый – цвет разума, улучшает память, помогает сосредоточиться.
  • Зелёный – цвет природы, гармонии, укрепляет, освежает и успокаивает.
  • Голубой – цвет солнечного неба, устраняет страхи, помогает при застенчивости.
  • Синий – цвет покоя, снимает усталость, обезболивает,
  • Фиолетовый на языке цвета означает ночь, тайну, мудрость. Он снимает напряжение.

Все цвета умеют лечить. Это красивое и приятное лекарство!
Ещё у маленького Художника было любимое время года…(показ слайда) Какое?

М.р. Наша сказка осенняя и в ней тоже начинается листопад, ведь листья на деревьях уже пожелтели и опадают.

(Дети поднимают листочки, выполняют упражнение под музыку со звуками живой природы.)

– Музыка приглашает нас прогуляться по осенним дорожкам.

Танец с листочками «Осенние дорожки” (муз. О. Потаповой, сл. В. Орлова).

М.р. Юный Художник из нашей волшебной сказки очень любил музыку. Мы могли бы подарить ему необычную картину, которую нарисуем музыкальными красками – звуками.

1. Выбираем краски. (М.р. поёт, дети повторяют «эхом”.)

Осень ин. б.3. Дождик моросит t 5/3.

Кап-кап, кап-кап ин.8 staccato.

Птицы улетают Дети и м.р. поют звукоподражание f > p
Дует, дует ветер нисходящая мелодия от V к I ступени, glis вверх и вниз

2. У каждого из вас своя музыкальная краска. Давайте нарисуем осеннюю картину голосом. (По дирижерскому жесту исполняют музыкальный кластер «Осень”)

М.р. дает детям карточки, предлагает на слух определить мажорный и минорный лад.

М.р. Картины Художника очень нравились людям. Но однажды волшебным краскам надоело сидеть в тесной, тёмной коробке, и решили они посмотреть мир. И тогда с любимой картиной Юного Художника случилась беда.

С осенней полянки исчезли цвета. Все стало бесцветным, где краски найти?

Помочь нам могут только …

Дети. Волшебники!

М. р. Тихо музыка звучит… К нам Волшебница спешит!

Звучит музыка П. Чайковского «Марш” из балета «Щелкунчик”. Появляется Волшебница Палитра.

Волшебница Палитра. Здравствуйте, ребята. Я Волшебница Палитра, зачем вы меня звали?

М. р. У Юного Художника из нашей волшебной сказки пропали краски. Нельзя ли попросить их вернуться?

В.П. Нет, краски заколдовала злая колдунья, и они не могут вернуться, пока не найдутся добрые дети, готовые помочь Юному Художнику. А вы, ребята, хотите помочь вернуть краски?

Дети. Хотим.

В.П. Хорошо, я вам помогу. Но сначала я расскажу вам одну историю. Моя родная сестра – Волшебница Музыка. Мы с ней очень похожи.

Слайдовая презентация «Семь цветов у радуги, семь нот у музыки”. Приложение 2

В моей палитре семь цветов радуги, а у музыки семь нот. Мы обе любим природу и можем передать любое настроение. Однажды мы пошли гулять. В небе светило яркое Солнышко. Вдруг тучка нахмурилась, и пошел Дождик. Солнышко и Дождик протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Ах, какая она была красивая! Тогда мы тоже взялись за руки. И снова появилась Радуга. Да не простая, а музыкальная.

Красный – «до”, оранжевый – «ре”, желтый – «ми”, зелёный – «фа”, голубой – «соль”, синий – «ля”, фиолетовый – «си”. (Волшебница Палитра озвучивает звукоряд на металлофоне). Дети рассматривают музыкальную Радугу, в виде нотного стана с разноцветными нотам, которая закреплена на стене.

В.П.

Радуга вам поможет, друзья.
В музыке вы поищите цвета.

– Ребята, если вы найдёте все краски радуги в музыке, они появятся в моей волшебной палитре (показывает на пустую палитру, которая также закреплена на стене)

М.р. Спасибо, Волшебница Палитра! Оставайся с нами. (Показывает на музыкальную Радугу.) Красный, оранжевый, жёлтый… Как вы думаете, какое время года можно нарисовать этими цветами? Почему? Какая знакомая вам песенка передаёт осеннее настроение? (Играет музыкальное вступление к песне.)

Дети исполняют песню «Отчего плачет Осень”( сл. и муз. Е Соколовой).

М.р. Эта песня особенная по характеру музыки. Какой по настроению куплет в этой песне, а припев?

Дети определяют самостоятельно, что куплет минорный (тучка), а припев – мажорный (солнышко). Музыка изменяется, «как погода осенью”, чтобы лучше передать характер песни. Вокально-хоровая работа над песней.

М.р. Посмотрите на нашу палитру, на ней появились тёплые цвета. А теперь посмотрим на музыкальную Радугу, какой цвет мы сейчас будем искать?

Дети. Зелёный.

(Упражнение на расслабление речевого аппарата губ, нижней челюсти.)

Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!

М.р. Новое задание ждёт нас впереди. Какие ещё цвета надо найти?

Дети. Голубой, синий, фиолетовый.

М.р. Как вы думаете, песня про дождик соответствует по настроению этим цветам?

Творческие задания под песню «Дождик”.

М.р. предлагает девочкам придумать танец «дождинок”, а мальчикам выбрать музыкальные инструменты для музыки «дождя”. Девочки импровизируют танец с «ленточками дождинками”. Мальчики озвучивают песню на детских музыкальных инструментах.

Появляется Волшебница Палитра.

В.П. По музыкальной Радуге вместе вы прошли, все цвета волшебные Художнику нашли. (Показывает палитру, на которой есть все семь цветов.) Давайте с ними поиграем. Подберите цвета, которые соответствуют настроению, характеру музыки.

Дети слушают музыку различного характера (мажор и минор), иллюстрируют её в цвете по своим ощущениям цветными карточками. (И. Бах «Шутка” ; Р. Шуман «Первая утрата”; Р. Шуман «Весёлый крестьянин”).

М.р. А сейчас мы с вами превратимся в волшебные краски.

Дети надевают пелерины (большие съёмные воротники до плеч) цветов радуги.

М. р. Чудеса в сказке продолжаются, ребята в волшебные краски превращаются.

Воспитатель предлагает детям выбрать свои любимые цвета и создать для Юного художника осеннюю картину. Дети под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня” выполняют коллективную работу с воспитателем, собирают puzzle, выкладывают осеннюю картину из фрагментов на полотне: солнышко, тучки, дождинки, осенние листочки разных деревьев.

Воспитатель. Осенняя картина готова!

М.р. Молодцы, ребята! Я думаю, что она замечательно украсила нашу волшебную сказку. Ею сможет полюбоваться и наш Юный Художник.
Мы отлично потрудились и немного утомились. (Дети ложатся на цветные коврики.)
Вот сейчас закроем глазки и увидим мы все краски.

Релаксацию под музыку со звуками живой природы проводит педагог-психолог.

– Представьте себе, что за окном идет дождик. Его капли сверкают, переливается. Они прозрачные. А теперь наполните дождик своим любимым цветом. Он добрый и ласковый. Вашему телу приятно и тепло, вы наполняетесь своим любимым цветом. Вы спокойны и уверены. Сегодня вы побывали в волшебном мире Красоты, убедились в том, что музыка может сочетаться с цветом, выражать один образ, одно настроение. Вы старались порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других, дарить улыбки, радость, помогать кому-то.

М.р.

Дружно глазки открывайте, Потихонечку вставайте,

Гостя Юного встречайте.

Дети встают. Под музыку появляются Юный Художник и Волшебница Палитра.

Юный Художник (любуется картиной) Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

(Упражнение для развития коммуникативных навыков (парное).)

Ю.Х.

Мы любим разные цвета (дети отходят друг от друга),
Но все равно мы все – друзья (подбегают друг к другу).
Ты мой друг (дотрагиваются ладошкой до партнёра),
И я твой друг (ладошкой показывают на себя)
Я тебя люблю (дети обнимают друг друга),
И улыбку добрую я тебе дарю (дети улыбаются друг другу).

В.П. А ещё мы хотим подарить вам осенний букет из разноцветных конфет.

М.р. Ребята, сегодня вы были настоящими артистами, а ещё просто волшебниками. Потому что волшебником может стать каждый, кто украшает мир добротой и красотой. Нам пора возвращаться в детский сад.

Выход из сказки.

Вокруг себя повернись.
В детском саду окажись.

М.р. поёт детям «Прощальную песенку”.

Дети (поют). До свиданья!

Дети под музыку «Песенка о волшебниках” (Г. Гладкова) уходят в группу.

Ссылка на основную публикацию