Урок в 5 классе «Взаимосвязь литературы и музыки»

Цели:

  1. Усвоить термины «камерная музыка», «квартет».
  2. Развитие навыков музыкального анализа.
  3. Нацеленность на интонационно-образное мышление.
  4. Воспитывать любовь к русской музыке.

Оборудование: иллюстрация «Квартет» Кукрыниксы, портрет Бородина.

Музыкальный материал: А. П. Бородин квартет №2 часть 3.

Ход урока

Вход под музыку Гайдна «Квартет».

Учитель: ребята, сколько инструментов исполняло это произведение?

Ученик: несколько.

Учитель: как вы считаете, эта музыка предназначена для исполнения в большом зале или в маленькой гостиной?

Ученик: наверно, в маленькой, ведь играло несколько инструментов, а не целый оркестр.

Учитель: такую музыку называют камерной. О всяких камерах приходится слышать. Например, назовите.

Ученик: авто-, велокамеры, кино-, фотокамеры и даже тюремные камеры.

Учитель: а что же между ними общего? Все они говорят о каком-то тесном пространстве. В старину, когда не было концертных залов и филармоний, небольшие музыкальные произведения исполнялись в домах любителей и ценителей музыки. Играли на скрипках, виолончелях, флейтах и клавесинах. Это были домашние концерты, на которые приглашались лишь близкие знакомые. От этих самых концертов и пошло выражение — камерная музыка (от слова «камера», которое в переводе с итальянского означает «комната»), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале, а в маленькой комнате или крохотном зальчике, там, где нельзя исполнять, допустим, симфонию. Поэтому, камерные произведения написаны для небольшого числа исполнителей. Давайте вместе вспомним, как называют двух, трёх исполнителей – дуэт и трио.

Сегодня мы поговорим о числе «4». По-латыни это слово означает «кварта».

Назовите однокоренные слова.

Ученик: квартал, квадрат, квартира.

Учитель: правильно, и все они имеют в своём основании четыре угла. А у музыкантов, — квартет – ансамбль четырёх исполнителей. Квартеты бывают разных составов, например, из медных или деревянных духовых инструментов, существуют даже вокальные квартеты. Но важно, чтобы все тембры подходили друг другу. Какие же инструменты уживаются лучше всего? На этот вопрос ответит басня И. А. Крылова «Квартет». Слушание басни.

Учитель:

  •  Что же отличает эту прекрасную музыку от музыкального «безобразия» в басне? (Выразительная мелодия).
  • Сколько зверей в этой басне? (Четверо животных, пятый – соловей не участвует в музыкальной игре).
  • На каких инструментах играли звери?
  • На чём играл медведь? (Бас – самый низкий голос в ансамбле, в струнном квартете басовый голос у виолончели).
  • Что за инструмент «альт»? (Струнный смычковый инструмент, как скрипка, но чуть больше размером и тембр у альтовой скрипки более низкий и мягкий).
  • А как рассаживались горе – музыканты? (Настоящий струнный квартет обычно располагается так: первая и вторая скрипки помещаются рядом, альт напротив первой скрипки, а рядом с ним виолончель. При таком расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки).
  • Кто же был настоящим музыкантом в басне? (И не только соловей. Сам Крылов, великий баснописец, был очень хорошим музыкантом, и что особенно важно для нас, любил играть в квартете).

Иллюстрация «Квартет» Кукрыниксы. Так называли себя три художника по первым слогам своих фамилий: Куприянов. Крылов и Соколов.

Учитель: в музыке уже давно сформировался квартет, его называют струнным или классическим. Это две скрипки, альтовая скрипка и виолончель. Я предлагаю сейчас послушать «настоящий» квартет. Как правило, произведения, написанные для квартета, так и называются квартетами. Обычно квартет состоит, как и симфония, из четырёх частей.

Слушание: квартет № 2 часть 3 А. П. Бородина.

Цель:

  • услышать красоту, совместимость тембров инструментов в квартете;
  • определить на слух тембр четырёх инструментов.

Учитель: ребята, вы услышали, как постепенно подключались инструменты? Какими интонациями пронизана музыка?

Ученик: певучая, напевная мелодия, лирическое раздумье.

Учитель: первые аккорды звучали у второй скрипки и альта, а красивейшую мелодию исполнила низким и мягким голосом виолончель. Чуть позже почти такая же мелодия появилась и у скрипки, с высоким завораживающим звуком, чарующе-искренняя, полная страсти и нежности.

Учитель: как вы считаете, русский ли композитор написал? Почему?

Портрет А. П. Бородина.

Учитель: напевность присуще русским композиторам, идущая от русской народной песни. Неповторимо своеобразный композитор Александр Порфирьевич Бородин, для которого характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни. Главные качества его музыки – великанская сила и широта, колоссальный размах, он воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей. Великий учёный – химик, композитор, поэт. Я предлагаю послушать ещё раз 3 часть из 2 квартета, потому что это произведение называют жемчужиной русской песенной лирики. А у Бородина эта часть носит красивое название — «Ноктюрн», в переводе означает мечтательная, песенная музыка, навеянная образами ночи. После прослушивания звучат стихи Л. Некрасовой:

В струне, звучащей на просторе, И в дудочке из камыша Поёт в радости и горе Народа светлая душа… Звучит, скрываясь в каждом шуме, Таинственный и тихий звук, Лишь чуткому доступный слуху. Послушай, как щебечут птицы, Послушай, как поёт волна, Как дождь в окно твоё стучится,-

Повсюду музыка слышна!

Учитель: ребята, как вы считаете, эти стихи созвучны музыке квартета?

Учитель: а в наше время, где же можно послушать камерную музыку, ведь все залы большие: филармонии, театры, а исполнителей немного?

Ученик: (сомневаются) наверно, в зале большом.

Учитель: даже в огромном концертном зале камерную музыку слушают, будто приблизившись, разглядывая в ней мелкие подробности, оттенки.

Сегодня визитной карточкой музыкальной культуры в нашей стране можно назвать Государственный квартет имени Бородина. Легендарный ансамбль отметил своё 65-летие. Такой факт творческого «долгожительства» занесён в Книгу рекордов Гиннесса.

Итог:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какая взаимосвязь между музыкой и литературой?

Вывод: музыка и литература взаимно дополняют друг друга и обогащают.

Интересный факт: при жизни Крылова некоторые его басни были положены на музыку, а сам Крылов иногда аккомпанировал певцам.

Домашнее задание: найти музыкальные басни И. А. Крылова.

Например:

1) «Осёл и соловей»:

Тут Соловей являть своё искусство стал: Защёлкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался, Внимала всё тогда

Любимцу и певцу авроры.

2) «Скворец»:

И думает: «Постойте, же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом». И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом; То он пищал, то он хрипел, То верещал козлёнком, То непутёвым

Мяукал он котёнком.

Ссылка на основную публикацию