Урок социально-бытовой ориентировки «Сервировка стола к завтраку»

Цель: научить правилам и последовательности сервировки стола к завтраку с учетом различных меню.

Задачи:

  • Образовательные: расширить, упорядочить, систематизировать знания детей о сервировке стола к завтраку; дифференцировать кухонные и столовые приборы, кухонную и столовую посуду.
  • Коррекционные: корригировать психические процессы, учить сравнивать , дифференцировать приборы и посуду, способствовать умению выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам.
  • Воспитательные: воспитывать культуру при сервировке стола, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: кухонные и столовые приборы и посуда, памятки, скатерти, салфетки карточки.

Словарная работа: сервировка, сервировать.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие, сдача рапорта.

Учитель: Ребята какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Дети: Столовые и кухонные приборы, столовая и кухонная посуда.

I. Проверка домашнего задания. Учитель прикрепляет на 2 стола надписи.

I стол

Кухонная посуда

II стол

Столовая посуда

Кухонные приборы

Столовые приборы

Игра «Волшебный мешочек»

Учитель: В мешочке находятся столовая и кухонная посуда, столовые и кухонные приборы. Вы должны на ощупь определить, что там находится, а потом вынуть.

1-й ребенок: Ложка.

Учитель: К чему относится?

1-й ребенок: К столовым приборам.

Учитель: Что еще относится к столовым приборам?

1-й ребенок: Вилка, нож, десертная ложка.

(Ребенок кладет ложку на второй стол).

2-й ребенок: Прихватка.

Учитель: К чему относится?

2-й ребенок: К кухонным приборам.

Учитель: Что еще относится к кухонным приборам?

2-й ребенок: Терка, разделочная доска.

(Кладет прихватку на первый стол.)

3-й ребенок: Чашка.

Учитель: К чему относится?

3-й ребенок: К столовой посуде.

Учитель: Что еще относится к столовой посуде?

3-й ребенок: Тарелка, блюдце.

(Ставит чашку на второй стол.)

4-й ребенок: Кастрюля.

Учитель: К чему относится?

4-й ребенок: К кухонной посуде.

Учитель: Что еще относится к кухонной посуде?

4-й ребенок: Чайник, сковорода.

(Ставит кастрюлю на первый стол.)

Учитель: Как вы думаете? Почему я именно так разместила надписи на столах: кухонная посуда и кухонные приборы на одном столе, а столовая посуда и столовые приборы на другом?

Дети: Кухонные посуды и кухонные приборы нужны для приготовления пищи, а столовая посуда и столовые приборы для употребления пищи.

Учитель: Сейчас поработаем с перфокартами. Вам необходимо вычеркнуть лишнее и объяснить

1 перфокарта: ложка, вилка, нож, прихватка.

Лишнее – прихватка, т.к. это кухонный прибор, а все остальные – столовые.

2 перфокарта: чашка, блюдце, тарелка, вилка.

Лишнее – вилка, т.к. это столовый прибор, а остальное – столовая посуда.

3 перфокарта: сковорода, кастрюля, чайник блюдце.

Лишнее – блюдце, т.к. это столовая посуда, а остальное – кухонная посуда.

4 перфокарта: терка, разделочная доска, прихватка, кастрюля.

Лишнее – кастрюля, т.к. это кухонная посуда, а остальное – кухонные приборы.

Оценки.

II. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать тему «Питание». И тема нашего урока «Сервировка стола к завтраку». (Запись темы в тетрадь)

Сегодня на уроке мы изучим правила сервировки стола, я покажу, как нужно сервировать стол и вы самостоятельно будете это делать.

Словарное слово: сервировка— расстановка для еды на стол посуды и приборов. (Прочитайте)
– запись в тетрадь

Существуют правила сервировки стола. И прежде чем мы начнем изучать, нужно вымыть руки. Зачем?

Дети: Чтобы микробы не попали на стол, на приборы на пищу.

1 правило (вывешиваю)

Сервировать стол желательно в одном стиле. Что это значит?

(Если дети затрудняются, то показываю одинаковые скатерть, салфетки, чашки и блюдца.)

Это значит одинаковой посудой и приборами, скатертью и салфетками.

Подойдем к столам и будем учиться сервировать. Итак, расстилаем скатерть.

2 правило (вывешиваю)

На край стола поставить тарелку.

И, прежде чем мы поставим тарелку, ответьте на вопрос: Что мы кушаем на завтрак?

(Ответы детей.)

Для макарон какую тарелку поставим? (Мелкую.)

Для молочной каши? (Глубокую.)

Представим, что мы кушаем молочную кашу (поставили тарелку).

3 правило (вывешиваю)

Ложку положить выпуклой стороной вниз справа от тарелки.

Что значит выпуклой?

(Ответы детей.)

4 правило (вывешиваю)

За тарелкой, справа, ставят стакан или блюдце с чашкой, ручка обращена влево.

5 правило (вывешиваю)

Чайную ложку кладут на блюдце ручкой вправо.

А теперь изменим ситуацию, представим, что мы завтракаем макаронами.

Какую тарелку поставим? (Мелкую.)

Нужна ложка? (Нет). Положим вилку.

А если к макаронам – сосиска, как мы будем ее есть? (При помощи ножа).

Как вы думаете, с какой стороны надо положить вилку?

6 правило (вывешиваю)

С левой стороны положить вилку выпуклой стороной вниз, а нож с правой стороны – лезвием к тарелке.

Какие правила нужно соблюдать при работе с ножом?

  • Хранить нож в определенном месте.
  • Не есть с ножа.
  • Нож передавать ручкой вперед, а лезвием от себя.

Почему мы положим именно так? (Т.к. основной упор пойдет на правую руку, а левой рукой отрезанный кусочек мы сможем легко положить в рот)

7 правило (вывешиваю)

Салфетки положить слева от тарелки.

Почему, глядя на стол, мы можем сказать, что он сервирован к завтраку, а не к обеду?(Ответы)

А теперь сядьте на свои места и приклейте к себе в тетрадь. (раздаю напечатанные правила)

В это время сервирую столы с ошибками.

— А теперь у каждого накрыты столы, найдите ошибку, и исправьте ее. (Работа детей.)

Ребята, я каждому раздала план сервировки стола.

Посмотрите и скажите, на что указывает пунктирная линия? (Рисунок 1)

Рисунок 1

Посуду размещают на 2 сантиметра от края стола (показываем 2 см), а ручки приборов образуют с краем тарелки одну линию. (Поправьте).

Сядьте и приклейте этот план в тетрадь.

А теперь каждому будет предложено задание для сервировки стола.

Самостоятельная работа.

Предлагаю накрыть стол и озвучить то, что вы делаете. (Индивидуальная работа).

Ребята, зачем нужно сервировать стол?

За таким столом приятно и удобно кушать.

Вывод: Правила существуют не просто так, а для удобства.

Мы изучили тему «Сервировка стола к завтраку». Теперь вы сможете накрыть стол для себя, своих родных, друзей. Если вы примените свои знания и накроете стол по правилам, то о вас сложиться мнение, как о культурном и воспитанном человеке.

А правило пользования приборами мы изучим в шестом классе.

Оценки.

Итог.

Ссылка на основную публикацию