Урок-соревнование по математике в 4 классе «Умники и умницы»

Мы умные ребята И не любим мы скучать, С удовольствием мы с вами

Будем в «Умники и в умницы играть”.

— Наша игра называется «Умники и умницы”. Эта игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все её участники, которых мы назовем «теоретиками” (Для всех справка. Это слово произошло от греческого слова «цеория”-«исследование, рассмотрение”).

За верный ответ «теоретик” получает «орден”. А наши судьи … будут наблюдать.

I (Представление судей.)

Кто из теоретиков первым поднял руку?

(3 человека отобрать)

Отборочные вопросы:

1. У слов «олень” и «сложный” убрали первые буквы, получились новые слова. Какие? (Лень, ложный)

2. К слову «плакат” добавили «Ь”, а к слову «уметь” добавили букву «Ш” и получили новые слова. Какие? (плакать, шуметь).

3. К слову «лить” добавить букву «З”, а к слову «рубить” добавить букву «Г”. Что получилось? (злить, грубить)

  • Вам нравятся эти слова?
  • Мне их произносить даже не хочется, поэтому мы их выбрасываем.

И начинаем игру.

Представление первой тройки игроков.

— Назовите себя.

— Перед началом АГОНА мы разыгрываем дорожки. Кто быстрее отгадает загадку, тот и получит право выбора дорожки. Прежде чем вы выберите дорожки, напомним их свойства.

Красная – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

Желтая – можно ошибаться один раз.

Зеленая – самая длинная, но на ней можно ошибаться два раза.

Разминка:

Загадки:

  1. Назови три имени существительных. Один говорит: побежим, побежим (река). Другой говорит: постоим, постоим (берега). Третий говорит: пошатаемся, пошатаемся (трава)
  2. Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит (туча, ветер, солнце)
  3. Назови имя существительное. Самое веселое, свободное в школе? (Перемена)

Вопрос игроку на красной дорожке

1. Я называю слова. Какое слово лишнее? И какой частью речи оно является? (Я, он, ты, мне, мни(глаг.), тебя, тот, эта)

Вопрос игроку на желтой дорожке

  1. К какому местоимению нужно добавить слог ло, чтобы получить неодушевленный предмет(МЫЛО)
  2. Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко” произнеси —

И представишь сразу неба синь.

Какой частью речи является «высоко”? (Наречие)

Вопрос игроку на зеленой дорожке.

  1. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Подсказка: второй слог «мы”. (Вымыты)
  2. Пойми смысл словосочетания и подбери подходящее наречие. (Идти черепашьим шагом (медленно), кот наплакал (мало), как по маслу (хорошо))
  3. – Что без меня предмет? Лишь название.
    А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, и хлеб в полях растет. (О глаголе)

(Подведение итогов первого агона)

Слово жюри.

Второй агон

«Не зная литературы во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар”.

Отборные вопросы второго агона

  1. Как называется школьный известняк? (Мел)
  2. Итальянский Буратино (Пинокио)
  3. Кто автор слов: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой?” (А.С. Пушкин)
  4. Некрасов, Тургенев, Толстой. Что общего между этими людьми? (Писатели)
  5. Людской порок, приписываемый ослам (Упрямство)
  6. Путеводитель в Киев? (Язык)
  7. Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. Кто он? (Чиполино)
  8. Какое «удобрение” в десять раз увеличивает урожайность на Поле Чудес в стране дураков? (Соль)

Представление второй тройки участников.

— Кто отгадает и даст мне первым правильный ответ, тот и будет первым выбирать себе дорожку.

Задания:

  1. Назовите синонимы слова «наставник”. (Учитель, педагог)
  2. Птица-кашевар из детского стихотворения? (Сорока)
  3. Какие слова изнуряли Винни-Пуха? (Длинные)

Вопрос игроку красной дорожки.

  1. Кто напечатал первую в нашей стране для детей Азбуку-букварь? (Русский первопечатник Иван Федоров. В 1574г. в г. Львове)

Вопрос игроку на желтой дорожке

  1. С каким животным иногда сравнивают человека, которого и пушечным выстрелом не разбудишь, говоря, что он спит, как. Кто? (Сурок)
  2. Как звали сыновей старика в сказке П.Ершова? «Конек горбунок?”. (Данило, Гаврило, Иван)

Вопрос игроку на зеленой дорожке.

  1. Подумай, пожалуйста, и скажи кого из очень хорошо известных писателей в детстве звали: Ваня (Бунин, Куприн, Тургенев), Саша (Пушкин).
  2. Я назову ряд фамилий. Назови лишнее. Рембрандт, Шекспир, Рафаэль, Моне (Шекспир- писатель, остальные — художники)
  3. Мальчик крикнул прохожему «Скажите, сколько сейчас часов”, а после ответа быстро скрылся. Мальчик допустил четыре ошибки. Какие?
    1. Нельзя: кричать. (спокойно)
    2. Говорят: «Который час”?
    3. Волшебное слово «пожалуйста”
    4. Не поблагодарил

Жюри подводит итог второго агона

Музыка

Третий агон

— Тема следующего агона: «Все о пословицах”

Отборочные вопросы третьего агона.

— Выразите пословицей смысл предложения

  1. Береги время (Делу время, потехе час)
  2. Не болтай (Держи язык за зубами)
  3. Учись всю жизнь (Век живи, век учись)
  4. Держи слово (Не давши слово, крепись, а давши держись)
  5. Доводи начатое дело до конца (Не верь началу, верь концу)
  6. Одному умному хорошо, но не очень (Ум хорошо, а два лучше)
  7. Трудись, терпи – и все получится (Терпение и труд все перетрут)

Представление третьей тройки участников

— Первый, кто скажет правильный ответ, имеет право выбора дорожки.

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает. (Союз)

Вопрос игроку на красной дорожке

  1. Какая часть речи имеет лицо. И сколько их? (Глагол. 3 лица). Лицо – это часть головы, лицо монеты, ткани, здания(фасад)

Вопрос игроку на желтой дорожке

  1. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто” можно испечь пирог? (тесто)
  2. Встречаюсь вам почти на всех страницах

Могу оттенки придавать значениям.

Могу вообще подвергнуть отрицанию

Все то, что кто нибудь произнесет (Частица)

Вопрос игроку на зеленой дорожке

  1. Назови десять слов употребляющихся только во множественном числе. (Джинсы, весы.)
  2. – Определи какими частями речи является слово косой
    В полях, не кошенных косой (сущ.)
    Все утро дождик шел косой (прилаг.)
  3. Он не станет членом предложения Всегда свободен, хоть стоит в строю. Объединять и связывать способен,

    Незаменим и помнит роль свою (предлог)

Вот и определились финалисты – победители сегодняшней игры «Умницы и умники”. Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это …

Жюри подводят итоги третьего агона и всей игры.

Итог:

— Быстро летит время. Вы заканчиваете начальную школу. Мы верим в вас. Наши умники – и умницы!

Любая школа – это храм науки, И как всегда в подлунном мире водится, И президент, и плотник, и пастух

Без школы, без учебы не обходятся

«Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с Умом! Вас ждёт великая награда.

И та награда – в нем самом”.

— Пока жюри подводит итог, предлагаю зрителям игру «Точки”. Заменяя в подсказке первую букву, вы отгадываете слово:

  • Езда (она нужна для управления лошадью)
  • Узда
  • Ворс (сладкий напиток)
  • Морс
  • Дочь (темная после дня)
  • Ночь
  • Ел (лежит на дне озера)
  • Ил
  • Капля (весь день стоит в болоте на одной ноге)
  • Цапля
  • В словаре Даля нет слов на эту букву
  • Это буква «Ы”
Ссылка на основную публикацию