Урок русского языка «Склонение имен существительных»

Цели:

  1. Обобщить знания о склонении имен существительных.
  2. Совершенствовать умения определять тип склонения существительных в начальной форме и в косвенных падежах.
  3. Развивать навык беглого чтения.
  4. Продолжить формирование понятия «вода», расширить представления о ее свойствах как природного тела.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • таблица «Три склонения имен существительных», карта полушарий,
  • отпечтанные тексты стихотворения И. Никитина,
  • рисунки учащихся по теме «Охрана водоемов»,
  • книга П. Гебеля «Природное наследие человечества»,
  • фотографии озера Байкал,
  • компьютер и проектор.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Учитель

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет, Покуда слова сам не взвесишь

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя.

2. Сообщение темы и целей урока.

Наш сегодняшний урок будет несколько необычным. Вместе с изучением склонений имен существительных обобщим знания из природоведения.

Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имен существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, значении для природы и человека, а значит и для нас.

3. Минутка чистописания.

— Прочитайте предложение, записанное на доске:

Мать водица — всему царица.

— Что обозначает это выражение?

Вывод: Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты.

— Запишите предложение в тетрадь.

4. Словарная работа.

— Прочитайте текст.

Т.кла через с.ло р.ка. Была она в.сёлая, г.в.рливая. Решили люди приучить речку к р.боте. Ведь она может помочь и к.ров д.ить, и землю п.хать, и .город пол.вать, и пш.ницу м.л.тить.

— Найдите в тексте словарные слова и запишите их в именительном падеже.

— Какие словарные слова вы записали? (Работа, корова, огород, пшеница).

— Объясните пропущенные орфограммы.(Один ученик работает у доски).

Текла — тёк, село — сёла, река — реки, веселая — весел, говорливая — говор, разговор, поливать — лить, деревья — дерево, молотить — молот, молотит.

— В каких словах звуков больше, чем букв? (весёлая, говорливая)

— Разберите слова по составу.

5. Минутка природоведения.

— На предыдущем этапе мы вспомнили о значении воды. А в каком состоянии встречается вода в природе? (твёрдом, жидком, газообразном)

— Где можно увидеть эти состояния воды? (Лёд на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана).

— Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (В различные осадки)

— Назовите их.

Снег, дождь, изморозь, роса.

Слова записаны на доске.

— Запишите слова и определите их склонение. Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?

(Учащиеся рассказывают правило, записывают слова в тетрадь и делают самопроверку).

— Мечтаете ли вы увидеть чудо?

— А какое чудо окружает нас постоянно?

— Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.

Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны тёплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень — всё это жидкое тело, это вода.

— Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании.

(Дети вспоминают и называют).

6. Определение склонений имён существительных.

1) Образуйте от имён существительных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонение.

Фантастические, причудливые, узорчатые, радужное, громадных, тёплых, леденящая, весенний, жидкое.

— Запишите имена существительные в тетрадь.

Фантастика(1), причуда(1), весна(1), тепло(2), лёд(2), громада(1), узор(2), радуга(1), жидкость(3).

— Какие слова можно отнести к понятию вода?

— В каком падеже стоят имена существительные, которые вы записали?

— Как определить склонение в именительном падеже?

— Можно ли определить склонение существительных, если оно стоит не в именительном падеже?

Физкультминутка

(Проводится под музыку в виде игры «Море волнуется:»).

2) А теперь я предлагаю, используя знания и умения определить склонение существительных в косвенных падежах, выполнить упражнение № 214.

3) — Можете ли вы сказать, откуда пришла вода?

— Я предлагаю найти ответ на этот вопрос в стихотворении, которое лежит на вашем столе.

— Кто автор этого стихотворения?

— Что вы знаете об этом поэте? (Ученики вспоминают сведения, которые получили на уроках чтения).

— Прочитайте это стихотворение.

Откуда пришла вода?
И. Никитин.

Спросил на днях малыш — сосед У струйки, льющейся из крана: — Откуда ты?

Вода в ответ: — Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу. Росой искрилась вся поляна — Откуда ты? — спросил росу.

— Поверь, и я из океана.

— Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана донёсся шепот: — Знай, малыш,

И я пришла из океана!

На поле лег туман седой. Малыш спросил у океана: — Откуда ты? Ты кто такой?

— И я дружок из океана!

Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке И в слезинке, и в дождинке, И в росинке Нам откликается всегда

Океанская вода.

— Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных её проявлениях.

— Запишите их.

— Назовите слова, которые относятся к 1 склонению.

— Почему вы так решили?

Роса, газировка, льдинка, капля, слезинка, дождинка.

4) — Откуда они появились? (Из океана).

— Что такое океан? (Крупный естественный водоем)

— Сколько океанов на нашей планете? Назовите их.

(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан).

— Какие водоёмы вы ещё знаете?

(Родник, ручей, река, море, озеро, пруд)

5)- Ребята, назовите такой водоем, который со всех сторон окружен сушей. (Озеро)

— Какое самое глубокое озеро на Земле? (Байкал)

Где оно находится? Покажите на карте.

Что вы знаете о нем? (Некоторые учащиеся готовят сообщение о Байкале).

Байкал — необыкновенное явление на нашей планете, одно из величайших и красивейших озер. Это самое глубокое, самое большое по объему чистейшей пресной воды (20% мировых запасов), самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал — одно из древнейших озер мира: ему около

25 млн. лет. Берега озера расходятся со скоростью до 2 см в год.

Более 300 рек и речек впадает в Байкал. Наиболее крупная из них Селенга. Вытекает одна река — Ангара. Вода в Байкале темно-синего цвета, ярко-синие оттенки наблюдаются в июне, прозрачность достигает более 40 метров.

Уникальный животный и растительный мир способствует сохранению чистоты вод Байкала. В Байкале около 1000 видов животных: тюлень, нерпа, голомянка — живородящая, омуль, осетр.

— Запишите об этом удивительном озере несколько предложений.

Озеро Байкал — голубая чаша Сибири. По Байкалу ходят белые корабли с грузом и пассажирами.

— Второе предложение разберите по членам предложения. Дайте характеристику предложению. (Один человек у доски).

7. Минутка экологии.

Планета Земля — наш родной дом, и каждый из нас отвечает за беспорядок в нем. На дом вам было задано подумать о поведении людей на природе. Некоторые ученики свои ответы выразили в рисунках.

» Современный человек, видимо не понимает, что все вокруг нас — продукты Земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим», — это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.

8. Итог урока.

— Достигли мы цели урока?

— Что нового узнали? Что повторили?

Ссылка на основную публикацию