Урок литературы в 7 классе «САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»»

Цели: познакомить со сказками, с определением сатиры; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам 1–8 (выборочно).

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Чтение эпиграфа к теме (с. 261 в учебнике).

«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя», – писал Н. Г. Чернышевский.

Рассматривание портрета М. Е. Салтыкова-Щедрина.

– Какой острый, холодный, даже суровый взгляд! Почему?

Обратимся к биографии писателя. Какие впечатления детства отразились в его произведениях?

2. Работа со статьей учебника (с. 261–262).

– В какой обстановке прошли детские годы писателя? (М. Е. Салтыков-Щедрин не любил вспоминать детство, скопидомство матери, ее жестокость и наказания. Со страхом он вспоминал последние годы крепостного права (оно отменено в 1861 г.), которое порождало бесправие всех слоев общества, изворотливость и лукавство, страх ежечасно быть униженным, раздавленным.)

Прочитать по учебнику о годах учебы, службы, ссылки. (Писатель был справедлив, мечтал о социальном равенстве.) Сказка «Карась-идеалист».

3. Словарная работа.

Дать определение иносказания, сатиры (Ii ч., с. 297). (Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.)

Эзопов язык – особый вид письма, иносказание. Сарказм – язвительная насмешка, ирония, едкое и насмешливое замечание.

– Почему Салтыков стал Щедриным.

Учебник, I ч., с. 263 (2-й вопрос).

4. Комментированное чтение учителя (с. 263–273).

Домашнее задание: сказку дочитать, подумать, против каких пороков общества она направлена.

Цели: продолжить знакомство с сатирическими сказками; подчеркнуть пороки эксплуататоров и высмеять их высокомерие, никчемность; подвести к критике покорности русского мужика.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что такое юмор?

– Что называется сатирой? (Юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде: в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

Сатира – гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности. Салтыков-Щедрин в «Повести…» выставляет генералов на посмешище, отмечая их паразитическую жизнь. Это уже сатира.)

III. Изучение «Повести…» (продолжение).

1. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему писатель назвал произведение сказкой? (Назвать фантастические моменты сказки.)

Черты народной сказки, которые использовал Салтыков-Щедрин:

1) сказочный зачин «жили-были»;

2) устойчивые  выражения:  по  щучьему веленью, по моему хотенью; долго  ли,  коротко  ли;  прошел  день,  прошел  другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;

3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.

– Вспомните,  что  такое  гипербола.  Какую  роль  она  играет  в  повести? (Гипербола – это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывание одного из генералов о том, что он думал,  будто  булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается аналогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение (например, эпизод с яблоками).

– Как автор рисует внешность генералов? («Стали они друг друга… по ордену? (С. 264.)

– Где и как служили?

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, проведя всю жизнь в «какой-то регистратуре».

– О чем говорит эпитет «какой-то»? (он подчеркивает ненужность, бесполезность ее. И все-таки генералы служили там и пенсию теперь получают. За что? Разве за то, что в ненужной регистратуре служили ненужные люди, которые не умели ничего делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…» В этом уже слышится насмешка автора.)

Задание: доказать, что генералы не только не умели говорить, но ничего не умели делать. С. 265–266. Разговор о смене дня и ночи. Доказать их невежество. («Стали искать, где восток и где запад». С. 265. «Хочет генерал достать хоть одно яблоко…»)

– Каковы темы их разговоров?

– О чем пишут газеты? (с. 267. «Вчера… земляника», «Из Тулы пишут … Подливка…», «Из Вятки… увеличится». Общество высших классов утонуло в праздности и сытости. Эксплуатацию (угнетение) народа оно считало обычным делом, оно жило за счет народа.)

Задание: зачитать суждения генералов о мужике. В чем они уверены? («…мужик везде есть»… А он уж, в этом генерал убежден, все умеет делать, только от работы отлынивает.)

– О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? (Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем». Полное неуважение к мужику-труженику.)

– К кому нужно отнести слово «тунеядец»?

– Как мужик угодил путешественникам-генералам?

– Изменилось ли отношение их к мужику? («Не дать ли и тунеядцу частичку?». «Однако и об мужике не забыли…»)

Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную их уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.)

– Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу.)

– Какие чувства вызывает он, когда плетет себе веревку? (Покорный, безропотно выполняющий любую работу, проявляя умение и сноровку, и безропотно слушающий оскорбления генералов.)

– Как вы думаете, одинаков ли смех, который вызывают разговоры и поступки генералов и смех, который вызывает эпизод, когда мужик плетет себе сам веревку? (Смех, связанный с генералами, обличительный (разоблачительный). Автор зло, беспощадно высмеивает никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая (преувеличение – гипербола) их неприспособленность и невежество, раскрывая их звериную сущность («…в одно мгновение остервенились… Полетели клочья…»)

Высмеивая робкую покорность мужика, Щедрин испытывает чувство боли, мужик могуч, не пропадет в любой ситуации, обстановке, ловок, находчив (ловкость и находчивость автор, преувеличивает) и… безропотно покорный, поэтому смех писателя горький, смех сквозь слезы, смешанный с настоящей человеческой болью. Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя.)

Вывод: только огромная любовь к русскому народу и неограниченная возможность безнаказанно смеяться над пороками людей заставила Салтыкова-Щедрина стать писателем-сатириком и обратиться к жанру сказок. В них он обличает паразитическую сущность господ. В них звучит и обращение к народу, умному и талантливому, великому и могучему, сбросить иго покорности.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль? (В речи генералов перемешаны разные стили: генералы называют друг друга «ваше превосходительство, а используют просторечные слова, «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь, даже целый циркуляр («если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Выражение «искать севера», «перепробовали все страны, света» тоже ничего, кроме смеха не вызывают. Конечно, такой «языковой винегрет Щедрин использует специально, с сатирической целью – разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.)

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать сказку «Дикий помещик» – проработать вопросы и задания на с. 273– 274 учебника.

Ссылка на основную публикацию