Урок литературы в 7 классе «А. М. ГОРЬКИЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»»

Цели: углубить представление о персонажах повести, анализируя их поведение в эпизодах праздничного вечера в доме Каширина, сцене пожара; уяснить роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов в описании происходящего.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

– Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина  Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем,  вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож  на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

III. Работа по IV главе повести.

1. Рассказать о поведении бабушки по время пожара.

2. Беседа по вопросам.

– Какие чувства и особенности характера проявились у каждого из героев во время сложной драматической ситуации? (Наиболее ярко характер человека раскрывается в минуту опасности, в критические моменты жизни. Дед растерялся, пришел в отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни одного шага не делает в сторону бабушки.

При спасении коня… выпускает повод из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает…» И тут же добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. По тем временам доля жены такова, что она должна была подчиняться мужу беспрекословно, выполнять его волю. Вот она, умная, сильная, решительная, смелая, должна была подчиняться тщедушному, безмерно злобному существу.)

– Каков Яков во время пожара? («…Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед послал бабушку его успокаивать. Из этой драматической ситуации дед извлекает для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих хозяйских правах: «Григория рассчитать надо – это его недосмотр! Отработал мужик, отжил!» А Григорий – совладелец этой мастерской.

Бабушка ведет себя как настоящая героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди…» И после пожара бабушка, вся обоженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не бойся…» Она находит силы утешать и поддерживать других.)

IV. Изучение V и VII глав повести.

1. Чтение по ролям V главы повести (с. 61–63).

2. Подведение итогов по V главе – вывод.

– Чему учил дед внука? (Грамоте, «…будь хитер, это лучше, а простодушность – та же глупость, понял? Баран простодушен».)

3. Чтение учителем VII главы повести.

4. Беседа по вопросам.

– Почему Алеша «дома смирный, а на улице ни на что не похож!»?

– Почему он был виновником всех скандалов? («…возмущала жестокость уличных забав… Я не мог терпеть, когда ребята стравливали…» «Мальчишки бежали за ним, …камнями… на голову пригоршни пыли».)

– «…еще более тяжелым впечатлением улицы был мастер Григорий Иванович».  Почему  встреча  с  мастером  была  «тяжелым  впечатлением»? (Ему было стыдно перед ним за то, что он, проработавши на деда много лет, стал нищим. Однажды он спросил бабушку: «Отчего дедушка не кормит его?» В этом вопросе стыд, признание вины, укор за несправедливость… Кому? Конечно же, не деду, которого вопросы нравственности не интересовали, а себе самому, хотя вины его в этом нет. «…бабушке тоже стыдно… (86 с.), потому что несправедливо. И она понимает, что возмездие грядет. «Помяни мое слово – горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет…»)

– Сбылось ее предсказание?

Вывод. Заложенные в характере Алексея доброта и справедливость живут в нем и в условиях стяжательства, жестокости; живет в нем по-прежнему тяга к чистому, светлому; добрые начала его души поддерживают бабушка, Цыганок, мать, прежняя, не сломленная жизнью, Григорий Иванович, отец, о котором постоянно напоминали мастер, восхищаясь им, и дед, явно не любивший отца, а затем Хорошее Дело.

Домашнее задание: глава VIII, ответить на вопросы:

– Каким человеком представляется нам Алексей?

– Кто оказал на него влияние и какое?

УРОК 2

Цели: показать гуманистическую направленность повести; продолжить работу над развитием умения характеризовать литературного героя, анализируя его поступки и отношение к людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Кто оказал на Алексея влияние?

– Каким человеком представляется он нам? (С раннего детства его душа была открыта для всего доброго, чистого, светлого. Первым человеком, кто помог ему сохранить эту тягу к добру и справедливости, была бабушка, обогатившая его своей бескорыстной любовью к миру, «насытив крепкой силой для трудной жизни».

Самые яркие впечатления подарил ему безродный подкидыш Цыганок, который жил в той же среде, что дядья Яков и Михаил, издевавшиеся над окружающими, сын дяди Якова, Саша, которого даже дед не любил, но оставался простым, ласковым, похожим на большого ребенка. Алексей обожал Цыганка, удивляясь «до немоты» способностям его фантазии, восторженности, неукротимой любви к жизни.

Мастер Григорий Иванович учил его терпению, выдержке, учил жить, потому что «сиротское житье трудное».

Воспоминания  мастера  Григория  об  отце («Отец  твой… козырь
(умный, опытный, самостоятельный человек) был, он все понимал…»), Цыганка (Ты не Каширин, ты Пешков) создавали в его воображении образ отца-великана, честного, справедливого, все понимающего. И сам Алексей был честным, справедливым, бескорыстным и добрым, поэтому и не мог видеть, когда обижают животных, обижают слабых.)

III. Изучение новой темы, работа по главе VIII.

Беседа по вопросам.

– «Но особенно крепко заставил и потянул меня к себе… Хорошее Дело. Почему? (Зачитать описание внешности, комнаты.)

– Что обидело Алексея? («…ты… не ходи ко мне. Хорошо?»)

– Как Хорошее Дело воспринял бабушкин рассказ?

– Какова его главная мысль. («Нельзя жить чужой совестью, да, да!» Перед Алешей – ученый, очевидно, химик. Алеша случайно становится свидетелем творческого процесса, рождения мысли, воплощения ее в бесчисленных экспериментах. («Скверно пахнет? «Это, брат, весьма хорошо!»), и его захватывает увлеченность человека своим делом, Алешу трогает внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, напоминающее отношение самого автора, хотя он до конца не понимает слез квартиранта, восхищающегося талантом русского народа. Хорошее Дело гордится тем, что живут такие люди, как бабушка, на русской земле. Он прост, деликатен, скромен, умеет уважать человека, радоваться красоте природы. Он прощает людям презрительное отношение к себе, понимая, что это идет  от  темноты,  невежества,  непонимания  того,  что  человек  может беспокоиться не о собственном благополучии, а бескорыстно служить делу. «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…» Каширины, брат, хорошего не любят…! И, оказывается, не только Каширины.)

Задание: зачитать  текст  «Прощание  Алеши  с  Хорошим  Делом». С. 79.

«Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, – лучших людей ее».

Автор рассказал о дружбе взрослого человека и ребенка. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не понял Хорошего Дела, да и постоялец не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу. Она доказывает то, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека. Сам Горький убежден и нас убеждает в том, что положительное начало в человеке неискоренимо, неистребимо.

Домашнее задание: дочитать главы XII, XIII повести.

УРОК 3

Цели: подчеркнуть оптимистическое звучание повести, несмотря на тяжелое впечатление от многих картин в произведении; выявить, в чем проявляется здоровое начало русской жизни, на чем основана вера писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Чтение учителем главы XII.

2. Беседа по вопросам.

– Что автор называет «свинцовыми мерзостями»? (С. 80.)

– В чем уверен автор? («…русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».)

– Чем «изумительна жизнь наша»? («…сквозь… пласт… победно прорастает яркое, здоровое, творческое…».)

Вывод. Алеша – это «яркое, здоровое и творческое» начало, которое победно «прорастает» сквозь пласт «скотской дряни»; его чуткость, справедливость, доброта, привлекают самых «лучших людей», которые помогли ему взглянуть на жизнь более широко и осмысленно, скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего Дела («Нельзя жить чужой совестью, да, да!», «Деньги, брат, ерунда». «Всякую вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!» – это о жизни, о бабушке: «Хороша у тебя бабушка, – о, какая земля!», «…записывай, что бабушка рассказывает, – это, брат, очень годится…»; о бабушкиных сказаниях: «Это – страшно верное, наше…», «Это – страшно русское»; об отношении людей: «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»; о природе: «Славно, брат? То-то!») вошли в душу мальчика и стали его жизненными вехами (ориентирами).

3. Пересказ XIII главы повести.

III. Подведение итогов урока.

– Как вы понимаете выражение «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»?

– Почему так часто ссорились в доме Кашириных?

Домашнее задание: I группа – инсценировать одну из сцен: «Разговор с дедом», «Разговор с Цыганком», «Ученье» и т. д.; II группа – подготовить сценарий «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен», «Бабушка – самый близкий друг Алеши», «Алеша и дом Кашириных».

УРОК 4

Цели: подвести итоги изучения темы; проверить знания учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Заключительная работа по теме.

1. Тест.

1) Не является автобиографическим произведение:

а) М. Горького «Детство»;

б) Л. Н. Толстого «Детство»;

в) И. А. Бунина «Лапти».

2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

а) Алеша;

б) дядя Яков;

в) бабушка Акулина Ивановна.

3) Жанр произведения:

а) очерк;

б) рассказ;

в) повесть.

4) Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «…Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил… простой русский человек»;

б) что «это – живучая, подлая правда… Это та правда, которую необходимо знать до корня…»

в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5) Тема произведения:

а) жизнь Алеши;

б) судьба деда;

в) рассказ о бабушке.

6) Название произведения:

а) указывает на главного героя;

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется:

а) типичной;

б) трагичной;

в) исключительной.

8) Главным героем произведения является:

а) вымышленный персонаж;

б) реальный человек;

в) сказочный персонаж.

9) Авторская позиция в произведении:

а) скрыта;

б) выражена в авторском повествовании;

в) передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

а) деда;

б) бабушки;

в) жены дяди Якова.

2. Инсценирование эпизодов из повести.

3. Демонстрация сценариев по повести.

Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по одной из тем:  «Алеша  Пешков»,  «Бабушка  Акулина  Ивановна»,  «Судьба  деда Каширина».

Ссылка на основную публикацию