Урок литературы в 6 классе «Стихотворение А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения»

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину» наизусть.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя (или подготовленного ученика) о жизни Пушкина в Петербурге.

2. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем (или хорошо подготовленным учеником).

3. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

– Перед вами черновой вариант стихотворения «Узник» (заранее написать на доске). Сравните его с окончательным текстом, помещенным в учебнике. Какие строки поэт изменил? На примере одной-двух строк покажите, как при этом изменилось стихотворение: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стала ли совершеннее его форма?

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим:

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья!»

– Обратите внимание, как мрачно-сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).

Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.

4. Активизация воображения учащихся.

1) Представьте себе картину, нарисованную в первой строфе. Какие эпитеты помогают передать настроение?

2) В чем смысл произведения? К чему орел призывает узника?

3) Сравните картины, нарисованные в начале и в конце стихотворения, подумайте: как меняются пространство, освещение, краски, предметы? Как благодаря этому меняются настроение и интонация?

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

6. Самостоятельная работа.

Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте». Докажите, что это суждение верно.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Узник»; закончить письменную самостоятельную работу.

Индивидуально-групповые задания: стихотворения Пушкина о природе, выставка «Любимые уголки природы А. С. Пушкина».

Ссылка на основную публикацию