Урок литературы в 6 классе «Н. А. Некрасов. стихотворения «Дедушка», «Школьник»»

Цели: продолжить знакомство с лирикой Некрасова; проверить, насколько глубоко и полно усвоено содержание стихотворения «Железная дорога».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение I части стихотворения наизусть.

2) Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».

1. Тема стихотворения:

а) любовь к Родине:

б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;

в) тяжелый труд крепостных.

2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:

а) повествование;

б) рассуждение;

в) описание.

3. Пейзаж увиден глазами:

а) Вани;

б) генерала;

в) пассажира.

4. Стихотворение посвящается детям, потому что:

а) они  не  были  свидетелями  описанных  событий  и  должны  знать правду;

б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;

в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.

5. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:

а) сравнения;

б) антитезу;

в) аллегорию.

6. В строках:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей, –

речь идет о:

а) царе;

б) нужде;

в) голоде.

7. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные», следующие:

а) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса;

б) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;

в) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.

8. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

а) «Нам не ездить по этой дороге!»;

б) «Вы наши плоды пожинаете!»;

в) «Мы не знали счастья!».

9. Автор предлагает Ване:

а) перенять благородную привычку к труду;

б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;

в) изучать историю Родины.

10. Генерал считает русских крестьян:

а) лентяями;

б) варварами;

в) глупцами.

11. Качество русского народа, которым восхищается автор:

а) терпение;

б) выносливость;

в) немногословность.

12. В словах генерала: «Ваш славянин, англосакс и германец не создавать – разрушать мастера» наблюдается явление:

а) антонимии;

б) синонимии;

в) омонимии.

13. Дорога в стихотворении является символом:

а) прошлого;

б) настоящего;

в) будущего.

14. Размер, которым написано стихотворение:

а) дактиль;

б) амфибрахий;

в) анапест.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

в

в

в

а

б

в

а

б

а

б

б

а

в

а

II. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение стихотворений «Дедушка», «Школьник» подготовленными  учащимися (наизусть).

2. Концерт исполнителей-чтецов «Мое любимое стихотворение Некрасова».

3. Устное сочинение «Чем  волнуют  нас  стихотворения  Некрасова».

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать сказ Лескова «Левша».

Материал для учителя

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

«Невеселая дорога» в стихотворении «Школьник», на которой автор встречает босоногого деревенского мальчугана, оборванного и грязного, но с книжкой в котомке, вырастает в воображении поэта в «славный путь», «широкое поприще». Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения:

Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога…

Эй, садись ко мне, дружок!

А дальше идет не разговор, не диалог, а монолог автора:

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Движение – развитие авторской мысли – совершается от конкретного наблюдения к обобщению.

Сначала перед нами чисто предметные детали: неприхотливый пейзаж, дорога, мальчик с заплечной котомкой. Видя его, автор представляет тех добрых людей, которые помогли мальчонке, снарядили в долгий путь к грамоте и знанию:

Знаю, старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

Примета времени: крепостное право еще не отменили, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта (в 1855 г. умер Николай I, и к власти пришел царь-реформатор Александр II):

Или, может, ты дворовый,

Из отпущенных?… Ну что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

Затем – раздумья автора о возможной судьбе мужицкого сына, сравнение с судьбой Ломоносова:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

А дальше – вся «родная Русь» с ее контрастом народной доброты, благородства, таланта – и тупости, чванства правящих классов. Оптимизм этого стихотворения связан с тем, что оно написано в эпоху пробудившихся надежд. И как бы ни были драматичны и печальны конкретные судьбы крестьян, как бы ни была безрадостна участь народа, можно верить в будущее и надеяться на него, потому что:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай!

Ссылка на основную публикацию