Урок литературы «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цель урока:

  1. Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича.
  2. Выяснить, что может привести к конфликту между людьми.
  3. Выявить сильные и слабые стороны конфликта.
  4. Научиться выходить из конфликтной ситуации.

Ход урока

Учитель.  Наш сегодняшний урок необычный, это интегрированный урок, объединяющий два предмета – литературу и психологию. Разговор на уроке будет посвящен вопросу отношений между отцами и детьми. Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему — конфликт поколений мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева — Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?

/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./ Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. Психолог. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
Учитель.       И вот в доме Кирсановых появляется новый человек — Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова. — Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./
— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова. [1] Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом. Психолог. — А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
-А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
-Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Учитель.       Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену [2].
— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
— А как об этом говорит Тургенев? — /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/. Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

А Николай Петрович? [3] /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
Психолог. — Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
Учитель. — Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4] /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
Психолог. Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта. -А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия. Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам. Учитель. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту? /«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
— Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]
— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.
— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7] -Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям». Психолог. Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
-А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/ — Как? Если бы герои романа уважали мнение друг друга. Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.

— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./

 — Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/. — Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?

-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.

-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.

-Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/

-Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/. Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
Учитель. Итак, сегодня мы только начали разговор о противоборстве между Базаровым и Павлом Петровичем, о конфликте «отцов» и «детей». Спор между героями продолжится и в следующих главах. Я думаю, что знания из области психологии, полученные на сегодняшнем уроке, помогут нам понять характеры героев, узнать, преодолима ли пропасть между отцами и детьми. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136. 2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров». 3. Глава10, с.166 4. Глава 10, с.168 5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека» 6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, — Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46

7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»

Ссылка на основную публикацию