Урок литературного чтения во 2-м классе С.А. Есенин «Поет зима – аукает…»

Цели урока:

  1. Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…». Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
  2. Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
  3. Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
  4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
  5. Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

  1. Учебник «Родная речь», составители: М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.
  2. Портрет С.А.Есенина.
  3. Картины зимней природы, игр детей зимой.
  4. Музыкальная пьеса С. Рахманинова «Вокализ», П.И.Чайковского «Ноктюрн»
  5. Раздаточный материал: бумажные снежинки.
  6. Карточки с литературными терминами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок Начинается урок! Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Кто здесь хочет получать Только лишь оценку «5»? Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

2. Актуализация опорных знаний.

— Я предлагаю пофантазировать и представить, что мы отправляемся на прогулку в зимний лес.

(Звучит музыка С. Рахманинова. Учитель читает текст и одновременно показывает картины зимней природы.)

Всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое платье. Снег делает чудеса!

Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с опущенными крыльями.

Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят синички, смеется кукушка. Светки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи.

Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные сосны.

Над деревьями – синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит щеки.

Беседа.

— Гуляя по лесу мы слушали музыку С.Рахманинова.

— Какой лес вы увидели?

— А кто сделал его таким?

— Как бы вы назвали зиму?

— Что вы услышали в зимнем лесу?

— А что вы представляете при слове «зима»?

Рассматривание картин с зимними забавами детей.

3. Объявление темы урока.

— Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме.

— Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:

В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь – рассвет. Что-то есть в нем И от весенней

Грусти, юности и чистоты…

— Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина.

— Стихотворение называется «Поет зима – аукает…»

4. Работа над произведением.

Работа с текстом до чтения.

— Откройте учебники.

— Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

— Посмотрите на авторские знаки препинания. Что вы о них скажете?

— Какое стих. по характеру?

Чтение стих. про себя.

— Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

— Какое настроение у вас возникло?

Дети показывают карточки с лицами (на карточках изображено грустное выражение лица и веселое).

— Почему?

— Оправдались ли наши предположения?

Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

— А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

— Как зима поет песни?

— Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили?

— Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка?

— Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

— Этот литературный прием называется … метафора.

— Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.

— Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2-3 ученика)

Чтение 2 строфы.

— Обратите внимание на ударения.

— Опишите словами, какую картину представили.

— Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?

— Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему?

— Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

— Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

— С кем сравнивает воробьев? Почему?

— Этот прием называется…сравнение.

— С каким чувством прочитаем эти строки?

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка.

— Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла

На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

— Что вы представили?

— Как надо читать строки о пташках?

— Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

— Что такое ставни?

— Бешеный рев вьюги – это какой рев?

— Какой интонацией передадим эту картину?

Выразительное чтение 3 строфы. Чтение 4 строфы.

— Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

— Что хорошего?

— Как прочитаем слова о весне?

— Зачем автор упоминает о весне?

Выразительное чтение 4 строфы.

— Вернемся к началу стих. Прочитайте, что делает зима?

— Это живой предмет?

— А что с ним делает Есенин?

— Этот прием называется… олицетворение.

— Найдите олицетворения в тексте.

— Какие звуки мы услышали в этом стихотворении?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

— Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах.

Выразительное чтение стих. под музыку П.И.Чайковского.

— Удалось ли передать чувства поэта?

— Получилось ли передать различные зимние звуки?

Выразительное чтение стих. учителем.

5. Беседа о С.А.Есенине.

— Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения?

— В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России. Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах».

«Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.» — так он напишет о себе позже.

— Какие стихи Есенина вы знаете?

Чтение стихотворений наизусть: «Черемуха», «Ночь», «С добрым утром!», «Береза»
Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

6. Написание сочинения-миниатюры «Звуки зимы»

Можно включить музыку С. Рахманинова.

— В стих. Есенина нет ярких красок, но зато много звуков. Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Вот сейчас вы и попробуете передать словами эту музыку зимы. На бумажных снежинках напишите несколько предложений на тему «Звуки зимы». Начните словами: «Зимой можно услышать разные звуки».

Чтение написанных сочинений.

— Удалось ли передать звуки зимы?

7. Домашнее задание:

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих.

8. Итог урока.

Рефлексия.

— Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихотворение о природе?

— Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

— Что вы не знали, а сейчас знаете?

— Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Оценка учащимися своей работы на уроке (дети показывают карточку с оценкой).

«5» — на вопросы отвечал, читал выразительно;

«4» — на вопросы отвечал, но стих. читал не очень выразительно;

«…» — не очень понравилась моя работа на уроке, на вопросы не отвечал, стих. читал невыразительно.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Ссылка на основную публикацию