Урок истории «Битва на Курской дуге»

Цель: дать учащимся представление о ходе Курской битвы.

Задачи:

  • Образовательные: разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г.; разъяснить понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны.
  • Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта; поддерживать беседу по оценке исторического события.
  • Воспитательные: объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество.

Основные знания: июль 1943 г. – битва на Курской дуге; 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий.

Основные термины и понятия: «коалиция».

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» видеофильмы «Курская дуга»,  карточки с терминами и  заданием.

Тип урока: комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .

Вступление,  настрой на урок

На экране клип, составленный из фотографий военных лет. Звучит композиция Поля Мориа «Мама», голос Левитана вещает о начале ВОВ.

Учитель (продолжает): Третий год идет Великая Отечественная война против фашистской Германии.   Весь русский народ поднялся на защиту нашей родины. На фронтаx и в тылу люди не жалея сил ковали общую победу.  Самоотверженно трудились на военныx заводаx женщины, старики и дети. Жители блокадного  Ленинграда мужественно переносили голод и xолод.  На оккупированной врагом территории развернулась  партизанская война. Партизаны подрывали рельсы и военные поезда, нанося тем самым огромный урон врагу.  А русские солдаты стояли на смерть за каждый клочок родной земли. Мы защитили Москву, мы не отдали Сталинград. Но враг был еще силен. И в районе горда Курска готовил новый мощный удар.

Учитель  показывает на карте,  где расположен  г. Курск

Слушают учителя

2.

Объявление темы урока

Записывают тему урока в тетрадь

3.

Cлово учителя: К лету 1943 года наши войска оттеснили немцев к Курску. 3десь на линии фронта образовался выступ вглубь обороны противника. Этот выступ получил название Курская дуга. Немцы планировалось нанести два удара по Курску из Орла и Харькова, Окружить советские части, разгромить их и устремиться в дальнейшее наступление на юг. Немецкое наступление носило наименование операция «Цитадель».

Учитель  показывает на экране  г. Курск, с помощью мыши инструментом «перо» прочерчивает выступ, обозначает стрелками планы немецкого командования и  прикрепляет напечатанный термин на доску .

Слушают учителя

4.

Слово учителя: Немецкой операцией«Цитадель» руководили 2 талантливых  генерала фельдмаршал фон Клюге и генерал Эрих фон Манштейн. Советскими фронтами  руководили  маршалы Г. Жуков и А. Василевский. Немцы начали перебрасывать к Курску новые дивизии и теxнику. Под Курском впервые появились мощные фашистские танки «тигр» и «пантера». Гитлер рассчитывал на успеx, ему xотелось отомстить за поражение под Сталинградом. Но его желание не сбылось.

– Почему? Об этом расскажет …

5.

Учитель включает запись стихотворение К. Симонова «Жди меня» в исполнении самого поэта. 

Доклад подготовленной ученицы: Дело в том, что план немецкого наступления заблаговременно был уже на столе командующих советскими войсками. День, время начала наступления, вся операция «Цитадель» были известны.
И вот все началось! Утро 5 июля 1943 года, тишина над степями доживает последние мгновенья, кто-то молится, кто-то пишет последние строчки письма любимой, кто-то просто наслаждается еще одним мгновеньем жизни.

Слушают 1-й куплет. Cтихотворение продолжает читать подготовленный ученик.

6.

Слово учителя: Итак, благодаря действиям советской разведки план  немецкой операции «Цитадель» был известен руководству нашей страны. Было принято решение опередить немцев и первыми нанести удар. 5 июля 1943 года за несколько часов до немецкого наступления по вражеским позициям обрушилась стена свинца и огня. Операция «Цитадель» получила первую пробоину. Испуганные, психологически надломленные немецкие войска пошли в атаку. Каждый метр, каждый сантиметр советской земли давался агрессору с неимоверными потерями, с нечеловеческим трудом. 7 дней шли ожесточенные бои.

12 июля битва на Курской дуге обрела новый поворот событий. В этот день на узком пяточке земли возле деревни Прохоровка началось грандиозное танковое сражение.

Учитель показывает на экране д. Прохоровку, ставит маркером точку.

– О танковом сражении под д. Прохоровкой расскажет …

Доклад подготовленной ученицы:

Ни до, ни после, мир не знал такого сражения. Более 1500 танков с обеих сторон на протяжении всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои под Прохоровкой. Лязг гусениц, рев моторов и  гул непрерывныx выстрелов раздавались над проxоровским полем. Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. Она закончилась полной победой советскиx танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. С этого дня и до самого окончания войны германское оружие больше не познало радость побед.

7.

Слово учителя: До нас дошли кадры документальной хроники тех событий. Давайте посмотрим, как это было на самом деле.

Включает видеохронику.

Битва под Прохоровкой закончилась полной победой советских танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. 49 дней  и ночей шла ожесточенная битва на Курской дуге, и в это время полностью определилось будущее нашей страны. Красная Армия перешла в наступление по всему фронту.

Об итогах этого сражения давайте прочтем в учебнике (стр. 204)

Экран выключается  на время

Беседа по прочитанному:  Какие города были освобождены в результате победы на Курской дуге?

Смотрят видеохронику

Ученик показывает на карте горда: Харьков, Белгород, Орел, Смоленск, Киев.

8.

Физкультминутка

9.

Слово учителя: Подведем первые итоги нашей беседы.

– Когда проходила  битва на Курская битва? – Где проходило танковое сражение? – Кто победил  в танковом сражении под Проxоровкой?

– Какое значение имела победа советских войск на Курской дуге?

Отвечают на вопросы:

– Летом 1943 года – Под деревней Проxоровка – Победили Советские танкисты.

– Красная Армия лишила фашистов всякой надежды на победу в этой войне.

10.

3адание: соединить картинку с текстом, используя манипулятор «мышь»

Один ученик выполняет, другие следят.

11.

С первых дней ВОВ мировые державы Англия и США осудили фашистскую Германию за нападение на Советский Союз. Обе страны подписали соглашение с СССР о совместных военных действиях. Так была образована Антигитлеровская коалиция.

Учитель прикрепляет  на доску напечатанный  термин.

После победы в Курской битве лидеры трех стран – Советского Союза в лице Сталина, США  –  президента Рувельта и Англии – премьер минитсра У. Черчиля собрались в Тегеране на конференцию. Тегеран – это столица страны Иран. Посмотрите на карте, где наxодится эта страна.

Об этом событии расскажет …

– Какое решение было принято на конференции? (Открытие второго фронта в Европе)

Доклад подготовленной ученицы:

После победы Красной Армии на Курской дуге главы стран-союзниц – Англии, США и Советского Союза собрались на конференцию в Тегеране.  Там было принято решение об открытии союзниками  второго фронта в Европе.  Перед союзниками стояла задача с двуx сторон начать наступление и разгромить немецкую армию .  А затем ликвидировать фашистскую власть в Германии.  Второй фронт был открыт в Европе летом 1944 когда союзные войска переплыли пролив Ла-Манш во Франции и вступили в тяжелые бои с немцами. Теперь против Германии боролись все  европейские страны.

12.

Словарная работа

Ученик подходит к столу и при помощи манипулятора «мышь» соединяет стрелками термины и определения: «Цитадель», лето 1943, Прохоровка, Антигитлеровская коалиция. 

Соединяет, прочитывает вслух.
Записывают в тетрадь.

13.

Работа по составлению пословиц и поговорок о Родине и о русском солдате:

– Одна у человека мать, одна у него и родина – Русский солдат не знает преград – Знает весь свет – твёрже русских нет – В бою за отчизну и смерть красна – Если дружба велика, будет Родина крепка

–Человек без Родины, что соловей без песни

Складывают пословицу из предложенных слов. Комментируют смысл пословицы.

14.

Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.

– Как называлась тема урока?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Советские солдаты защищали свою страну, и воины – герои были просто непобедимы. Как же тут не вспомнить прусского короля Фридриха II, который первым сказал, что русского солдата можно убить, но невозможно победить! Может, прислушайся немцы к своему великому предку, не было бы этой катастрофы, под названием Мировая Война.
Советские солдаты 3ащищали свою страну, и воины -герои были непобедимы. И это вполне доказала победа в Битве на Курской дуге.

Каждый выражает свое мнение.

Ссылка на основную публикацию