Урок географии в 8 классе «РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ»

Задачи: расширить  и  углубить   представление  об   общих особенностях растительного и животного мира России; изучить закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России; научить работать с картой растительности и животного мира.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Данная тема отличается значительным объемом фактического материала. Однако следует учитывать достаточно широкие знания учащихся о растительном и животном мире, приобретенные при изучении курсов зоологии и ботаники. Поэтому учитель должен придать уроку обобщающий межпредметный характер. Для того чтобы актуализировать уже имеющиеся знания, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Будет ли преувеличенным сказать, что своим существованием человек во многом обязан растениям и животным?» Обобщив ответы, учитель подводит учащихся к выво­ду о неразделимости понятий «человек» и «природа».

«С чего начинается любовь к Родине, к своей земле? С деревца, посаженного у вашего окна, первого рассвета, встречаемого на опушке леса, с тропинки к реке… Человек связан с природой тыся­чами невидимых, но прочных нитей, он не может существовать без нее.

Природа — это не только сырьё для промышленности, кладовая материальных благ общества, но и источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической гео­графии СССР. — С. 120.)

Приступая к изучению новой темы, учитель строит беседу так, чтобы учащиеся смогли рассказать о роли растений и животных в природе и жизни человека.

1.   Вспомните из курса ботаники, какова роль растений в жизни природы.

2.   Каково их значение в жизни человека?

3.   Приведите примеры, как приспособились растения к окру­жающей среде.

4.   Какие сельскохозяйственные растения вам известны?

5.   Чем они отличаются от дикорастущих видов?

6.   Чем отличается животный мир от растительного?

7.   Каково значение животных в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности?

8.   Есть ли отличия среди животных, обитающих в разных ре­гионах? Приведите примеры.

II. Получение новых знаний.

1.   Рассказ учителя о видовом многообразии растений и живот­ных, обитающих на территории России.

На основе текста учебника (с. 102—104) учащиеся делают крат­кие записи в тетради:

Высшие растения — около 18 тысяч видов; преобладают травы, деревьев чуть больше 500 видов.

Животные — около 130 тысяч видов; преобладают насекомые (90 тысяч видов), рыбы — 1450 видов, амфибии и рептилии — 160 видов, птицы — 710 видов, звери — 350 видов.

Виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, — американская ондатра, енот, норка, чайный куст, бамбук и т. д.

Факторы, определяющие разнообразие флоры и фауны России:

а)         физико-географические различия между регионами,

б)         геологическая история территории.

Факторы, определяющие размещение растений и животных:

а)         широтная зональность,

б)         высотная поясность.

2.   Работа с рис. 46 на с. 103 «Центры формирования флор» по­зволит учащимся выяснить, где находились центры формирования и очаги расселения флор, с какими материками и странами схож растительный и животный мир России.

3.   Основные типы растительности и животного мира учащиеся могут изучить самостоятельно по тексту учебника. На эту работу учитель отводит 4-5 минут, а затем организует беседу по следую­щим вопросам. Перед некоторыми вопросами учитель дает поясне­ния или дополнения, в подготовленных классах их можно опус­тить. Ответы учащихся и свои пояснения учитель обязательно со­провождает демонстрацией иллюстративного материала и гербар- ных образцов. Можно включить краткие видеофрагменты.

Вопросы и задания:

1)  Какие типы растительности распространены на территории нашей страны?

2)  Объясните, почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова.

3)  Назовите животных — обитателей арктических пустынь.

4)  Какие приспособления они имеют для жизни в таких суро­вых условиях?

Учитель. Тундровая растительность формируется при малом количестве тепла. Растения приспособились к короткому прохлад­ному вегетационному периоду. Однолетники практически отсутст­вуют из-за того, что для прохождения полного цикла развития за один год растениям не хватает тепла.

5)    Назовите типичных представителей тундровой растительности.

6)    Объясните, почему корни тундровых растений не идут в глубину, а разрастаются в горизонтальном направлении. Почему растения имеют карликовый рост, стелющиеся и подушкообразные формы? Почему многие растения имеют мелкие листочки, сильное опушение и восковой налет?

7)    Рассмотрите карту растительности в атласе (с. 20-21). Про­следите как распространяются тундры. Где в России равнинные тундры дальше всего заходят на юг? (На территории Западно- Сибирской равнины).

8)    Какие типы тундр распространены на территории России? Какой тип включает более теплолюбивые виды? Почему вы так решили?

9)    Назовите обитателей тундры. Используя раздаточный мате­риал «Животный мир тундры», определите виды растительноядных животных и хищников.

10)  Отличается ли животный мир тундры видовым разнообра­зием, изменяется ли он по сезонам года? Почему?

Учитель. Леса занимают более 40 % площади нашей страны. Они распространены там, где средние месячные температуры июля превышают + 10 °С, а увлажнение — достаточное или избыточное.

11)По рисунку 47 на с. 105 «Типичные представители расти­тельного мира России» определите, какими лесами представлена лесная растительность России? Назовите преобладающие породы древесной растительности.

Учитель. Избыточное увлажнение и прохладный климат лучше переносят хвойные породы. Превращенные в хвою листья испаря­ют меньше влаги, поэтому хвойные деревья могут вегетировать при более низких температурах. Хвойные леса занимают около 80 % площади лесов России. Наиболее холодостойкой породой является лиственница. Она — единственная из всех хвойных сбрасывает иголки на зиму и тем самым сокращает испарение, предохраняя себя от вымерзания.

12)                       Какой фактор в первую очередь влияет на смену различных типов лесов на равнинах? Почему широколиственные леса распро­странены в основном только на Восточно-Европейской равнине?

Учитель. Особенности леса как места обитания животных за­ключаются в следующем: здесь много укрытий и обилие корма.

Поэтому многие животные остаются в лесах круглый год. Для ле­сов характерно ярусное распределение животных. Это позволяет снизить конкуренцию за объекты питания и жилище.

13)  Назовите типичных обитателей лесной зоны.

14)  По рис. 48 на с. 106-107 в учебнике определите, какие виды животных распространены в тайге. Какие — в смешанных и широ­колиственных лесах? Какие встречаются в обеих зонах?

Учитель. Степи распространены в районах с недостаточным и неустойчивым увлажнением, поэтому растения хорошо приспосо­бились переносить недостаток влаги в почве.

15)  Где на территории России встречается степная раститель­ность?

16)  Определите по карте в атласе (с. 20-21), на какие группы подразделяется степь в России. Какой фактор является решающим в таком делении?

17)  Как растения приспособились к условиям засушливого климата? Какие у них корни? Какие листья?

Учитель. Животные степей при обилии корма вынуждены при­спосабливаться к недостатку естественных укрытий. Жизнь их за­висит от того, как скоро они успевают заметить опасность. Одни животные спасаются от врагов с помощью быстрого бега (сайгаки, дрофы), другие роют норы (суслики, полевки).

18)  Используя раздаточный материал «Животный мир степей», определите растительноядных, насекомоядных и хищных птиц.

19)  Составьте пищевую цепь, характерную для этого природно­го сообщества.

20)  Объясните обилие хищников в степях.

Учитель. Пустыни занимают территории, наименее благопри­ятные для произрастания растений, поэтому растительный покров их разреженный. Из-за скудного увлажнения растения обладают исключительной засухоустойчивостью.

21)  По карте растительности определите, где распространены пустыни. Укажите причины формирования полупустынь и пус­тынь. Почему распространение пустынь в основном совпадает с областью внутреннего стока?

22)  Какие признаки засухоустойчивости характерны для пус­тынных растений?

23)  Назовите типичных обитателей полупустынь и пустынь.

24)  Почему черепаха и желтый суслик летом впадают в спячку?

25)  Как животные пустынь спасаются от палящих лучей солн­ца? Какое значение в жизни животных имеют норы?

26)Почему в пустыне почти нет бабочек?

27)Почему в почве пустынь не могут жить дождевые черви?

28)Вспомните, как размещается растительность в горах.

29)Сделайте общий вывод о размещении растительности и жи­вотного мира на территории России.

III.   Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить сообщение или реферат о  редких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу России.

Ссылка на основную публикацию