Урок географии в 8 классе «ПТК РОССИИ»

Задачи: актуализировать и систематизировать знания о при­родных комплексах: их формировании, географическом строении, свойствах, значении в природе и жизни человека; показать роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о ПТК; сформиро­вать знания о природном районировании; научить выявлять поло­жительные результаты и отрицательные последствия хозяйствен­ной деятельности человека в ПТК, прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека.

Ход урока

Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической обо­лочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Тео­ретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться ис­пользованием наглядности.

I.   Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Во втором разделе курса географии России совершается пере­ход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разде­лов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим во­просам:

1) Что вы изучали на предыдущих уроках?

. 2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изуче­нием только компонентов?

1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соот­ношение природного комплекса и географической оболочки?

2) Как сформировались природные комплексы? Какой источ­ник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о раз­витии природы на Земле?

3) Что является результатом развития природы?

4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?

Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, по­зволяет определить уровень подготовленности школьников к вос­приятию данной темы.

II.Получение новых знаний.

Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.

1 . Учитель. Природно-территориальный комплекс — это терри­тория, однородная по происхождению, развитию и природным компонентам.

Компоненты ПТК:

•     горные породы,

•     воздух,

•     вода,

•     почва,

•     растения,

•     животные.

Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».

Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.

«…ПК — целостное образование. В нем нет случайного набора компонентов, а есть закономерное их сочетание. Компоненты в ПК тесно взаимодействуют и образуют сложную природную систему. Каждый комплекс занимает определенную территорию, где компо­ненты имеют присущие только им свойства и сочетаются законо­мерно. В связи с этим каждый ПК является территориальным, по­этому полное название дается так: природно-территориальный комплекс».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

Типы ПТК:

1)   локальные ПТК — формируются под действием местных факторов и имеют небольшие размеры; к этому типу относится фа­ция;

2)   региональные ПТК — формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия (солнечная радиа­ция, тектонические движения и пр.); к этому типу относятся при­родные зоны и области;

3)   глобальный ПТК — это географическая оболочка, которая представляет собой совокупность всех ПТК Земли; это самый большой ПТК.

На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их не­сколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фак­тора, рельефа и длительное развитие.

2.   Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым расте­ниям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и жи­вые организмы. Географическая оболочка формировалась длитель­ное время, и результатом её развития стали разнообразные природ­ные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многолико- сти каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целост­ность, способность быть устойчивым, способность изменяться.

Знания о ПТК необходимы человеку, так как сами люди — часть природы и живут в большой зависимости от природных комплек­сов. Все, что берет человек от природы, производится в природном комплексе.

«…Любой вид хозяйственной деятельности человека изменяет или нарушает связи в ПТК. Если человек воздействует на какой- либо один компонент, то это приводит к изменению всего ком­плекса. Подумаем, как изменится природный комплекс, если выру­бить лес, осушить болото, распахать склоны или пойму, построить водохранилище. Что происходит, если в воздух выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ, в реки и озера сбрасываются грязные сточные воды, на поля вносятся тысячи тонн удобрений и ядов? Там, где разрушается хоть один компонент, гибнет весь при­родный комплекс. Каждый природный комплекс — результат очень длительного развития оболочки, но он может быть очень быстро разрушен деятельностью человека».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

3.    Ландшафтоведение — учение о природно-территориальных комплексах. Оно было основано на рубеже XIX-XX веков русски­ми учеными. В. В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся как на суше, так и в морях, и соз­дал учение о географических зонах. Позднее Л. С. Берг развил идеи Докучаева и разработал учение о ландшафтах. Он первым осуще­ствил зональное физико-географическое районирование нашей страны.

4.    Ландшафтами называют небольшие по территории природ­ные комплексы.

«…Ландшафт — конкретный участок земной поверхности, обла­дающий единством происхождения, развития, а также однородной геологической структурой и рельефом, одинаковым климатом, почвами, растительным и животным миром. Ландшафт — это пойма реки, приозерье, участки степи, леса, болота, на какой-то одной форме рельефа».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

Типы ландшафтов:

а)         природные ландшафты — они развивались только под влия­нием естественных факторов и не испытывали влияния человека;

б)         антропогенные ландшафты — это ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека.

«…Городской ландшафт — антропогенный. За городом — дачи, сады, огороды. Далее — пашня, поле, лес, исхоженный вдоль и по­перек. А еще дальше, в глубине лесного массива, осуществляется планомерная вырубка леса. Посмотрим на крупные реки: на них построены целые системы гидротехнических сооружений — плоти­ны, ГЭС, шлюзы, водохранилища. Рыбные нерестилища затоплены, в мелководных водохранилищах цветут сине-зеленые водоросли и вода похожа на кисель. По всему течению реки сбрасываются сточные воды, а притоки несут тысячи тонн смытых с полей удоб­рений. Так где же природный ландшафт?»

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

Они подразделяются на группы:

1)   Сельскохозяйственные — пашни, пастбища, сады, виноград­ники.

2)   Лесохозяйственные — вторичные леса (после вырубки, пожа­ров), водоохранные леса, леса санитарной зоны.

3)   Водные — водохранилища, каналы, пруды.

4)   Промышленные — заводы, шахты, карьеры, отвалы, терриконы.

5)   Транспортные — железные и автомобильные дороги, трубо­проводы и т. д.

6)   Рекреационные — туристские маршруты, места отдыха у во­доемов, в лесу, в лесопарке, в горах и т. д.

Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Ка­кова же будет тенденция их развития? Будет их больше или мень­ше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.

Во время объяснения учителя учащиеся просматривают кар­тины с изображением различных ландшафтов, отвечают на во­просы и выполняют задания:

1)   Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?

2)   Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?

3)   Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важ­нейшим фактором развития окружающей среды».

5.   Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы со­гласно принципам физико-географического районирования.

Физико-географическое, или природное районирование — это метод выявления ПТК, установления их границ. В основе выделе­ния крупных ПТК лежат различия в геологическом строении и рельефе, а также особенности климата.

«…При районировании производится изучение причин обособ­ления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их гео­логической истории. Эти различия определяют особенности геоло­гического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его про­странстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвенно­растительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение рас­тительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.

Природное районирование имеет большое практическое значе­ние. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты райони­рования используются при строительстве дорог, нефте- и газопро­водов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».

(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)

Крупные ПТК на территории России:

•   Восточно-Европейская равнина.

•   Северный Кавказ.

•   Урал.

•   Западно-Сибирская равнина.

•   Средняя Сибирь.

•   Северо-Восток Сибири.

•   Пояс гор Южной Сибири.

•   Дальний Восток.

III.   Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию