Урок географии в 8 классе «ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИХ ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ»

Задачи: изучить природные ресурсы Дальнего Востока и познакомиться с мероприятиями по их охране от загрязнения и ис­тощения и рациональному использованию; совершенствовать уме­ния оценивать природно-ресурсный потенциал территории.

Ход урока

I.                   Вводное слово учителя и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель рассказывает об уникальной красоте и богатствах изучаемого региона. Дальний Восток напоминает сундук, набитый драгоценностями, где сверкает золото, тускло поблескивают редкие металлы и горючее века — нефть и газ, зеленеют леса, серебрятся быстрые реки, слышится рокот океанского прибоя и шум морских волн…

II.                 Получение новых знаний.

Этот урок учитель планирует как урок-практикум, поэтому по­сле вводной беседы он сразу же разъясняет суть заданий, которые учащиеся должны выполнить в течение урока.

1.                  Заполнить таблицу, используя текст учебника  и карты атласа.

В готовом виде таблица должна выглядеть следующим образом:

Природные ресурсы Дальнего Востока

Природный

ресурс

Расположение на террито­рии Дальнего Востока

Использование ресурса человеком

1

2

3

Минеральные

ресурсы:

1)                 золото

2)                 олово

3)                 вольфрам

Колыма, Чукотка, низо­вья Амура, верховья Се- лемджи, правобережье Зеи, восточный склон Сихотэ-Алиня.

Чукотка, восточная и южная окраина Хингано- Буреинского массива, средняя и южная части Сихотэ-Алиня. Сихотэ-Алинь

Драгоценный металл.

Сырье для промыш­ленности

1

2

3

4)                 свинцово­цинковые руды

5)          ртуть

6)                 железные руды

7)                 титаномагнети товые пески

8)                 каменный уголь

9)                 бурый уголь

10)             нефть и газ

11)             минеральные, в том числе тер­мальные, воды

Тетюхинское месторож­дение в Сихотэ-Алине. Сихотэ-Алинь. Хингано-Буреинский массив, Амуро-Зейская равнина.

Восточное побережье Камчатки, острова Боль­шой Курильской гряды. Буреинский и Сучанский бассейны.

Анадырская, Амурская низменности.

Север Сахалина.

Камчатка

Сырье для промыш­ленности.

Сырье для промыш­ленности.

Сырье для промыш­ленности.

Сырье для металлур­гии.

Сырье для промыш­ленности.

Топливо.

Топливо.

Топливо, сырье для нефтеперерабатываю­щей промышленности. Лечебно-оздоровитель­ные заведения, геотер­мальная энергия (Пау- жетская электростанция)

Водные

ресурсы

Достаточно густая речная сеть повсеместно. Наибо­лее крупные — Амур, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Тунгуска, Амгунь

Запасы пресной воды, гидроэнергия, дешевые транспортные пути, рыбные промыслы, места отдыха

Агроклимати­ческие ресурсы

Низменности Приамурья. Сахалин

Овощи, зерновые куль­туры, в том числе соя и рис, плодовые деревья. Картофель и другие корнеплоды

Лесные

ресурсы

Таежные и смешанные леса

Ценная древесина, пушнина (30 видов жи­вотных), грибы, ягоды, лекарственные расте­ния и молодые рога оленей (сырье для про­изводства пантокрина), сырье для химической промышленности

1

2

3

Морские

ресурсы

На побережьях морей

Ценные породы рыб, беспозвоночные морские животные, ламинария, крупные морские живот­ные

Рекреационные

ресурсы

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лечение и оздоровление населения

2.                  Выполнить задания на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе.

3.                  Нанести данные таблицы «Природные ресурсы Дальнего Востока» на контурную карту.

4.                  Специальными условными знаками обозначьте на контурной карте заповедники Дальнего Востока: Кроноцкий, Магаданский, Буреинский, Сихотэ-Алинский; береговые станции по очистке неф­тесодержащих морских вод в портах Владивосток, Находка, Пе- тропавловск-Камчатский.

III.              Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию