Урок географии в 8 классе «ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Задачи: сформировать    понятия    «природные условия», «природные ресурсы»; научить оценивать природно-ресурсный потенциал России и вашей области.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Биологические ре­сурсы. Охрана растительного и животного мира».

Возможные варианты проверки:

1.     Индивидуальный устный опрос.

1)    Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

2)    Что такое биологические ресурсы? Охарактеризуйте виды биологических ресурсов и их использование человеком.

3)    Что такое особо охраняемые природные территории? Назо­вите основные типы ООПТ. Охарактеризуйте один из типов.

2.     Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1)    Что такое заповедник? С какой целью создаются заповедники? Приведите примеры заповедников с указанием объектов охраны.

2)    Как используются растительные ресурсы человеком?

КАРТОЧКА 2

1) Что такое памятник природы? Кто ввел этот термин? В чем отличие памятника природы от заповедника? Какие памятники природы вам известны?

2) Как используются человеком ресурсы животного мира?

КАРТОЧКА 3

1) Что такое национальный парк? В чем отличие национального парка от заповедника? Какие национальные парки вам известны?

2) Как используются растительные и животные ресурсы вашей области?

II.      Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Вводная беседа проводится на основе вопросов, приведенных на с. 115 учебника.

•     Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влия­ние на жизнь и деятельность человека?

•     В чем проявляется это влияние?

•     Какие природные ресурсы вам известны?

•     Какими природными ресурсами богата наша страна?

•     Какие природные ресурсы имеет ваша область?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообра­зии природных ресурсов и о богатстве России различными природ­ными ресурсами.

III.   Получение новых знаний.

1.  Этот блок урока можно провести в виде лекции, а в подго­товленном классе в виде беседы. Основные вопросы и термины записываются в тетрадь под диктовку учителя.

Учитель. Природные условия — это элементы природы, кото­рые влияют на жизнь и деятельность человека, но на данном этапе не участвуют в материальном производстве.

К природным условиям относятся рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунто­вых и подземных вод, режим поверхностных вод, горно­геологические условия добычи полезных ископаемых.

Природные условия рассматриваются не вообще, а с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, ту­ризма, условий жизни людей и т. д. Так, например, природные ус­ловия Кавказа благоприятны для выращивания субтропических культур, развития туризма и неблагоприятно влияют на строитель­ство дорог, населенных пунктов, объектов промышленности. По­этому природные условия оцениваются как:

•      благоприятные — положительно влияют на жизнь и здоровье человека, удобны для развития какой-либо отрасли хозяйства;

•      неблагоприятные — мало пригодны для обитания человека, за­трудняют или исключают развитие какой-либо отрасли хозяйства.

Далее учитель организует работу с картой «Степень благопри­ятности природных условий», которая приведена в атласе на с. 30.

1)  По карте определите, какие территории нашей страны обла­дают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся называют центральную и южную часть Восточно- Европейской равнины, юг Сибири и Дальнего Востока. В западной части Русской равнины, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа условия оцениваются как наиболее благоприятные. Это выражается в сочетании равнинного и возвышенного рельефа, уме­ренного климата, плодородных почвах, густой речной сети и т. д. Поэтому здесь сконцентрирована большая часть населения России.

2)  В чем выражается неблагоприятность природных условий побережья Северного Ледовитого океана и северо-восточных рай­онов России?

Отмечается резко континентальный климат территории, горный рельеф, полярный день и полярная ночь, вечная мерзлота.

При подведении итогов работы с картой нужно обратить вни­мание учащихся на то, что значительная часть территории России — прежде всего горно-таежные области на северо-востоке, Крайний Север, Сибирь — оцениваются как неблагоприятные и малоблаго­приятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это определяет неравномерность заселения территории страны.

3)  Дайте оценку природных условий вашей области для жизни и деятельности человека. Объясните, какие именно компоненты природы и с какой точки зрения вы будете оценивать.

Это задание рекомендуется для подготовленных учащихся, ко­торые хорошо ориентируются по картам атласа России и вашей области и быстро анализируют полученные данные.

2.  Учитель. Природные ресурсы — это все компоненты приро­ды, которые непосредственно используются человеком в различ­ных целях.

Виды природных ресурсов по происхождению:

•     минеральные (полезные ископаемые),

•     земельные,

•     водные,

•     климатические,

•     биологические.

Природные ресурсы по исчерпаемости:

•     исчерпаемые — минеральные, земельные, биологические. Этот тип подразделяется на возобновимые и невозобновимые ресурсы. Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе произ­водства, например, биологические. Невозобновимые ресурсы — большинство минеральных — восполнить нельзя.

•     неисчерпаемы е — водные, климатические.

Россия обладает огромными запасами различных природных ресурсов.

Работа с текстом учебника (с. 117-118), картами атласа. Учи­тель организует беседу по следующим вопросам:

1) Какими минеральными ресурсами богата наша страна? (по карте «Тектоника и минеральные ресурсы» на с. 10-11 в атласе)

2) Где сосредоточены основные запасы минерального топлива — нефти, газа, каменного и бурого угля?

3) Какие крупные месторождения минеральных ресурсов рас­положены в полярных широтах?

4) Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной за­болоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?

5) Какие полезные ископаемые добываются на территории Рус­ской равнины?

6) Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).

7) Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту в атласе на с. 16-17 и текст учебника. Назовите реки, имеющие наибольший объем многолетнего стока.

8) В чем особенность лесных ресурсов России? Назовите лекар­ственные растения, которые можно добывать в тайге (карта «Ле­карственные растения» на с. 21 в атласе).

9) Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? Назови­те, используя карту «Рекреационные ресурсы», интересные объек­ты природы. С чем связана низкая туристская освоенность большей части территории нашей страны?

10)   Дайте оценку природно-ресурсного потенциала вашей облас­ти. Какими природными ресурсами наиболее богата ваша область? (Выполняя это задание, учащиеся достигнут лучших результатов, если будут использовать атлас своей области).

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию