Урок географии в 8 классе «БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА»

Задачи: углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека; сформировать понятия «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «памятник приро­ды»; показать примеры рационального и нерационального исполь­зования биологических ресурсов; познакомить с картой «Природ­ные святыни России. Памятники всемирного наследия»; сформиро­вать умение прогнозировать изменение растительности и животно­го мира в результате хозяйственной деятельности человека.

Ход урока

I.      Проверка знаний и умений по теме «Растительный и жи­вотный мир России».

Возможные варианты проверки:

1.     Индивидуальный устный опрос.

1)    Охарактеризуйте растительное и животное сообщество тун­дры. Как приспособились живые организмы к жизни в суровых климатических условиях?

2)    Назовите типичных представителей растительного и живот­ного мира лесной зоны России. Как приспособлены к суровым мо­розам растения тайги?

3)    Назовите отличительные черты степного природного сооб­щества. Как животные приспособились к недостатку естественных укрытий?

4)    Укажите причины формирования пустынь. Каким образом растения и животные приспосабливаются к недостатку влаги?

2.   Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1)  Каковы особенности растительных сообществ тундры? Чем они объясняются? Почему в тундре береза и ива меньше грибов?

2)  Назовите типичных животных степи. Как они спасаются от врагов?

КАРТОЧКА 2

1)  Почему леса сменяются лесостепью и степью? Объясните обилие хищников в степях.

2)  Назовите типичные растения пустыни. Как они приспособи­лись к недостатку влаги?

II.  Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы происходит актуализация знаний

учащихся о роли растений и животных в природе и жизни челове­ка. Из курсов природоведения, биологии и географии они уже имеют достаточный багаж знаний по этой теме, поэтому необхо­димо дать возможность им высказаться и затем, обобщив ответы, сделать вывод. Обобщая и систематизируя ответы учащихся, учи­тель обращает внимание на то, что живые организмы — это один из самых сложных компонентов любого природного комплекса, на множество аспектов использования растений и животных челове­ком. Чем дольше живет человек на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у живых организмов. Изучая их тайны, ученые сделали ценнейшие открытия, которые используют­ся во многих сферах нашей жизни.

III.    Получение новых знаний.

1.   Вводная беседа становится логическим мостиком перехода к понятию «биологические ресурсы». Этот термин необходимо запи­сать в тетрадь.

Биологические ресурсы — это растительные и животные орга­низмы, используемые человеком в различных целях.

Затем учитель знакомит учащихся с понятиями «растительные ресурсы» и «ресурсы животного мира». Изучение этого материала опирается на уже имеющиеся знания, поэтому использование ре­сурсов человеком обсуждается в процессе беседы. Можно записать его в тетрадь в виде таблицы.

Вид ресурса

Использование ресурса

1. Растительные ресурсы

1.  Пища.

2.   Корма для домашних животных.

3.  Лекарственные растения.

4.  Поделочная и строительная древесина.

5.  Топливо.

6.   Сырьё для целлюлозно-бумажной, хими­ческой, фармацевтической, мебельной про­мышленности.

7.  Сырьё для производства музыкальных инструментов

2. Ресурсы животного мира

1.  Пушнина.

2.   Пища (мясо, жир) — лось, кабан, пернатая дичь и т. д.

3.   Шкуры — копытные животные.

4.    Лекарственное сырьё (панты — молодые рога оленей) — основа для получения лекар­ства «пантокрин».

5.    Рыбный промысел, марикультура, аква­культура

В процессе беседы учащиеся учатся называть примеры рацио­нального и нерационального использования биологических ресур­сов.

2.  Этот этап урока целесообразно провести в виде небольшой лек­ции, основные моменты которой учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель. Человек давно понял, что растения и животные наи­более заметно и сильно страдают от хозяйственной деятельности. Поэтому зарождение правил охраны окружающей среды и развитие экологических традиций у различных народов происходило на ранних этапах развития человеческого общества.

«Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать некоторых животных и птиц. Основывались они на различных преданиях и легендах.

У многих народов существовали тотемные животные, т. е. те, которых нельзя было убивать. Они считались священными, и убить их — значит навлечь беду на себя и на своих близких. Запрещалось убивать животных в период размножения, а также самок с детены­шами.

Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, лиственницу, знали целебные свойства многих трав. В начале XVI

века в Московском Кремле был создан Аптекарский приказ, заку­павший растительное лекарственное сырьё. При нем состояли «травники», разъезжавшие по стране для сбора растений и состав­лявшие первые гербарии. По приказу Петра I охранялись корабель­ные леса, места обитания животных».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. — С. 98.)

Но усиленные антропогенные воздействия на окружающую природную среду привели к сокращению генофонда живых орга­низмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов рас­тений и животных, особенно в Европе, Северной Америке и др. местах. Этот негативный процесс затронул и территорию России, особенно её европейскую часть, где от 8 до 21 % дикой флоры ну­ждается в охранных мероприятиях. Только в Нечерноземной зоне РФ около 500 видов растений находятся под угрозой исчезновения. Также нуждаются в охране более 60 видов птиц, многие виды цен­ных промысловых животных, редких и эндемичных видов фауны. Назрела необходимость в серьезных мерах по охране природы.

На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) была принята Конвенция по биоразнообразию, которую ратифицировали многие страны мира, в том числе и Россия. Самой эффективной мерой по сохранению ге­нофонда живых организмов на нашей планете является организа­ция широкой сети охраняемых природных территорий, общее ко­личество которых в мире составляет около 3500 при их общей площади свыше 4 млн км2. Организация таких территорий включа­ет следующие задачи: сохранение уникальных ландшафтов, охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны, обеспечение необхо­димых условий для их воспроизводства и пр.

В России были приняты федеральные законы «Об охране ок­ружающей природной среды» (1991) и «Об особо охраняемых при­родных территориях» (1995). Согласно этим законам «особо охра­няемые природные территории (ООПТ) — это участки земли, вод­ной поверхности и воздушного пространства над ними, где распо­лагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреацион­ное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режи­ма особой охраны». Эти территории относятся к объектам общена­ционального достояния.

Основные типы ООПТ:

•   заповедники;

•   биосферные заповедники;

•   национальны е парки;

•   природные парки;

•   заказники;

•   резерваты;

•   памятники природы;

•   памятники Всемирного наследия;

•   заповедно-охотничьи хозяйства;

•   санитарно-курортные зоны;

•   дендрологические парки;

•   ботанические сады.

Кроме них органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного управления могут устанавливаться и другие категории ООПТ, например, памятники садово-паркового искусст­ва, музеи-усадьбы, музеи-заповедники и др. В конце XX века в России имелись 94 государственных природных заповедника, 18 биосферных заповедников, 31 национальный парк, 66 федеральных и более 1600 региональных заказников, 10 природных парков и т. д.

Заповедник — это территория, полностью исключенная из лю­бой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохране­ния эталона нетронутых ландшафтов, изучения естественного раз­вития их комплексов, а также для расселения реликтовых живот­ных или растений в другие регионы, утратившие этих обитателей. Например, заповедник Аскания-Нова почти единственная террито­рия на Восточно-Европейской равнине, сохранившая ландшафт степи в первозданном виде. Баргузинский заповедник на Байкале — эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь. Огромна роль государственных запо­ведников в охране редких и исчезающих видов растений и живот­ных. Например, в Сихотэ-Алинском охраняются амурский тигр, горал, в Окском и Хоперском — выхухоль, в Астраханском — боль­шая белая цапля, каравайка, колпица.

Заповедник биосферный — это обширный природный участок, строго охраняемый от всякого антропогенного воздействия. Такие заповедники стали создаваться в начале 70-х гг. в рамках междуна­родной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Основной целью их создания являлось сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ — эталонных участков биосферы, а также генофонда растений и животных. Схема строения биосферного заповедника такова: в центре — ядро (абсолютно охраняемая территория), вокруг которого выделяется буферная зона (охраняемая, на которой час­тично ограничивается хозяйственная деятельность), а за ней идет зона обычного, но строго рационального хозяйственного использо­вания территории. Поэтому на территории биосферных заповедни­ков охрана природы сочетается с фундаментальными научно- исследовательскими работами в области природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время в мире существует 320 биосферных заповедников в 82 странах. Самый крупный по площади биосферный заповедник находится в Дании — Северо- Восточно-Гренландский (площадью более 70 млн га). В России 18 заповедников имеют международный статус биосферных резерва­тов, получивших сертификаты ЮНЕСКО. Среди них первыми ста­ли в 1978 году Кавказский, Окский, Сихотэ-Алинский. Наиболее крупными по площади являются Таймырский (1781,9 тыс. га), Кро- ноцкий (1142 тыс. га) и Центрально-Сибирский (972 тыс. га) био­сферные заповедники.

Национальный парк — это особое природоохранное учрежде­ние и территория с рекреационной и просветительской функцией в малонарушенных природных комплексах. Национальный парк со­четает задачи охраны природы со строго контролируемым исполь­зованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма. Первый национальный парк был создан в 1872 году в США — Йеллоустонский. В настоящее время в мире их насчитыва­ется более 2300. Государственная система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно, причем пер­вый национальный парк «Сочинский» был организован лишь в 1983 году. В конце XX века в России имелось более 30 националь­ных парков общей площадью около 7000 тыс. га.

Памятник природы — это отдельный уникальный природный объект, имеющий научное, историческое и культурно-эстетическое значение. Впервые данный термин употребил знаменитый естест­воиспытатель А. Гумбольдт, обнаружив необыкновенное по воз­расту и размерам дерево. Восхищение людей вызывают примеча­тельные ландшафты, пещеры, скалы, редкостные водоемы, геоло­гические обнажения, палеонтологические захоронения, лесные урочища, метеориты и метеоритные кратеры, реликтовые и энде­мичные растения и животные. В России более 7000 памятников природы. Природные объекты и комплексы, объявленные памятни­ками природы, полностью изымаются из хозяйственного использо­вания. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред па­мятнику природы и окружающей его природной среде или ухуд­шающая его состояние и охрану.

При наличии свободного времени на уроке можно рассказать учащимся о государственных природных заказниках, памятниках всемирного наследия и других категориях ООПТ. Также желатель­но на данном этапе урока прослушать сообщения учащихся о ред­ких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Крас­ную книгу России.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Ссылка на основную публикацию