Урок географии в 11 классе «Новые индустриальные страны Азии. Экономическая и социальная география мира»

Цели и задачи урока:

1. Расширить географические знания по странам Юго-Восточной Азии.

2. Сформировать навыки работы с компьютером, дополнительной литературой, статистическими данными, интернет-источниками; умение анализировать и обобщать полученные знания.

3. Раскрыть необходимость качественного образования и дисциплинированности.

Форма урока: Урок-презентация

Метод обучения на уроке: Проблемно-поисковый

Оборудование урока (в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т. п.)

Политическая карта мира, атласы, контурные карты. Компьютер, мультимедийная установка. Презентации к уроку. Программы Power Point, Publisher, Excel, Word.

Ход урока

Цель: Установить причины экономического «взрыва» НИС.

Задачи:

1. Изучить черты экономики НИС.

2. Выявить причины экономического процветания НИС.

3. Показать преимущества и недостатки экономического «взрыва».

4. Составить модель экономического развития НИС.

Организационный момент. Заключительный урок по изучению Азиатских стран, посвящен группе НИС. Повторение пройденного материала: общая характеристика Новых индустриальных стран.

В основе развития НИС лежит Японская модель. Назовите основные направления «Японской модели экономического развития».

Группа НИС относится к развивающимся странам Азии, но их называют азиатские «тигры» или «драконы». Почему?

В ходе выступления учащихся, устанавливаются причины экономического «взрыва» и выявляется лидирующее положение НИС, заполняется таблица «ХАРАКТЕРИСТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН».

Презентация 1. «Страна утренней зари – Корея». Ученическая презентация.

Презентация 2. «Сингапур – азиатский Роттердам». Ученическая презентация.

В 1980-е годы появляется ещё одна группа НИС, которых называют азиатскими «тигрятами», это: — Индонезия — Малайзия — Таиланд

Презентация 3. «Малайзия — страна двух миров». Ученическая презентация.

Презентация 4. «Таиланд». Ученическая презентация.

Анализ слайдов, графиков; заполнение таблицы.

Вопросы на усвоение нового материала: назовите отрасли экономики, в которых НИС занимают лидирующее положение. Назовите причины экономического «взрыва» НИС, выделите положительные и отрицательные причины роста.

Причины быстрого экономического роста «+»:

·       Выгодное ЭГП, пересечение транспортных магистралей.

·       Ориентир на огромные дешевые дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.

·       Развитие наукоемкого производства.

·       Максимальное привлечение иностранного капитала и гибкая налоговая политика. Создание свободных экономических зон.

·       Модернизация сельского хозяйства и использование освободившихся трудовых ресурсов в промышленности.

·       Серьезная работа на внутреннем рынке.

Причины быстрого экономического роста «-»:

·       Ограничение деятельности профсоюзов.

·       Низкая оплата труда, условия труда близки к капитализму в Европе 19 века.

·       Хищническая эксплуатация природных ресурсов.

Составьте модель экономического развития НИС.

— Выгодное ЭГП, пересечение транспортных путей.

— Привлечение иностранного капитала.

— Создание свободных экономических зон (СЭЗ).

— Развитие наукоёмкого производства.

— Ориентация на огромные дешёвые, дисциплинированные и квалифицированные трудовые ресурсы.

И в заключение урока запомните: Образование, дисциплина и культура – это основа успеха.

Домашнее задание: дополнить таблицу, обозначить на контурной карте НИС.

Межпредметные связи: География, история, биология

Ссылка на основную публикацию