Урок чтения в форме театрализованной игры с русской народной сказкой «Рукавичка». 1-й класс

Цели.

  • Учить плавному послоговому чтению слов и предложений, отвечать на вопросы правильными полными ответами.

  • Учить различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв разрезной азбуки из ранее усвоенных слоговых структур.

  • Корригировать распределение внимания через упражнение на выделение слова; фонематического слуха через упражнение на выделение и определение места звука в словах, составление слов с использованием кассы букв.

  • Воспитывать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: к уроку прилагается презентация, но если нет возможности использовать ИКТ, то потребуется следующее оборудование: Игрушки – герои сказки «Рукавичка”; «пуговки” из картона; картинка – «Звуковичок”; карточки для определения места звука в слове; «Волшебный мешочек” с пластиковыми макетами букв; картинка с изображением мышки; кассы букв. Букварь для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина.

Загрузить презентацию (42,75 МиБ)

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

— Произнесите слово «Здравствуйте”, так, чтобы были слышны все звуки.

— «З-д-р-а-в-с-т-в-у-й-т-е”.

— Садитесь.

II. Вводная беседа.

1. Упражнение на распределение внимания.

— Хлопните в ладоши, когда услышите слово «рукавичка”.

— Брюки, рубашка, рукавичка, шуба, костюм, рукавичка.

— Сколько раз я сказала слово «рукавичка”?

2. Уточнение словаря.

– Что такое «рукавичка”?

(Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.)

— Какую сказку про «рукавичку” вы знаете?

— Это русская народная сказка «Рукавичка”.

— Кто потерял рукавичку? (Дед.) Слайд № 2

— Кто первый нашёл рукавичку? (Мышка.)

(Заселяем в «рукавичку” мышку.)

— Сегодня на уроке вы должны вспомнить эту сказку и помочь животным поселиться в «рукавичке”, для этого вы должны правильно выполнить все задания..

III. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для глаз.

1. Упражнение на дыхание «Укололи пальчик”.

— Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

— Произнести на одном выдохе слоги:

— «Ой-ой-ой-ой!”

— «Ой-ой-ой-болит пальчик мой!”

2. Самомассаж лица.

Кран откройся, нос умойся. Мойтесь сразу оба глаза. Мойся лобик, мойтесь щёчки. Мойся ротик, мойся шейка. Мойтесь, мойтесь, умывайтесь

И здоровья набирайтесь.

3. Упражнения для губ и языка. Слайд № 3

1) «Застёгивание и расстёгивание молнии”.

— Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до «пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

2) «Большие пуговицы и маленькие пуговки”.

— Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой” (маленькая пуговка).

3) «Иголочка”.

— Вытянуть «острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счёт до «пяти”.

4) «Круглый воротничок и воротничок с острыми краями”.

— Чередовать положения «широкого” и «узкого” языка. Положить «широкий” язык на нижнюю губу («круглый” воротничок). Вытянуть «острый” язык (воротничок с «острыми” краями).

5) «Шитьё на разных швейных машинках”.

(Швейная машина — механическое устройство, выполняющее полезную работу – сшивает ткани.)

— Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить звук:

— «Д-д-д-д” (шьём на электрической швейной машине).

— «Т-т-т-т” (шьём на ручной швейной машине).

6) «Строчка”.

— Кончик языка «иголочкой” ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

4. Гимнастика для глаз «Пуговица”.

— Дети берут в правую руку «пуговицу” и следят за ней глазами:

— влево – вправо;

— вверх – вниз;

— далеко – близко.

(Заселяем в «рукавичку” лягушку.) Слайд № 4

IV. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться составлять слова из слогов, будем учиться читать предложения с этими словами. Вы должны вспомнить изученные звуки, как они произносятся и буквы.

V. Работа по теме.

1. Выделение звука в словах. Слайд № 5

Д. и. «Звуковичок”.

— Кто к нам прилетел?

— Давайте, определим, какой звук он нам принёс.

(На крылышках «Звуковичка” картинки с изображением предметов: кофта, майка, фартук, брюки.)

— Назовите предметы, изображённые на картинках.

— Как можно назвать эти предметы, одним словом?

— Какую ещё одежду вы знаете?

— Послушайте ещё раз слова и скажите, какой общий звук есть в них. (Звук «к”.)

— Что вы знаете о звуке «к”, какой он?

(Согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.)

2. Нахождение места звука «к” в словах. Слайд № 6

(Работа по карточкам.)

— Где в слове может стоять звук «к”?

(Заселяем в «рукавичку” зайца.) Слайд № 7

3. Д. и. «Волшебный мешочек”.

— Найдите на ощупь в мешочке буквы (к, а, м, о, у).

— Назовите из этих букв гласные.

— Почему эти звуки гласные?

4. Составление буквы из элементов. Слайд № 8, 9

— Внимательно посмотрите на элементы буквы, подумайте и скажите какую букву можно из них составить. (Букву «о”.)

(Заселяем в «рукавичку” лису.) Слайд № 10

Физминутка «Вы, наверное, устали?”

— Чтение стихотворения с выполнением движений.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем

И работать продоложаем.

5. Чтение слоговых таблиц. Слайд № 11

1) Чтение слогов учителем.

2) Чтение слогов хором вместе с учителем.

3) Чтение хором без учителя.

4.) Чтение учениками по одному слогу.

(Заселяем в «рукавичку” волка.) Слайд № 12

6. Игра «Живые буквы”. Слайд № 13

(Демонстрация картинок с изображением лука и мышки.)

— Что вы видите на картинках?

— Что такое лук?

— Составить это слово нам поможет наше тело.

1) Проговаривание слова хором.

2) Проговаривание слова учениками по очереди.

3) Определение количества слогов.

4) Назовите 1, 2, 3 звук.

— Сколько звуков в слове лук?

5) Покажи при помощи своего тела 1, 2, 3 букву.

6) Составление учениками слова у доски.

7. Работа с кассой. Слайд № 14

— Составим слово «мышка” в кассе.

1) Проговаривание слова хором.

2) Деление слова на слоги.

— Какой 1 слог?

— Назови 2 слог.

3) Назови 1, 2, 3 звук в слоге «мыш”.

4) Составление 1 слога в кассе.

5) Анализ и составление 2-го слога.

6) Чтение слова.

(Заселяем в «рукавичку” кабана.) Слайд № 15

8. Работа с букварём для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. В.В. Воронкова И.В. Коломыткина (стр. 56).

— Сейчас мы будем читать по букварю, вам нужно внимательно следить за мной и внимательно слушать.

— Положите букварь перед собой.

— Откройте букварь на закладке.

1) Чтение односложных слов.

  • Учитель.

  • Хором с учителем.

  • Хором без учителя.

  • Чтение несколькими учениками по одному.

2) Чтение текста.

— Кого видите на картинке?

— Что в руках держит девочка?

— Что у мальчика в руках?

— Сейчас я прочитаю маленький рассказ, а вы внимательно послушаете, и скажите мне, как звали детей.

— Как звали девочку?

— Как звали мальчика?

  • Чтение хором.

  • Чтение индивидуально по строчке.

  • Чтение по предложению.

  • Работа над осознанностью.

— Найдите в тексте и прочитайте, что было у Шуры.

— Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, что было у Ромы.

(Заселяем в «рукавичку” медведя.) Слайд № 16

VI. Итог урока.

— Ребята, все животные поселились в «рукавичке”?

— Значит, мы все задания выполнили правильно.

— А кто вспомнит, почему все животные выскочили из «рукавички” и убежали? Слайд № 17

Ссылка на основную публикацию