Урок биологии в 9 классе «Функция органов зрения. Гигиена зрения»

Цели урока:

  • Образовательные
    • Формирование понятий «аккомодация глаза”, «близорукость, дальнозоркость”.
    • Обеспечение в ходе урока повторения законов геометрической оптики и строения глаза.
    • Формирование умений решать творческие задачи с элементами изобретений.
  • Воспитательные
    • Формирование в ходе урока идей познаваемости мира.
    • Обращение внимания на гигиену зрения и указание элементарных мер предосторожности по сохранению хорошего зрения.
    • Продолжение формирования умений: выполнение измерений, пользование таблицами, проведение простых экспериментов.
  • Развивающие
    • Приобщение к процессу рационализаторства и изобретательства, дальнейшее формирование приемов логической деятельности.
    • Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

ПЛАН УРОКА

1. Введение.

2. Основная часть.

  • Строение глаза (биология).
  • Основные положения оптики.
  • Строение глаза (физика).
  • Лабораторные работы (слепое пятно, хрусталик, зрачок).
  • Близорукость и дальнозоркость.
  • Компьютерная модель (определение близорукости).
  • Цветоощущение.

3. Закрепление материала.

  • Вопросы на повторение по биологии и физике.

4. Итоги урока.

  • Защита проекта «Глаз как оптический прибор”.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гигиена глаз.

 ХОД УРОКА

Учитель биологии: На прошлых уроках мы изучили строение органа зрения человека. Мы увидели, что это сложная система. В ходе эволюции глаз совершенствовался и приобретал новые функции и формы. Сейчас мы вспомним зоологию, вспомним, какие глаза имеют разные животные. Для этого мы прослушаем сводку новостей с лесной поляны.

Действие 1

Студия телепрограммы «Новости”. Стрекоза, Лев, Крот-Холмс.

Стрекоза. Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире «Новости”. Главные события дня. По итогам переписи населения 2005–2006 гг. В Марийском лесу выявлена недостача одной мышки-коротышки. Это таинственное исчезновение потрясло весь лес. В связи с этим трагическим событием с официальным обращением выступает король леса – Лев.

Лев. Здравствуйте, жители моего леса. В первую очередь я хочу передать соболезнования родственникам. Я обещаю, что мы обязательно найдем и накажем преступников. Это дело я поручил легендарному сыщику Кроту-Холмсу.

Стрекоза. Спасибо, уважаемый Лев. Ну, а сейчас, мы бы хотели увидеть и услышать Холмса. (Кроту) Здравствуйте!

Крот. Добрый вечер. Итак, дорогие друзья, вы, наверное, хотите задать мне вопрос: Как такой слепой, как я, может быть гениальным сыщиком? Да, я слепой, но мне не нужно зрение, чтобы быть гениальным сыщиком, у меня есть инстинкт, и я хорошо улавливаю звуки. У зверей, ведущих подземный образ жизни, глаза недоразвиты, а то и вообще заросли кожей. С этими способностями я быстро найду Мышку-коротышку.

Стрекоза. А вы не знаете, что могло повлиять на таинственное исчезновение Мышки.

Крот. Ни что, а кто. Мне кажется, это зверь с очень хорошим зрением. Мы используем хитрость, чтобы его поймать.

Действие 2

На сцене Лев.

Лев. Все жители моего королевства, я объявляю кастинг конкурса «Зоркий глаз”. Всех прошу прийти сегодня на главную поляну.

Действие 3

Сцена на главной поляне.

Помощник режиссера. Прошу тишины! Внимание, внимание! Начинаем! Итак. Первая восьмерка участников!

Выходят все участники кастинга

Пом. режиссера. Участник №1

Все начинают вставать как бы на место первого номера.

Пом. режиссера. Прошу тишины! Какая разница, кто, где встанет. Все равно всем все хорошо видно. Начинайте.

Пчела. Я – Пчела. Мы насекомые видим … ну неважно, лично я вижу чуть-чуть хуже человека в сто раз! А мелкая плодовая мушка – даже в тысячу раз!

Стрекоза (вмешиваясь). Вы наверное, не знаете, что насекомые (показывает на пчелу) не могут закрыть глаза, даже спят с открытыми глазами. И вообще глаз насекомого очень сложно устроен. Вот у меня он состоит из маленьких глазков – шестигранных ячеек, называемых по-научному – фасетками. А у меня их двадцать восемь тысяч фасеток.

Пчела (перебивая). Острота зрения у насекомых слабая. И чтобы вовремя заметить движение, нужны сложные глаза. А это очень важно, скажем, для нее. (Кивает на стрекозу).

Стрекоза. У пчелы, как и у большинства насекомых, кроме сложных (фасеточных) глаз есть еще и простые глазки. Но если закрыть чем-нибудь сложные глаза пчелы, оставив только простые, она ведет себя как слепая. А если прикрыть простые глаза, пчела вполне нормально видит фасеточными глазами, только медленнее реагирует на изменения вокруг, так сказать, хуже соображает.

Пчела. Я тебе дам – хуже соображает!

Сом. А про меня забыли. Я тоже хочу. У нас в подводном мире нет яркого света и видимость даже в самой чистой воде невысока. Поэтому рыбам нет надобности «настроить глаза на резкость” для дальних расстояний – все равно приходится все предметы рассматривать вблизи…

Акула. Вот-вот, одно слово – близоруки. Успокаивает, что не мы одни – звери водные: бобр, ондатра, выдра – тоже близоруки.

Стрекоза. Конечно, разве такими глазами что-нибудь можно увидеть?! У вас же глаза как на разных полюсах.

Сом. Ну и что. Люди видят своими глазами одно изображение, т.е. у них в мозгу отражается единая картинка. А у рыб глаза расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки.

Акула. А кроме этих двух изображений у многих рыб есть еще и третье, которое они видят впереди себя сразу обоими глазами – неширокое пространство бинокулярного зрения. В отличие от бокового – монокулярного.

Обезьяна. А у меня, как у человека и совы, зрение бинокулярное.

Хамелеон. Подумаешь, бинокулярное. Вот таких глаз, как у меня, ни у кого нет. Глаза у меня совершенно независимы друг от друга в своих движениях. Я могу смотреть одним глазом, например, вперед и вверх, а другим – назад и вниз. Перед броском языка я свожу оба глаза на добыче.

Лягушка. У меня тоже глаза удивительные. Они помогают мне проглатывать добычу. Схватив добычу, я начинаю моргать, погружаясь в рот, глазные яблоки проталкивают пищу в пищевод.

Стрекоза. Фи, а я-то думала, что ты от удовольствия жмуришься.

Орел. Самые зоркие существа на земле – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы и видят почти в восемь раз лучше человека.

Хамелеон. Да ну, не может быть!

Орел. Да. Не только дальше, но и замечая гораздо больше мелких деталей. У птиц самые совершенные глаза из всех животных. Ведь им важно не только внимательно наблюдать за окружающей летной обстановкой, но и мгновенно «настраивать глаз” с дальних предметов на близкие.

Пом. режиссера. Внимание, внимание! Подведение итогов!!!

На сцену выходит Крот-Холмс, а за ним Лев. Все испугались.

Лев (Кроту). Теперь вы можете сказать, кто из них злодей?

Крот. Я долго вас слушал там за сценой. Вы знаете, что вчера пропала Мышка-Коротышка. И мы этот кастинг придумали, чтобы узнать, кто виновен. Сначала мое подозрение пало на Акулу.

Акула. Да как вы смеете! Я не питаюсь мышами.

Крот. Не волнуйтесь. Потом я подумал, что это обезьяна.

Обезьяна (падает в обморок). Ах!

Лев. Ну, все же, не тяните. Кто?!

Крот. Орел!

Орла хватают за руку.

Орел. Это не я, это не я.

Обезьяна приходит в себя.

Обезьяна. Это он, это он. Он себя так расхваливал.

Стрекоза. Да мы тут все хвалились.

Вбегает Мышь, запыхавшаяся.

Мышь. Подождите меня, подождите, не начинайте. Я только с парохода, к бабушке в Чувашский лес ездила. Я тоже хочу на кастинг.

Все звери, с удивлением, смотрят на Мышь, а потом на Крота.

Мышь. Что такое, что вы смотрите.

Крот. Ну … ну это… ну извиняюсь, господин Орел.

Лев. Господин Орел… Мы тут посовещались… извините… господин Орел, Вы стали победителем нашего кастинга.

Крот исчезает.

Все звери. УРА!!!

Конец.

Учитель биологии: Таким образом, мы увидели, что самыми зоркими являются глаза птиц. А как же функционирует наш глаз? Тема нашего сегодняшнего урока: «Функции органов зрения. Гигиена зрения”

Но прежде чем говорить о функциях, мы повторим строение глаза. На экране перед вами названия различных структур глаза. Вы должны выбрать правильные ответы на мои вопросы. Проверка происходит в режиме самооценки.
Кроме параграфа о строении глаза вам было задано на дом, по желанию, выучить строение глаза в стихотворной форме.

Орган зрения – это глаз В нем три оболочки Та, что белая снаружи Назовем белочной Так прозрачна впереди – Со стеклом сравнится Эту часть ее зовем Просто роговица Слой второй – в нем есть сосуды Впереди он радужка В ней отверстие зрачок И пигменты разные За зрачком у нас хрусталик Он меняет кривизну И поэтому мы видим И вблизи, и за версту Свет легко в глаз проникает Все в округе видно мне Ведь в глазном есть яблоке Тело стекловидное В глубине лежит сетчатка Этот слой необходим Коль рецепторы в порядке

То нормально мы глядим.

Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики, которые были изучены в 8 классе.

Линзой (от лат. lens — чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.

Прямая, проходящая через центры С1 и С2 сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы. Точку О на этой оси называют оптическим центром линзы. Ход лучей света в выпуклых и вогнутых линзах различен. Выпуклые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразуют параллельный пучок световых лучей в сходящийся; поэтому иначе их называют собирающими. Вогнутые стеклянные линзы при этом создают расходящийся пучок света, поэтому их называют рассеивающими. Точка F называется главным фокусом линзы. У собирающих линз фокус действительный, а у рассеивающих мнимый.

Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы; обозначают его той же буквой, что и сам фокус:

F — фокусное расстояние линзы.

Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы: . Чем меньше фокусное расстояние линзы, тем больше ее оптическая сила, т. е. тем сильнее она преломляет лучи.

Единицей оптической силы в СИ является метр в минус первой степени (м -1). Иначе эта единица называется диоптрией (дптр). 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

У собирающих и рассеивающих линз оптические силы отличаются знаком. Собирающие линзы обладают действительным фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются положительными (F>0, D>0). Рассеивающие линзы обладают мнимым фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются отрицательными (F

Ссылка на основную публикацию