УЧИТЕЛЯМ — ПАН ПОЗНАВАЙКА

g034-1324008Интересный материал для психолога представляют исследования школьного жаргона, особенно если эти исследования проводятся на протяжении нескольких лет. Видоизменения сленга могут свидетельствовать о тенденциях развития интересов, увлечений, вектора личностной направленности в молодежной группе. О необходимости подобного рода исследований говорит В.Ф. Пирожков в своей книге «Криминальная психология». Подростковый возраст — возраст примерки социальных ролей, к сожалению иногда девиантных, которые могут проявляться в словесной форме. В.Ф. Пирожков использует термин «криминальная зараженность молодежного лексикона». Он советует педагогам проводить анализ жаргонных выражений учащихся не для того, чтобы самому повторять ошибки детей, а для того, чтобы воспитывать у них культуру речи.

Как обстоят дела в нашей школе? Психологом школы в 199 … Читать дальше »

g035-2413964Ребенок с дефектом не есть
непременно дефективный ребенок.

Л.С. Выготский

Чаще всего педагог обращается к психологу по поводу трудностей в усвоении детьми учебной программы, а также в связи с их неадекватным поведением. Эта проблема приобретает особую остроту, когда речь идет о детях с физическими или психическими отклонениями.
 Наверняка каждый практикующий психолог припомнит, что среди учеников его школы есть дети, страдающие нарушением обмена веществ, заикающиеся, с сильной близорукостью, с … Читать дальше »

Любой школьный психолог в своей работе, вероятно, сталкивался с проблемой взаимоотношений учителей и учащихся. Каждый может вспомнить ситуации, когда дети выражали недовольство поведением педагога: его несправедливостью и предвзятостью, манерой общения с учащимися, характером преподавания и т.д. Всем известен также феномен «эмоционального сгорания» у учителей, одной из причин которого является неэффективный стиль взаимоотношений с детьми. Школьный психолог в данном случае может и даже должен выполнять функцию посредника между педагогом и учащимися, координировать их взаимоотношения, помогать обеим сторонам при возникновении проблем.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА
Нужно ли дожидаться, пока у педагогов и учащихся возникнут проблемы или конфликты во взаимоотношениях? Можно … Читать дальше »

Импровизация и креативность у детей

Способность к импровизации с полным правом можно назвать одним из самых ярких проявлений креативности. В процессе импровизации особое значение имеет фактор времени, в течение которого человек реагирует на событие. Суметь быстро и внешне легко воспользоваться «случайными» ситуативными элементами для продуктивного решения внезапно возникшей проблемы способен далеко не каждый.
Профессиональная психология нечасто обсуждает проблему импровизации, зато в обыденной психологии по этому поводу накоплен большой опыт. Традиционно принято считать, что человек, который за словом в карман не лезет, имеет острый творческий ум. При этом в народе всегда говорили, что задним умом мы все крепки, подчеркивая тем самым, что по прошествии времени многие могут находить интересные решения, но делать это стремительно — здесь и сейчас — под силу … Читать дальше »

В начале учебного года педагогам и психологам приходится решать несколько задач адаптации: учащихся к новому учебному году и вновь пришедшего ученика или учеников к новому коллективу. Ситуация перехода в новую школу, в новый класс, на новую ступень обучения является очень трудной для любого ребенка. Еще сложней такая ситуация для того, кто вынужден преодолевать трудности таких периодов жизни в одиночку.

С помощью специальных игр, упражнений, занятий взрослые в школе могут в значительной мере смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации нового ученика в классе, а также научить одноклассников проявить понимание и сочувствие новенькому. Легче не позволить появиться негативным впечатлениям о школе и одноклассниках, чем впоследствии корректировать проблемы учеников.

… Читать дальше »

Проблема перехода детей из начальной школы в среднюю Проблему преемственности в образовательном процессе связывают обычно с двумя ключевыми точками — переходом малыша из дошкольного звена в школьное и с выходом молодого человека из средней школы во «взрослую» жизнь. Момент окончания средней школы гипотетически предполагает достижение социальной, нравственной и интеллектуальной зрелости, а следовательно, готовности к профессиональному самоопределению и к продолжению образования в избранном направлении.
Но нередко педагоги и психологи констатируют сбои системы образования в обеих этих точках.

ТРУДНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ — ТРУДНОСТИ В ВУЗЕ
Семилетние и тем более шестилетние дети все чаще приходят учиться, совершенно не готовые к этому, что порождает массу сложностей, распространяющихся не только на первый и последующие классы началь … Читать дальше »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УБИРАТЬ СВОЙ КЛАСС

Одной из основных задач развития ребенка в период взросления является формирование в нем самостоятельности и ответственности. Очевидно, что условия для возникновения этих качеств важно создавать не только в процессе обучения, но и в других сферах жизнедеятельности ребенка в школе и дома. На наш взгляд, жизнь любого детского коллектива нередко предоставляет воспитывающим ребенка взрослым такую возможность. Мы хотим поделиться своим опытом организации, казалось бы, простых, но необходимых вещей: выполнения учениками постоянных обязанностей в школе (например, ежедневной уборки классных комнат), что предполагает помощь детям в принятии ответственности за участие в совместной жизнедеятельности коллектива.

На первый взгляд не заслуживающая, по сравнению с другими глобальными задачами современной школы, особого внимания про … Читать дальше »

Тренинговое занятие для учащихся старших классов «Что слово, звук пустой?»

Цель занятия: показать участникам тренинга значимость звучащей речи; подвести к мысли о том, что слово — не «звук пустой»; показать взаимосвязь психических процессов и речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. В одной, то ли ведомой, то ли неведомой, то ли далекой, то ли близкой стране жили звуки. Они передавали журчание ручейка, шепот ветра, шелест листьев под ногами, тихий разговор верхушек могучих сосен.

Могли передавать они и раскаты грома, и грохот лавины, и грозный рев вулкана.

И жили рядом со звуками люди, которые многому учились у звуков, мног … Читать дальше »

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свое содействие выходу наружу ранее не проявляемых чувств.

Материалы: магнитофон; карточки с заданиями каждой команде, бланки для жюри, бумага; ручки для участников; плакаты с эмоциями; маски страха (14 шт.); оформление зала — пословицы, поговорки, высказывания знаменитых людей о настроениях и эмоциях.

Возраст участников: 4–6-е классы.

Ведущий. В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других, это источник благополу … Читать дальше »

Роль ориентировки во времени в школьном обучении Дифференцировка пространственных и временных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциях и структурах, причинно-следственных связях между явлениями. Развитие пространственно-временной ориентировки можно рассматривать как необходимую предпосылку формирования и развития личности, эффективности ее деятельности в различных сферах жизни.

Одним из важных условий успешности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени.

… Читать дальше »

Серия психологических часов «Как научиться жить без драки?» Цели: определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием, рефлексия собственного агрессивного состояния, разработка способов действия в различных конфликтных ситуациях.

Оборудование: видеопрезентация или раздаточный материал с выпиской из словаря с определениями: агрессия, агрессивное состояние, агрессивные действия; лист опросника (приложение 1), листы бумаги по количеству групп.

Ведущий. Тема нашей сегодняшней встречи «Что такое драка, причины ее возникновения». Как вы считаете, актуальна ли эта тема в классе? Почему? Отчего возникают драки?

Вы … Читать дальше »

Задачи:

— развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;

— упражнять в звуковом синтезе слов, в звуковом анализе слов, в слоговом анализе и синтезе слов, в определении и устранении аграмматизмов в предложении;

— развивать связную речь.

Материал: карта путешествия, карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, мел, сюжетные картинки.

… Читать дальше »

«Безобидный тренинг» для старшеклассников Обиды, обиды… Как часто приходится школьному психологу наблюдать разрушающее действие этого коварного чувства! Дети обижаются друг на друга, на родителей, на учителей. Учителя — на коллег, на администрацию, на «судьбу». Женщины обижаются на мужчин, мужчины — на начальство. Обиды разрушают добрые взаимоотношения, любовь и дружбу, наше счастье и здоровье, нас самих, наконец.

В распоряжении психолога сегодня очень много литературы по работе с агрессией, страхом, чувством вины. А вот обиду почему-то обошли вниманием (самое время ей обидеться по этому поводу!).

Задачи программы: осознание иррациональных установок; освобождение от обид; обретение свободы и энергии для позитивного мышления.

… Читать дальше »

Коммуникативные традиции детской субкультуры

В младшем школьном возрасте проблема самоактуализации — это проблема того, в каком образе и в каких поступках наиболее безопасно и эффективно можно явить себя людям в качестве активного участника социальных ситуаций. Наиболее слабыми и уязвимыми сторонами личности ребенка в этот период являются его коммуникативная неопытность, застенчивость, неумение одномоментно учитывать несколько ситуативных факторов, недостаточная психическая регуляция, не позволяющая параллельно осуществлять два процесса — справляться со своими эмоциями и разумно просчитывать свои действия и слова.

Главная особенность детского традиционного подхода состоит в том, чтобы перенести коммуникати … Читать дальше »

Ссылка на основную публикацию