Цикл занятий по познавательному и речевому развитию с использованием нетрадиционных приемов обучения для детей, имеющих ЗПР

В нашей стране уже сложилась система специальной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим задержку психического развития и другие, неярко выраженные отклонения в развитии. Для детей этой группы характерны различные особенности нарушения. Чаще всего наблюдается ярко выраженный синдром гиперактивности и дефицита внимания; нарушения эмоционально-волевой сферы; нарушения речи: бедный словарь, тяжелые нарушения в звуковой культуры речи, аграмматизмы, отсутствие связной речи.

Для коррекционно-педагогической помощи детям данной группы в настоящее время недостаточно методических разработок по составлению и проведению коррекционных занятий. В результате чего мною был разработан цикл занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР по познавательному и речевому развитию, с использованием как традиционных приемов обучения, так и не традиционных. При разработке своих занятий, я учитывала особенности детей имеющих нарушения, включила задачи базовой программа нашего учреждения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

Целью разработанного цикла занятий – формирование и коррекция всех компонентов речи через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые, пальчиковые, логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на речемыслительную деятельность.

Использования на занятиях дидактических игр и упражнений с применением наглядного материала, способствует формированию у детей познавательного интерес конкретной темы, дети учатся наблюдательности, пытаются логически мыслить, сравнивать, анализировать. Использование на занятиях психогимнастики и релаксационных упражнений способствовует развитию эмоциональной сферы, коррекции поведенческих расстройств. Логоритмические упражнения помогают дошкольникам различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи еще не совершенны, но предпосылки к дальнейшему развитию уже наметились. Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, и учит их координации, а также помогает развивать мелкую моторику. Использование словесных методов и приемов (беседа, загадки составление рассказов и т.д.) формирует у детей интерес к звучащему слову, способствует умению составлять небольшие предложения и маленькие рассказы. В целом применение традиционных методов и приемов в сочетании с нетрадиционными, увеличивают темп занятий и деятельность дошкольников.

Данный цикл занятий способствует формированию у детей осознанного отношения к людям, самому себе, сверстникам, ближайшему окружению, всему окружающему миру.

Использование этих приемов и методов способствует сохранению интереса на занятии, позволяет удерживать более длительное внимание у детей на протяжении всего занятия, делает его наиболее продуктивными. Все занятия построены с учетом принципа деятельностного подхода.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить и систематизировать знания и представления об окружающем мире. Расширить, уточнять и активизировать словарь детей за счет новых слов существительных, глаголов, прилагательных; наречий; развивать умение составлять небольшие описательные рассказы на заданную тему, опираясь на схемы; разучить с детьми стихи, пословицы, загадки пальчиковые и логоритмические игры. Учить детей снятию психофизического напряжения через релаксационные упражнения.
  2. Коррекционные: развивать и корригировать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память; процессы синтеза и анализа; укреплять мелкую и общую моторику; развивать чувство ритма; формировать эмоциональную сферу.
  3. Воспитывать наблюдательность и активность на занятии; формировать нравственные ценности.

Разработаны следующие циклы занятий:

  1. «Путешествие по временам года» – 5 конспектов.
  2. «Мой любимый детский сад» – 2 конспекта.
  3. «Братья наши меньшие» – 5 конспектов.

Конспекты занятий можно использовать целиком, как итоговые фронтальные занятия, так же делить их и работать с подгруппой детей. Данные конспекты можно использовать в своей работе учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных садов.

На фестиваль педагогических идей «Открытый урок» предлагаю один из конспектов цикла «Мой любимый детский сад» – «Моя любимая группа».

Результаты развития детей, имеющих ЗПР за 2009-2010 учебный год 

Параметры Уровни развития* (нач. года/конец года)
  Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Динамика
Психические процессы 0%/12% 26%/54% 28%/8% 46%/26% 80%
Окружающий мир 40%/60% 0%/10% 60%/30% 0%/0% 60%
Развитие речи 0%/13% 17%/40% 37%/20% 46%/27% 72%

Результаты психолого-педагогического обследования детей группы свидетельствуют о необходимости продолжать работу в данном направлении.

Задачи: Формировать и расширять представления детей о ближайшем окружении, о себе, своих сверстниках, о группе, которую они посещают. Учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением, отгадывать загадки, формировать умение размышлять, анализировать, делать выводы. Закрепить адрес детского сада, номер и название группы. Развивать внимание, мышление, процессы синтеза и анализа. Активизировать речь детей, учить правильному употреблению существительных с другими частями речи. Учить составлять небольшие описательные рассказы, опираясь на схему. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать дружеское, доброе отношение к сверстникам.

Оборудование: Разрезные картинки, игрушка Незнайка, картинки с изображением игрушек для отгадывания, цветные карандаши, схема для составления рассказа.

I. Вводная часть.

Ребята, у нас в группе новенький – Незнайка! Его надо познакомить с группой, рассказать, где что находится. Мини-экскурсия по группе с целью закрепления всех зон и их назначение.

II. 2. Дидактическая игра «Расскажи Незнайке где что лежит».

Педагог начинает предложение, ребенок повторяет и придумывает окончание:

– Это музыкальный уголок, в нем находятся…

– Это уголок природы, дети учатся ухаживать за…

Дети вместе с педагогом делают обход группы, не пропуская ни одной развивающей зоны.

III. Дидактическая игра «Один – много».

Предложить детям найти и назвать что в группе по одному предмету, а что много.

– Аквариум один, растений много.

– Гараж один, машин много. 

IV. Дидактическая игра: «Какие игрушки бывают».

Педагог предлагает ребятам собрать разрезные картинки, и узнать, какие игрушки изображены на картинке и есть ли такие игрушки в нашей группе.

V. Дидактическое упражнение «Придумай новое слово» – образование нового слова.

  • У куклы светлые волосы. Кукла какая? (светловолосая).
  • У неваляшки круглое лицо. Она какая? (круглолицая).
  • У лошади быстрые ноги. Она какая? (быстроногая.)

VI. Речедвигательная игра «Детский сад».

Мы приходим в детский сад (ходьба на месте) Там игрушки стоят.

Паровоз (имитация движения паровоза),

Пароход («крыша над головой») Дожидаются ребят.

Там картинки на стене (рисуем рамку в воздухе)

И цветы на окне (из пальцев сделали бутончик и раскрыли). Захочу –

Поскачу (галоп на месте)

На игрушечном коне!

VII. Загадки об игрушках.

Педагог предлагает отгадать загадку и найти отгадку у себя на листочке и раскрасить.

Серый байковый зверюшка, Косолапый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай!

Ответ: Зайка

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю,

Все сначала начинаю.

Ответ: Кубики

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ответ: Матрешка

Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко. А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

Ответ: Мяч

Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

Ответ: Плюшевый медведь

Пляшет крошка,
А всего одна ножка.

Ответ: Юла.

VII. Ребята, про какую игрушку не было загадки? (про лису), тогда я предлагаю вам разучить массаж, который называется «Лиса».

Самомассаж «Лиса».
Утром Лисонька проснулась, движения выполняются
Лапкой вправо потянулась, соответственно тексту. Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, все массажирующие движения выполняются

Растирать все лапки стала от периферии к центру:
Ручки, ножки и бока. от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
Вот какая красота!

IX. Дидактическое упражнение «Наведем порядок в группе».

Педагог предлагает детям рассказать, где какая игрушка находится в группе, и познакомить с поговоркой «Каждой вещи — свое место»

X. Психогимнастика с элементами релаксации.

– Давайте превратимся в лесных зверей!

У нас славная осанка, мы свели лопатки. Мы походим на носочках, а потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчище. Вот свернулся ёж в клубок, Потому, что он продрог, Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Спросить ребят, «Какие звери-игрушки есть в нашей группе?»

XI. Составление описательного рассказа о своей любимой игрушке, с использованием опорных схем.

Детям предлагается схема для рассказывания и образец рассказа педагога.

 

Примерный рассказ. Это мой детский сад. Он находится по адресу улица Парковая, дом №5. Наш детский сад – двухэтажное здание, в нем много окон. Я люблю в садике рисовать, играть, гулять и заниматься. В группе много игрушек, но моя самая любимая – кукла Оля. У меня много друзей – Саша, Полина, Вова. В садике мы проводим весь день, мы играем, занимаемся, кушаем, спим и гуляем. Я люблю свой детский сад и свою группу.

XII. Итог занятия.

Закрепить правила поведения в детском саду:

  1. Слушать взрослых.
  2. Не ссориться и не обижать детей. Называть друг друга по имени.
  3. Беречь игрушки, убирать игрушки за собой по окончанию игры.
Ссылка на основную публикацию