«Светлое воскресение Христово» (глава «Пасха» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»)

Цели:

  • приобщить учащихся к русской культуре через постижение художественного текста;
  • выявить общие черты произведения И.С. Шмелёва и картин Б.М. Кустодиева;
  • учить применять полученные знания при решении заданий ЕГЭ;
  • воспитывать любовь к родине;
  • расширять кругозор учащихся, развивать их творческие способности, воображение.

Методы и приемы: рассказ учителя, сообщение учеников, использование межпредметных связей, работа в парах, беседа, культурологический комментарий, использование иллюстраций, презентация, аудиозапись колокольного звона.

Опережающее задание: прочитать текст произведения, несколько учеников должны подготовить сообщение о христианских праздниках; определить лексическое значение слов, используя интернет-ресурсы; провести лексический анализ текста по предложенному плану.

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин Б.М. Кустодиева, иллюстрации, компьютер, проектор, аудиозапись колокольного звона., информационные карты.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Определение темы и постановка целей урока

Учитель. Буквально несколько дней назад весь православный мир отметил один из главных православных праздников. Вы, наверное, уже догадались какой?
(Правильно, Пасха).
– А какое домашнее задание вам было задано? (Прочитать главу «Пасха» из книги «Лето Господне» И.С.Шмелёва и проанализировать по определённому плану.) – Таким образом, как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? (слайд  с темой урока и портретом Шмелёва). – И давайте по нашей теме попробуем сформулировать цели урока (используются опорные слова, записанные в информационной карте: познакомиться… обратить внимание на..    учиться применять полученные знания … воспитывать любовь…  расширять…)

3. Актуализация знаний (смысл названия и композиция)

Учитель. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.

Два чувства дивно близких нам – В них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

Произведение «Лето Господне» написано1934-1944 года в Париже и считается вершиной творчества Шмелёва. Вы знаете о том, что И. Шмелев эмигрировал из России и больше не возвращался. Но любовь и воспоминания о родной земле он пронес не только в своих произведениях, но и в своем сердце.
Его роман – автобиографическое повествование. Автор следовал традиции русской классической литературы «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова,  «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского.

– А с какими автобиографическими произведениями и мы с вами частично  знакомились в 7 классе? («Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького).

Учитель. Как вы уже знаете, роман состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники — радости», «Скорби». Назовите, какие православные праздники описываются в первой части? (В первой части, «Праздники», описываются следующие православные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, «Филипповки”, Троица, яблочный Спас, Михайлов день.)

Учитель. Действие книги разворачивается, судя по ряду свидетельств, в 1879 году, повествование ведется от лица шестилетнего мальчика Вани , сына состоятельного замоскворецкого купца. Но несмотря на это, перед нами предстаёт православная Русь глазами и сердцем глубоко верующего ребёнка.
– А как вы думаете, почему так называется роман? Что обозначает слово «лето»? (Слово лето имело в русском языке два значения: лето – самая теплая пора года и единица исчисления времени; (устар.) лето – год (летоисчисление, летоописание, летопись).
– Так в каком же значении выступает в этом романе слово «лето»? (Лето Господне – год)

Слово учителя: В основе романа Шмелева – круг, который отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца. Поэтому и главы располагаются в соответствии с церковным календарём

4. Актуализация знаний о празднике Пасха

Часть первая – «Праздники» – открывается первым днем Великого поста («Чистый понедельник»). Эту главу мы с вами разбирали в 5 классе. «Чистый понедельник» – это первый день Великого поста, настала пора готовить душу к Светлому дню, к Пасхе.

– А что вы знаете о празднике Пасха? Что вам рассказывали об этом на уроках православной культуры

Сообщение 1 ученика. Пасха – слово еврейское, переводится как «переход». Для нас, христиан (людей, верующих во Христа), Пасха – переход от смерти к жизни, то есть от жизни, когда мы допускаем плохие поступки, мысли, к жизни благочестивой, когда мы живем в мире и любви со всеми людьми.

Выступление 2-го ученика: Пасхе предшествует самый длинный пост в году – Великий. В храмах читают в эти дни особые, великопостные молитвы. Самому празднику предшествует страстная неделя, отсылающая нас к последним дням и мученической смерти Иисуса Христа.

Последние дни Страстной недели это:

  • Великий четверг – духовное очищение, принятие таинства.
  • Страстная пятница – страдания Иисуса Христа.
  • Великая суббота – день печали, – нашли свое отражение и в народных обычаях.

Так, издавна на Руси принято в Великий четверг очищаться, не только духовно, но и в бытовом смысле: убирали в доме. Мыли окна, ходили в баню, окуривали можжевельником избы… В четверг же красят яйца (в пятницу делают куличи и пасху).

В субботу несут в церковь – святить пасхи, куличи. Начинался праздник вечером Великой субботы.

Учитель. Почему яйцо стало символом этого праздника?

Выступление 3-го ученика: Пасха – это торжество веры, спасения и обновления жизни. Человеческому разуму не постичь, как после смерти может произойти воскрешение. И тогда заговорили на языке символов. Яйцо, которое сейчас мертво, скрывает в себе силы будущей жизни. Из него рождается, освобождаясь от скорлупы, птица небесная. Так и мы, люди, после смерти, выходя их телесной оболочки, возрождаемся к новой, небесной жизни.

Учитель: Откуда пришла традиция обмениваться на Пасху крашеными яйцами? Что вы об этом знаете из уроков православия? (Предание говорит, что Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию красное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет пунцовым». С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа.)

5. Анализ главы «Пасха»

Учитель.  А теперь давайте мы обратимся к тексту и познакомимся с изображением Пасхи Иваном Сергеевичем Шмелёвым.
– Понравился ли вам рассказ? Легко ли было читать? (Рассказ понравился, но много непонятных слов.)
– Когда начинает происходить действие в начале рассказа? Прочитайте. (Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки).
–  Вам на дом было дано задание, чтобы вы с помощью интернет-ресурсов выяснили значение непонятных для вас слов. Уже в первых двух предложениях упоминаются два церковных праздника: Сорок Мучеников и Крестопоклонная Объясните их название. (40 мучеников – святые, пострадавшие за веру.Крестопоклонная – 3 воскресенье и 3 неделя поста, посвященная кресту.)
– Какие будничные, ежедневные дела предшествуют Пасхе? Чем заняты работники? (Спор на счет лужи, возка льда, обметают потолки.)
– Как готовятся обитатели дома к встрече Христова Воскресения? Какие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику? То, что никто не сидит без дела?(У Воронина на погребице мнут творог, сыплют в него изюму и сахару и проворно вминают в пасочницы; У нас и в столовой толкут миндаль. По всему дому слышно; Протирают все: пасох нам надо много )

Подготовка во дворе. (Работа плотников – изготовление планочек с буквами Х.В. Горкин – «филенщик», за чистую работу.)

Подготовка к Пасхе в городе. (Уборка мостовой, улиц; в булочных принимаются заказы на куличи, пасхи и греческие бабы.)

Учитель. А какой должна быть настоящая пасха? (Пасха – кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, главное украшение стола. На нем обязательно выводится буквы Х.В., что означает Христос Воскрес.)

– Как передается торжественность, величие праздника и благоговение ребенка перед ним? Прочитайте. (другое все! – такое необыкновенное, святое; смотрю на святые огоньки и думаю; а это святая иллюминация, Боженька; Таинственный свет, святой. Входят на носках двое, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся»; Понесли святить в церковь и т.д.)

Учитель.  «Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой». Объясните это выражение. («Я несу от Евангелия свечу…» – существует обычай, согласно которому, в Великий четверг после чтения 12 отрывков Евангелия, когда молящимся положено стоять с горящими свечами, нужно донести ее до дома.)

– И вот среди размышлений мальчика появляются такие слова: «Вот и вспомнил. И все-то они ушли…», а  кому они принадлежат ? (Автору. Короткие лирические отступления, передающие мысли писателя спустя многие годы после минувших событий, характерны для автобиографической повести «Лето Господне»)

–  Каким изображен отец мальчика?
(Добрым, заботливым, щедрым, радостным.)

Учитель.  Почему герой-рассказчик накануне Пасхи испытывает «и грусть, и радость»?  Прочитайте. Объясните, что такое плащаница? («В церкви выносят Плащаницу Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость…». Потому что верит. «Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет завтра! Смерть – это только так: все воскреснут». Плащаница – изображение лежащего в гробу Христа.)

Учитель. И вот наступил вечер Великой субботы. Давайте прочитаем с вами этот отрывок.
– Какая цветовая гамма преобладает в этом отрывке? Почему? Как это характеризует мальчика? (В зале «обои розовые – от солнца», в комнатах – пасхальные «пунцовые лампадки», ковер «с пунцовыми букетами», и серые чехлы сняты с «бордовых кресел»; в зале и коридорах – «новые красные дорожки», в столовой на окошках – корзины с «пунцовыми» крашеными яйцами, в передней – «зеленые четверти с вином», а в столовой на диване, на пуховых подушках, «лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой».
С помощью цветовой гаммы автор передаёт отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика всё, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Розовый свет — это отблеск солнечного, золотого цвета. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках.)

– Что ещё памятного для Вани происходит в Великую Субботу? (Подарок отца – золотое яичко на цепочке. «Я с трудом открываю ноготочком. Хруп — пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках — новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит…». Яйцо – шкатулка. В церковь несут святить куличи, пасхи. После этого еда считается священной.)

Учитель.  В тексте есть указание на конкретный храм Казанской Богоматери у калужских ворот. Что вам известно об этом храме?

Сообщение ученика (слайды)

Церковь  известна с 1627 г.  В 1886 г. в честь победы в русско-турецкой войне церковь была перестроена из белого мрамора в «византийском» стиле. Храм был закрыт в 1922 г. В 1933 г. там разместился Горный музей, а позже – кинотеатр «Авангард». В 1972 г., желая продемонстрировать современный город Ричарду Никсону, власти перед приездом в столицу американского президента очистили весь маршрут от старинных зданий, в том числе, взорвав церковь Казанской Богоматери. На ее месте построили «здание-сундук» МВД СССР. А в 1999-2000 гг. в честь погибшей церкви здесь был поставлен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери «памяти погибших защитников правопорядка».

Учитель. И вот Ваня становится участником крестного хода вокруг этого храма.  Ребята, а кто из вас был участником крестного хода? Давайте сейчас с вами совершим виртуальную экскурсию по картине Б.М.Кустодиева «Крестный ход» и попробуем  объяснить, что это такое и что он собой символизирует? (Демонстрируется иллюстрация картины Б.М.Кустодиева «Крестный ход»)
(Крестный ход – торжественное церковное шествие с иконами, хоругвями, другими святынями церкви, а главным образом с большим запрестольным или выносным крестом, который и дал название шествию.  Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью. Хоругвь – принадлежность церковных шествий – укрепленное на длинном древке большое полотнище с изображением святых.)

– Что ещё способствовало созданию атмосферы праздничности, значимости происходящего? Что она из себя представляла? (Яркая иллюминация по случаю Воскрешения Христа) (демонстрируются «Ночные виды современных храмов»)

Читает ученик. «Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди… Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная.» 

Звучит пасхальный звон (на этом фоне показываются старинные виды московских храмов)

Учитель. В конце XIX в. в Москве на праздник Пасхи звонили более 5000 колоколов различными мелодиями каждого храма.
– Почему на Пасху звонили все колокола? (Возвещали о Великой радости)
– Какая существует традиция, связанная с колокольным звоном и упомянутая в тексте? (На Пасхальной неделе любой может звонить в колокол.)
– А кто из вас звонил? Каковы были ваши ощущения?

Учитель. Надеюсь, вы, наверное, обратили внимание на яркий, образный, красочный язык повествования.
– Найдем в тексте эпитеты, характеризующие звон (веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, перезвон веселый, трезвонят у Казанской.)
– А какое ещё и фонетическое средство выразительности использует здесь автор и с какой целью? (Аллитерацию, чтобы можно было ярче, красочнее передать пасхальный звон)

Учитель. А сейчас мы с вами будем работать в парах и выполним задание В8 ЕГЭ (задание дано в информационной карте).
– В чём суть этого задания? Объясните, что такое эпитеты, метафоры, олицетворения, метафоры, сравнения, инверсия?

Выполнение задания. Взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1 балл.

– Какие же средства выразительности используются в произведении Шмелёва? Что они придают тексту?

  • служат для создания яркой,   выразительной художе­ственной речи;
  • используется в тексте с целью усиления его изобрази­тельности и образности;
  • создания более ярких, выразительных образов;
  • с целью выражения авторских оценок и эмоций;

Учитель.  А теперь обратимся к ещё одной картине Б.М. Кустодиева «Пасхальный обряд» 1916 г.
– Какой же обряд изобразил художник? (Христосование. Ведь картина имеет второе название – «Христосование»).
– Объясните, что означает слово «христосование»? (Христосование – ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующими друг друга, при котором один говорит: «Христос Воскрес!» – а другой отвечает: «Воистину Воскрес!». Сопровождается троекратным поцелуем. Затем христосующиеся дарят друг другу крашеные яйца.) – Как вы думаете? Есть ли у картины Кустодиева и произведения Шмелёва общие черты? (1. На картине запечатлён похожий эпизод текста, как отец мальчика христосовался с народом.
2. Изображение пасхального стола: пасха с буквами ХВ, куличи, крашеные яйца.
3. Радостное восприятие быта, праздника.
4. Яркость колорита, праздничное цветение красок. В тексте автор достигает этого с помощью языковых средств, а художник с помощью красок, цветовой гаммы).

Учитель. Верно. Ведь картина написана темперой – это краски, в состав которых входят природные или синтетические эмульсии, связывающие привычные масляные краски и масляный лак. Картины, написанные темперой отличаются звучностью тонов и не темнеют.

Учитель. А сейчас вернёмся к образу главного героя. Какими бы существительными вы могли бы описать состояние Вани? Запишите в карту. (Радость, восторг, умиление, сопричастность к происходящему).
– Какие черты характера свойственны Ване?  (Ване свойственна открытость, наблюдательность, наивность, доброта, милосердие, любовь к ближнему. А всё это говорит о богатом духовном мире ребёнка, о его высокой нравственности, что в нашей жизни встречается очень редко.)
– Как вы думаете, чему учит это произведение? (Добру, любить ближнего, сохранять православные традиции и следовать им, проявлять милосердие). – Что необходимо предпринять, сделать, с вашей точки зрения, чтобы в нашей жизни было больше добра, любви и понимания?

– А теперь давайте ещё раз обратимся к эпиграфу и попробуем его объяснить. Как эти строки  отражают суть данного произведения? (У писателей русского Зарубежья, к которым относится и Шмелев, воспоминания детства ассоциируются с родиной, с ушедшим бытом дореволюционной России, потерянной для него, поэтому они написаны так глубоко, проникновенно, они пронизаны ностальгическим чувством утраченного чуда.)

Учитель.  Любовь, добро и милосердие — это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придаёт бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком.
И я надеюсь, что любовь, добро и милосердие станут вашими постоянными спутниками в жизни и будут всегда служить для вас ориентиром нравственности.

Чтение стихотворения Пушкина.

Два чувства дивно близких нам – В них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня! Земля  была б без них мертва Как … пустыня

И как алтарь без божества.

6. Рефлексия

– Продолжите фразу: «Сегодня на уроке интересным было для меня…»

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.  Напишите сочинение-миниатюру «Православные культурные традиции моей семьи».

Ссылка на основную публикацию