Ручной труд в коррекционной школе «Радужный лес дружбы». Работа с пластилином и соленым тестом

Цель: закрепление знаний и приемов работы с пластичными материалами, положительного отношения к трудовой деятельности, умения работать коллективно над общим композиционным объектом.

Задачи: формирование умения анализировать малодетальные плоские и объемные предметы, самостоятельно работать по операционному плану, развивать умения лепить, устанавливать пропорции изделия, ориентироваться в композиционных построениях.

Ход занятия

Организационный момент. Повторение знаний о материалах.

Сядет тот, кто материалы назовет, с которыми мы работаем на уроках труда (бумага тонкая и картон, ткань, нитки, пластилин, соленое тесто, природные материалы: шишки, ветки, скорлупа орехов, крылатки). Дети по-очереди называют материалы, с которыми они познакомились на прошлых занятиях и садятся на свои рабочие места.

Мотивация: игровой момент. Появляется «лисичка». (Кукла — перчатка). «Здравствуйте, ребята» (грустным голосом). Дети спрашивают — откуда пришла лисичка? Ответ на этот вопрос — в правильном решении кроссворда. Разгадывая кроссворд, в котором зашифрованы названия инструментов, при их написании в центре кроссворда дети читают слово: «лес». Слова читаются сверху вниз.

1 2 3
и с к
г т и
л е с
а к т
  ь

Повторение знаний об инструментах. Побуждение к проявлению доброты.

Первый и третий столбик кроссворда: ответы определяют по картинкам (игла, кисть).

Второй столбик кроссворда: «ты при лепке не один, мной сначала режешь пластилин, потом примазываешь все детали, чтобы ровненькими стали».(стек).

Лисичка пришла из леса.

Лисичка рассказывает ребятам, что лес раньше был красивый, нарядный, много было в нем зверей разных, а теперь он вовсе не такой:.и деревьев меньше, и птицы улетели, и зверей мало:..

Дети хотят помочь лисичке, они много знают и умеют и помогут лесу вновь стать веселым, наполненным обитателями разными и красивыми деревьями.

Разминка. Умение классифицировать.

Детям предлагаются ребусы. Ответы: карандаш, молоток, ножницы.

Как назвать все эти предметы одним словом, вместе с теми, которые разгадали в кроссворде? (инструменты). С помощью инструментов дети и будут помогать лисичке и лесу.

Лисичка удивляется: как много знают ребята! А что значит: «радужный лес»? Дети отвечают: радужным он будет потому, что в нем будут все цвета радуги!

Закрепление материала, изученного на прошлых занятиях.

Развитие умения сравнивать.

Дети отвечают на вопросы: что такое пластичные материалы, с какими видами пластичных материалов знакомы? Определяют наощупь в мешочке: пластилин, соленое тесто, песок, глину. Затем сравнивают их свойства. (Тесто мягкое, пластичное, приятное. Пластилин тверже, чем тесто. Глина гладкая, мягкая. Песок рассыпчатый, непластичный, крупинками.) Повторение состава соленого теста (мука, соль, вода) и способа приготовления (стакан соли перемешать с 2-мя стаканами муки, добавляя постепенно около стакана воды).

Стихотворение. Развитие воображения, памяти. Обсуждение создания композиции «Лес».

Золотисто-желтая пшеница На просторной ниве колосится, Дети желтой краской красят мир. Облака в лучах весенних тают, В синем небе шарики летают, Дети синей краской красят мир. Лес зеленый покрывает горы, Зелены родной страны просторы, Дети в цвет зеленый красят мир. Распустились алые гвоздики, Покраснели ягоды клубники, Дети красной краской красят мир. Белый голубь взмыл на крыльях белых, К облакам он устремился смело. Дети белой краской красят мир. В светлом классе все у них в порядке, На уроке дружбы без оглядки

Радужным рисуют дети мир.

Одновременно с прослушиванием стихотворения два учащихся на доске схематично и просто рисуют услышанные композиционные объекты: колос пшеницы, облако, шарик, дерево- береза и елка, цветок, ягода, птица.

Задание всем: вспомнить прослушанное стихотворение с помощью опорных рисунков.

Затем опорные рисунки закрываются, детям предлагается вспомнить — о чем говорилось в стихотворении самостоятельно.

На доску вывешивается заготовка-основа для композиции «радужный лес дружбы», изготовленная на большом подрамнике из холста с нанесенным изображением реки и дороги.

Развитие пространственного мышления.

Дети должны посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Где речка уже? Где речка шире? Почему? (понятия ближе — дальше),

Где дорога уже? Где она шире? Почему? (понятия ближе — дальше).

Если предмет или объект (дерево, цветок) ближе, то он больше или меньше?

Основы композиции:

Повторение определения композиции. Композиция — картина из нескольких предметов с определенным сюжетом. Законы построения композиции.

Чем ближе предмет, тем он больше.

Чем дальше предмет, тем он меньше.

Составление композиции из деталей, изготовленных на предыдущих занятиях.

(Разнообразные готовые изделия — деревья, облака, солнышко, цветы, ягоды, колоски и т.д.) лежат на столе перед доской. Дети вспоминают основы композиции: если дерево вблизи, то мы видим его большим, если дерево вдали, то мы видим его маленьким. Прикрепляют «деревья» к холсту. (Изделия «деревья» плоские, изготовлены из соленого теста с помощью формочек и раскрашены гуашью, с обратной стороны «дерева» — петелька, с помощью которой на скрепку дети закрепляют «деревья» на панно).

Затем на панно помещают солнышко, колоски, облака, цветы, ягоды.

Постепенно вырастает на панно «радужный лес».

Лисичка: «спасибо ребята, помогли вы лесу! Он теперь живой, действительно радужный и радостный!».

Практическая работа.

Дети лепят из соленого теста животных лесных. Предварительно беседа о диких и домашних животных.

Опора на схемы — планы последовательности выполнения работы.

Выдаются каждому ребенку схемы лепки животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка, бабочка.

Индивидуальный подход.

Сильным — сложнее изделие, средним — проще задания и схемы, слабые — лепят с помощью готовых формочек.

Повторение правил техники безопасности, изложенных в форме «вредных советов».

Дети должны внимательно послушать, понять и сказать что не так. И какие правила верные, что нужно соблюдать в ходе работы.

Выполнение работы.

Осуществляю индивидуальную помощь по ходу выполнения детьми изделий.

Физ. минутка.

Упражнения «мишки в лесу».

Анализ готовых изделий детьми.

Дети рассматривают изделия, отмечают правильность их изготовления, пропорции, аккуратность, отмечают кто выполнил работу четко по схеме, а кто применил фантазию и добавил свое в изделие, украсил его или усложнил, сделал лучше.

Призовой момент. Отмечаю в «экране успехов» «капельками успехов» каждого ребенка. Капельки разные, в зависимости от того, какое положительное качество ребенок проявил в ходе урока. Капельки: трудолюбия, самостоятельности, понимания, интереса, внимания, работоспособности, успешности, правильных ответов, аккуратности, фантазии.

Повышение самопринятия, самооценки: похвалите себя, ребята, вы все — молодцы!

Приложение.

Ссылка на основную публикацию