РОДИТЕЛЯМ — ПАН ПОЗНАВАЙКА

Три ипостаси «Я» и искусство развивающего общения

Родитель, Взрослый, Дитя. И все это — Я сам!Познакомим вас, читатель, с элементами трансактного анализа, разработанного американским психотерапевтом Эриком Берном. Неслучайно работам Берна уделяется сейчас много внимания. Многие положения современной детской психологии в области воспитания детей могут быть реализованы с опорой на идеи Берна. Рассмотрим эти идеи как инструмент разработки и практического воплощения «Психологии воспитания», смысловой центр которой — не столько коррекция, сколько развитие личности.Трансактный анализ (ТА) выбран нами по следующим причинам:1. Это направление предлагает стройную и легко усваиваемую модель межличностного взаимодействия, основанную на простой (но не упрощенной) модели личностной структуры.

2. ТА реализует принцип дозированной сложности: модель работает уже при самом элементарном зн … Читать дальше »

Тревожно-мнительное воспитание

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному. Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка. И вот принято решение отдать ребенка в детский сад. Мама тешит себя надеждами, что наконец-то без суеты может сделать что-то дома, спокойно пройтись по магазинам, заняться собой. Но вместо ожидаемого облегчения вдруг замечает, что не способна отдохнуть и расслабиться, все валится из рук и мысли только о ребенке: «Как он там? Не плачет? Все ли съел? Не забыли ли воспитатели надеть на прогулку шарфик?..» Тревога зачастую рушит все мамины планы, и она бежит в садик узнать, все ли в порядке, наблюдает издалека, как ребенок гуляет и, вконец измучившись, забирает свое чад … Читать дальше »

Новые методы установления сотрудничества

Просите, но не приказывайте и не требуйте

Добиться сотрудничества — значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?

День ребенка полон приказаний, например: положи игрушки на место, не бросай вещи где попало, не разговаривай с братом таким тоном, не тронь сестру, зашнуруй ботинки, застегнись, почис … Читать дальше »

Памятка для родителей «ПИСЬМО К МАМЕ И ПАПЕ»

1.He бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.3. Не будьте непоследовательными, это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.4. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

5. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу … Читать дальше »

Школьный класс – копия любого другого коллектива. В нем обязательно есть свои умник, клоун, изгой, ябеда… По какому принципу дети распределяют между собой эти роли? Что скрывается под масками? И как вести себя взрослым, чтобы та или иная манера поведения ребенка не мешала его учебе? На эти вопросы отвечают Оксана Раздувалова, учитель начальных классов, победитель конкурса «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование», и школьный психолог Елена Блохина.

Когда дети приходят в 1-й класс, примерно до Нового года все они только знакомятся и стараются быть хорошими.
Но уже через 3–4 месяца, освоившись в новой обстановке, каж … Читать дальше »

Дети Индиго: гении или мутанты?

37555-8468271Первыми об этих странных детях заговорили изумленные и встревоженные родители, хотя маме или папе собственный отпрыск всегда кажется самым-самым. Когда же к родительским голосам присоединились воспитатели и школьные учителя, стало ясно: это не плод досужих измышлений, не единичный феномен и даже не результат особого воспитания. Подтверждался факт: на планету пришли дети нового типа.
Дети, совершенно не похожие на обычных мальчиков и девочек, стали рождаться на свет в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия. Их странность проявлялась уже в первые месяцы жизни. Врачей поражали совершенно взрослые глаза младенцев. В отличие от других новорожденных, которые не могут сфокусироват … Читать дальше »

Полина — мама семилетнего Ильи. Она уверена: надо как можно раньше объяснить ребенку, что деньги никому не достаются просто так. Вот ее история:

«Мой семилетний сын не очень-то жалует школу: большинство уроков и тем более домашнее задание. Первый класс мы со скрипом закончили на тройки из-за плохой усидчивости, небрежности и сложной адаптации. Многочасовые разговоры о том, что учеба нужна для успешной карьеры, не приводили ровно ни к чему. Пришлось отказаться от практики внушения и нотаций. Когда сын пошел во второй класс, нами был выбран другой инструмент воспитания – денежное вознаграждение за оценки. Перед первым сентября на семейном совете мы решили, что наш второклассник будет получать зарплату, как взрослый. Хоть пятерки и четверки и стоят … Читать дальше »

В школе дети не только учатся читать и писать, но еще и жить. А чтению и письму, говорят учителя, можно научиться, только если для работы созданы идеальные условия. Поэтому, если девочка просит учителя вернуть ей место за одной партой с тем самым мальчиком, с которым она сидела раньше, быть может, это вовсе не детский каприз, а жизненная необходимость. Дети пребывают в поисках, они ищут в глубинах своего сердца. Им хочется понять, почему, когда любишь кого-то, этот кто-то не любит тебя так же сильно.

Если войти в школу и спросить у первой же девочки из шестого, седь … Читать дальше »
Страсти из древнегреческой мифологии

Каждой женщине приятно, если ради ее любви и внимания «ломают копья” двое мужчин. Раздражать такое соперничество может только в одном случае. Если эти двое — ваши муж и сын. Подобную ситуацию психологи окрестили в честь героя дневнегреческого эпоса — царя Эдипа. Там, правда, все дело было в страстной любви молодого мужчины к зрелой женщине, не подозревавшего, что она — его мать. Так же, не подозревая, молодой Эдип убил в порыве раздражения собственного отца. Из этой кровавой древней драмы психологи взяли самую суть: отцу и сыну, как двум мужчинам, всегда суждено соперничать за любовь единственной женщины — их матери. И хотя в реальной современной жизни эта запрограммированная природой ситуация редко бывает столь драматичной, она полна горьких и болезненных для ее всех участников моментов.

Так у … Читать дальше »

Встречала ли ты когда-нибудь человека (эмоционально здорового и не заключенного), который мог бы жить без денег и быть счастливым? Представь, что у тебя есть все необходимые вещи, но ты не можешь ничего приобрести сама. Ежедневно ты встречаешь людей, которые в любой момент могут купить любую мелочь, а ты можешь только на это смотреть, понимая, что пройдут долгие годы, прежде чем сможешь поступать так же. В этом мире изобилия, где каждый может найти что-нибудь для себя, нет ничего для тебя. Все твои знакомые и друзья считают тебя вполне свободным человеком, а близкие твердят, что это — счастливейшее время в твоей жизни. Теперь представь, что именно так живет твой ребенок, и ты поймешь, насколько деньги для него важны.

1. Деньги дают свободу в … Читать дальше »

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?

Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, о … Читать дальше »

Чтобы ребенок не вырос неудачником

g125-3455365На приём к психологу пришла Марина — преуспевающая бизнес-вумен — с двумя проблемами: муж-неудачник и неуправляемый сын-подросток. «Мой Гена работает в конструкторском бюро с маленькой зарплатой, любит играть на органоле да умные книжки читать. Неинициативный, нехваткий, ненапористый — тюфяк тюфяком. Даже гвоздь — и тот без раскачки вбить не может», — рассказывала Марина. Было видно, что от развода её удерживал только сын Кирюша, который часто бывал свидетелем родительских разборок. И слышал много нелестных высказываний в адрес папы. Марину это не смущало: «Пусть знает правду и не повторяет судьбу отца!»

Но вместо того чтобы учиться на ошибках отца, ребёнок копировал его поведение. Со стороны он производил впечатление зажатого, забитого ребёнка, а … Читать дальше »

Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников. Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники. Советы детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлена Санчук.Главный источник — это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет «наказывать» более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы, и потому, что не научился выражать свой гнев или обиду иначе чем в драке.

Втор … Читать дальше »

Ссылка на основную публикацию