Растительный и животный мир зоны арктических пустынь

Цели:

  • формировать представление и дать характеристику растительному и животному миру зоны арктических пустынь;

  • активизировать словарный запас при знакомстве с новыми словами (скопище, белёк, лежбище, полый);

  • развивать познавательную деятельность на основе операций анализа и синтеза при работе с иллюстрациями;

  • продолжать становление практических умений работы с иллюстрациями, картой природных зон;

  • коррегировать образную память на основе заданий на запоминание;

  • воспитывать целостный взгляд на мир на базе взаимосвязи компонентов в природе.

  • воспитывать интерес к природе.

Оборудование:

  • физическая карта России;

  • учебник «География России 7 класс» М.;2006, авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.;

  • приложения к учебнику «География России 7 класс», стр. 8-9, 10-11;

  • иллюстрации животных — презентация;

  • аудио запись песни «Колыбельная медведицы»;

  • слова, написанные на карточках (скопище, белёк, лежбище, полый);

  • фланелеграф с карточками животных.

  • Загрузить презентацию (1,72 МиБ)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Пожалуйста, улыбнитесь мне, сегодня мы совершим удивительное путешествие в царство снега, льдов и холода.

2. Актуализация знаний.

2.1. Вопросы. «Стрельба по стоящим».

— Откройте атласы и карты природных зон, они помогут Вам найти правильные ответы. (После ответа на вопрос, ученик садится за парту).

1. Какую природную зону мы начали изучать?

2. Расскажите, где находится эта природная зона?

3. Назовите острова, которые относятся к зоне арктических пустынь.

4. Назовите моря Северного Ледовитого океана.

5.* Назовите порт Баренцева моря.

6.* Назовите порт Восточно-Сибирского моря.

7.* Назовите порт Белого моря.

8*. Почему в зоне арктических пустынь климат холодный?

9. Что такое полярная ночь?

10. Какова температура воздуха зимой в этой зоне?

11. Какова температура летом в зоне арктических пустынь.

12. Сколько времени длится полярный день на островах Новая Земля?

3. Тема урока.

Вы уже знаете, какие суровые природные условия в зоне арктических пустынь, подумайте, какие животные могут там жить? Почему? (Ответы детей). Итак, тема сегодняшнего урока (читают с доски) «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь».

3.1. Рассказ учителя с показом презинтации и иллюстрациями животных.

Самым известным жителем арктических пустынь является белый медведь. Живет он на островах Северного Ледовитого океана. Это крупный зверь, с длиной тела до 3 метров, он хищник. Медведь быстро бегает, хорошо плавает и ныряет. Питается рыбой и морскими животными. У медведицы рождается от одного до трех медвежат. Они ходят с мамой, пока не научатся сами добывать себе пищу. Центром их размножения является остров Врангеля. Найдите его на картах.

Как Вы думаете, почему белого медведя так называют? У него белый мех, что позволяет ему незаметно подкрадываться к добыче, мех внутри полый — пустой, как стержень от пасты, эта особенность меха позволяет впитывать в себя слабое тепло от солнца, тепло передается коже. Как Вы думаете, какого цвета кожа медведя? Черного. Черный цвет сохраняет тепло на долгое время. Бывают дни, когда белому медведю становится так жарко, что он ныряет в океан, чтобы охладится, а на самом деле температура воздуха достигает 0 градусов! Под кожей у медведя толстый слой жира, жир защищает тело от холода. Белые медведи занесены в Красную книгу России.

Песцы — иногда их называют белая лиса. Мех песцов белый. Они, так же как и медведи хищники.

Тюлени почти всегда живут в воде, выходят из неё только для размножения и линьки, тело тюленя покрыто толстым слоем жира. Жир помогает плавать и предохраняет от холода. На отдых морские животные выбираются на берег большими стадами. Такие скопления ластоногих называют лежбищем. Детёныш тюленей — белёк. В арктических морях живут разные виды тюленей, среди них морские котики.

Морж он крупнее тюленя, шерсть его коричневого цвета, у взрослых самцов растут клыки. Морж — сильное животное, в схватке с белым медведем моржи часто побеждают. У моржа есть передние и задние ласты.

Кроме млекопитающих, в зону арктических пустынь каждое лето прилетают множество птиц, которые питаются рыбой. Это кайры, гаги, гагары, тупики, чайки и другие птицы. Птицы садятся на скалы и кричат, хлопают крыльями. Такие скопища называют птичьими базарами.

Гнёзд северные птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Гаги выщипывают у себя на груди пух, делает из него подстилку для яиц. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу.

Как Вы думаете, какие растения растут в зоне арктических пустынь?

В Арктике мало суши. На островах почва очень бедная. В таких суровых условиях могут расти только мхи и лишайники, и немногие травы. В океане и на дне северных морей обильно растут водоросли, потому что вода под слоем льда теплее, чем на поверхности и имеет постоянную температуру.

3.2. Работа с новыми словами.

Что такое — скопище, лежбище? Кто такой белёк? Что означает слово полый? Объяснение слов учителем с привлечением к правильному написанию данных слов.

3.3. Физминутка — музыкальная пауза.

Под мелодию «Колыбельная медведицы».

3.4. Работа с контурной картой — фланелиграфом..

Из группы картинок животных нужно выбрать животных арктических пустынь и прикрепить их на правильное место на контурной карте.

3.5. Работа с учебником.

Найти в тексте на страницах 41-44 ответы на вопросы.

*1. Как морские животные приспосабливаются к жизни в северных морях.

2. Что такое «птичий базар»?

3. Почему птицы прилетают в Арктику только летом?

4. Кто такой белый медведь?

3.6. Работа с тетрадью.*

Записать тему, названия животных.

3.7 Индивидуальная работа.

Индивидуальные карточки.

  • Оля, Кристина — Составить рассказ.

  • Игорь, Герман, Саша — кроссворды.

  • Петя, Рома, Эдик, Артур, Саша — Четвертый лишний.

4. Итог урока.

Какова тема урока?

Сейчас я прочитаю Вам рассказ, в рассказе спрятались ошибки, Вы постарайтесь их найти. Кто найдет — поднимает руки. Смешной рассказ.

У мамы кенгуру родился сынок, и решила мама показать малышу мир. Поскакала она в Арктику. Смотрит, перед ней тюлень идет на задних лапах. Жарко было очень + 27 градусов и мама-кенгуру спряталась под тень тополя. И тут её встречает белая медведица с медвежонком, медведица пригласила новых гостей в свою берлогу — в дупло на старом дереве, там медведица угостила их свежескошенной травой и пельменями. Наступила ночь и все вместе легли спать. А утром мама кенгуру нашла большую высокую пальму с бананами и нарвала их для деток. Время шло, кенгуру решили вернуться домой, распрощались они с новыми друзьями и поскакали домой.

5. Домашнее задание.

1. Откройте дневники, запишите задание на дом: прочитать страницы учебника № 41-44. Уметь отвечать на вопросы.

2. Составьте сказку про любого животного зоны арктических пустынь.

6. Работа с дневниками.

Оценки за урок.

Кроссворд. «Растения и животные Арктики».

  1. Крупное морское животное, у которого есть клыки-бивни.

  2. Многочисленные подводные растения.

  3. Опасный хищник зоны арктических пустынь.

  4. Море Северного Ледовитого океана.

  5. Морское животное Арктики.

Четвертый лишний.

  • Мхи, береза, лишайники, водоросли.

  • Белый медведь, тюлень, панда, морж.

  • Кайра, гагара, гага, попугай.

  • Птичий базар, лежбище тюленей, птичий рынок, семья белых медведей.

 При подготовке к уроку использовалась «Рабочая тетрадь по физической географии России 7», Т.М. Лифанова, издательство «Просвещение» 2001 год.

Ссылка на основную публикацию