«Проделки Снежной Королевы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепление представлений о зиме, ее приметах;
    • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
    • совершенствование грамматического строя речи:
      • формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода;
      • формирование словообразования существительных;
      • формирование словоизменения;
      • образование однокоренных слов;
    • совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;
  • Коррекционно-развивающиеся:
    • развитие общей моторики,  координация речи с движением;
    • развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
    • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поралона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель-схема  выведенная на мультимедийную установку) рассказа «В зимнем парке».

ХОД УРОКА

Организационный момент

Дети выходят из логопедического кабинета и заходят в группу.

Логопед: Дети, посмотрите, к нам   на занятие пришло  много гостей, давайте поприветствуем их!

Дети: Здравствуйте!!!

Л: Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева». Включается запись «Вьюги» на магнитофоне.
– Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!

Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма   озвучивается текст)

Я повелительница льда! Да! Книгу вашу я взяла! Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить, Меня герои сказки будут веселить!!! Ах!     Где ж они?    Куда они пропали? А может к вам на помощь в детский сад сбежали? Тогда держитесь, нелегко придётся вам, Я очень трудные задания  Вам дам! Чтоб зеркало моё собрать, Осколки нужно вам искать. Когда осколки соберёте,

Тогда и книгу вы найдёте.

Л: Вы хотите вернуть книгу?  Согласны   встретится  с  персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы?  Где же герои – наши помощники?

Л: Посмотрите,   (логопед включает второй эпизод) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки  и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма   озвучивается тексто)

Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.

Л: Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.

Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.

  • Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение «улыбка»).
  • А теперь сделайте трубочку (упражнение «трубочка»).
  • А теперь будем чередовать («улыбка» – «трубочка».)
  • Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «качели»).
  • Еще раз улыбнитесь друг другу.

Л: Молодцы ребята! Посмотрите, за ниши старания    Герда отдала нам от  зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу. 

Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма   озвучивается текстом).

Ворон: Здррравствуйте дети!  Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.

Логопед (загадывает загадку) Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).

Л: Посмотрите,  какие часы нам подарил Ворон!  (Приложение 1. Рисунок 1)

Дети работают по часам.

Л: А какое сейчас время года? – Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют приметы зимы. – А какие ещё времена года есть? Весна, лето, осень.

– А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.

–  Какие признаки весны?

–  А какие летние приметы вы знаете?

Л: Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам,  примету-символ, которая соответствует времени года.

Л: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!

На экране появляется Ворон

Ворон: 

Вот  осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!

Л: Ребята кто-то  к нам идёт! (На экране появляется принцесс, эпизод мультфильма, озвученный текстом)

Д: Принцесса!

П: Здравствуйте, дети!  Вы на карты посмотрите, о временах года  расскажите.

Л: Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся. (Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна) (Приложение 1. Рисунок 2) – Перед вам лежат карточки с изображением времён года.

– Покажите,   время года, которое следует за зимой? (Весна)

– Почему Витя, ты поднял эту карточку? – Потому что за зимой наступает весна.

– Покажите,   какое время года бывает перед зимой? (Осень) Почему, Данил, ты поднял осень?

Потому что перед зимой бывает осень.
Покажите, какое время года между осенью и весной? (Зима). Почему, Ира ты подняла зиму?
– Потому что зима между осенью и весной.

Л: Молодцы ребята!  И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.

Физминутка

Л: Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдем! (Музыка)

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Л: Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один (на экране появляется Разбойница)

Разбойница:

Осколок вам могу отдать, Когда начнёте сочинять, Вы предложения о зиме,

О снеге, санках и катке.

Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме.

Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие. (Приложение 1. Рисунок 3)

Л: Посмотрите, первый знак обозначает время года.  Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?

Д: Зимой идет снег.

Л: Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.

Дети составляют  предложения с опорой на модели: 

Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках.  Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься  на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Л: Ребята …, так зимой развлечения какие? Зимние.
–  Погода какая? Зимняя.
– настроение какое? Зимнее

Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.

Разбойница:

Вот  осколок, за старанье,
В добрый путь вам, до свиданья!

Л: Спасибо! А нам пора  дальше.

Включается Мудрый Олень.

Хочу помочь я вам, Задание простое дам. Я схему в помощь вам даю,

Потом осколок подарю.

Л: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание  Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.

Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима.  (Приложение 1. Рисунок 4) Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!

Рассказ о зиме

Зимой сильные морозы. Зимой часто идёт снег. Вода замерзла на реках и озёрах. Зимой люди ходят в шапках и шубах. Зимой лепят снежную бабу. Дети катаются на коньках и лыжах.

– Кто первый готов? (Ответы детей)

Л: Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания!  А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!

Дети встают, вставляют последний осколок, зажигаются лампочки. Появляется на экране Снежная Королева со словами:

«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».

Итог занятия

Л: Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга! – А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? – Что вам больше всего запомнилось?

– Ирочка, ты правильно составляла предложения!!! А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!! И вообще, вы у меня все молодцы!!!

Ссылка на основную публикацию