Народные промыслы Центральной России

Мастера, мастерицы – искусницы. Привезли они нам развесёлые Краски яркие – всё художество,

Коим волости их прославились.

Почтенные господа, Пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре

Ваши лучшие товары!

Тема нашего урока «Народные промыслы Центральной России».

Мы приглашаем на ярмарку народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одарёнными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. И сегодня я хочу воспеть и восславить сердце доброе. Щедрость да разум, руки искусные люда русского.

Почему именно в Центральном районе получили развитие многочисленные народные промыслы?

Этому способствовали малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли) и населению пришлось «промыслити себе пропитание» другими способами, т.е. заняться разными промыслами.

Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось.

Обмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь.

2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами.

Рассказать обо всех промыслах на одном уроке невозможно, поэтому мы, пригласим вас в город Вятку, где изготавливают дымковскую игрушку, в Нижегородскую область, село Хохлома, ныне Семино; в Московскую область, в деревню Гжель; и на берега речушки Палешки, в знаменитое село Палех Ивановской области.

Из всех этих мест на нашу ярмарку прибыли (гости) купцы со своим товаром.

Дымковская игрушка

Выходят «дымковские» гости.

Мы из города Вятки к вам прибыли, За гостеприимство спасибо вам. Игрушки вятские На все манеры. Чем знаменито Дымковко? Игрушкою своей. В ней нет свету дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично, В ней молодость изюминка, В ней удаль и размах. Понял я ушам своим – Дымковская – значит, дым! Значит, глину обжигаем, В печку русскую сажали… Обжигали, но названье Ведь от местности идёт. Слушай же моё сказанье,

Любознательный народ.

Слобода наша окружена была могучими лесами. Далеко до неё добираться, да и заблудиться можно. Только дымок от печек и можно было заметить. Деревушка была словно в дымке. По этой дымке путешественник и определял, что он почти у цели.

Родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (приток Камы) в 19 – начале 20 веков. В Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушеницы, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. Отличительной чертой этого праздника был свист и ярмарка получила название «свистунья» или «свистопляска».

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барашки, росписные птицы – это неповторимые произведения искусства.

Хохлома

А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали?

Догадайтесь сами! Привезли мы на базар Раздиковинный товар. Здесь и чашки, здесь и плошки, Здесь и милые матрёшки. Что за чудо перед нами? К нам приехала сама Золотая…. Хохлома! Посмотрите все сюда: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказку или песню Просится сама. Словно солнцем выткана дорожка, Словно взвился сказочный огонь. Ты не бойся: огненная ложка

Не спалит ни скатерть, ни лодонь.

Ты откуда же приехала к нам
Весёлая, золотая хохлома?

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Сёмино, Хрящев, а вот везли товар в большое торговое село – Хохлома семинские и куличинские мастера. Оттуда разлетались жар – птицами чашки да ложки по всей земле. Расписывали в хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью.

Посуда лет триста наш радует взор, Богат и наряден чудесный узор. По золоту фона серебряной змейкой Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка! А где-то Кудрины по чёрному полю Мерцают, как звёзды в небесном раздолье. Три ягодки сверху, как три головы, Венчают пучок пожелтевшей травы. Жар-птицы глазок из листвы нам мигает,

Жар-птица – не кто-нибудь – нам помогает!

Матрешки

А вот и следующие гости к нам пожаловали.

Эй, матрёшки – хохотушки.

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ох, спасибо тебе, мастер –

Руки золотые!

Получились мы на славу – яркие такие! В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица Для меньшей – темница. На щеках заря играет. А в руке петух кричит. Но кому глазок мигает – Уж никто не различит. Деревянные сестрички. Изнутри мы все пусты,

Кроме младшенькой сестры.

Кто же не знает матрёшек? Кто не помнит эти игрушки своего детства? На Руси существовали традиции изготовления русской игрушки. Их изготовление было делом семейный, истоки этого мастерства уходят в традиционное крестьянское искусство.

В середине 90-х г.г. прошлого столетия жена русского мецената Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъёмную куклу, которая представляла собой фигурки восточных мудрецов. А затем в конце 19 в. членами абрамцевского художественного кружка, образованного в усадьбе Мамонтова – Абрамцево решено было создать свою русскую Матрену по образцу японской игрушки.

Гжель

Расступись, честной народ.
Гжель на ярмарку идёт!

Мы умельцы гжельские, Известны на Руси керамикой

чудесною – у каждого спроси.

Расскажите-ка, откуда Появилось это чудо. Кто придумал эти краски, Словно взятые из сказки. Да из сказки не простой,

А бело – голубой.

Но ведь это не просто сказка, а ещё и настоящее искусство. Возникло оно ещё в 17 в., в Московской области, деревне Гжель. А настоящие изделия производят в тридцать сёлах и деревнях в 60 км. от Москвы (Раменский район). Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Два – три прикосновения кисти и рождаются розы, васильки, ромашки. Только всё синее и голубое. Всего одна краска, а какая нарядная роспись! Одним словом, голубая сказка.

Что случилось? Бело вокруг лишь голубые цветы встали в круг. Синь морская с рекой белой.

Как подобрано умело!

Все мы любим синий цвет, Потому что краше нет. Небо Гжельское такое – лучезарно –голубое. В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Как на ярмарку нашу весёлую Собиралися, соезжалися. Не сановники басурманские, Не какие –то гости заморские – Мастера, мастерицы – искусницы. Привезли они нам развесёлые. Краски яркие – всё художество, Коим волости их прославились. Почтенные господа, Пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре

Ваши лучшие товары!

Но, а только лето будет – Голубица там и тут. Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут.

Палех

А вы, гости дорогие, откуда к нам пожаловали? Давно уж вас поджидаем!

Из села Палех, что в Ивановской области. Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно – лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью, на основе древних традиций народного иконописания.

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое ещё с 17 века село Палех.

Икона палехского письма была изумительна нарядна. А когда отпала нужда в иконах, казалось, затихнет Палех, изгладятся его косогорчики, высохнет река Палешка. Но богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц.

Не печалься, древняя земля! Ты богата сказами да былью. Русские, иконные края Палеха несломленные крылья! Будто свиток Палешка – река. В полосе вишневого заката белый храм возносится куда – то, мудрый, как

ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец, Сколько тут написано шкатулок?! Да и сам то Палех, как ларец, первозданен, искренен и хрупок… Зарастает речка муравой. На воде – венок живой из лилий… Толи день струится золотой, Толи свет из утонченных линий? Не печалься, древняя земля! Пчелами гудит лесной малинник… Русские иконные края сохраняют Таинства

святыни.

Викторина

Вопросы к викторине:

1. В какой области находится село Палех.

а) Нижегородской б) Московской

в) Ивановской

2. Почему именно в Центральном районе получили развитие разнообразные народные промыслы?

3. Почему дымковская игрушка получила именно такое название?

4. С чем связано название ярмарки, куда везли дымковские игрушки – «свистунья».

5. Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?

6. Что явилось прообразом русской матрешки?

Заключение

На этом уроке мы с вами узнали о народных промыслах Центральной России; о богатстве культуры нашего народа, увидели, какие одаренные люди жили и живут в нашей великой стране. Не забываем мы о древних русских традициях, они живы и в произведениях народных промыслов, и в литературе, и в музыке, и в танце.

Ссылка на основную публикацию