Коррекция предрасположенности к дисграфии при обучении грамоте детей с проблемами развития

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Закрепление понятий: звук и буква, гласные и согласные.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слогов.
  3. Формирование навыков пересказа по опорным картинкам.
  • Коррекционные:
    1. Совершенствование пространственных ориентировок
    2. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии.
    3. Развитие познавательных процессов (образной и оперативной памяти, слухового и зрительного внимания).
  • Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
  • Оборудование: фланелеграф, буквы, символы звуков, «Звуковые домики», предметные картинки, магнитная азбука, игрушки. 

    Сегодня мы отправляемся на экскурсию в школу. (рассматриваем иллюстрации о школе)

    — Что вы знаете о школе?

    — Посмотрите на эти картинки. Придумайте имена мальчикам.

    • Кто из них ходит в школу? Почему вы так решили?
    • Правильно. А вы пойдете в школу?
    • Почему ты хочешь пойти в школу? (каждому ребенку)

    Веселые человечки – Буратино, Мальвина, Карлсон и Незнайка узнали, что вы хотите стать школьниками и пригласили вас в свою Волшебную школу.

    1. Упражнение в пространственном ориентировании на листе бумаги.

    Но как нам туда добраться? Я не знаю дорогу. (Находим конверт)

    Посмотрите, это письмо прислал нам Карлсон. Он нарисовал карту. Теперь мы сможем найти дорогу в школу. Но сначала, чтобы нам было удобнее, давайте сядем за парты.

    Задание: дойти по дорожке до школы и запомнить, кого встретили по пути.

    Организация индивидуальной деятельности детей на листках с дорожкой типа «Лабиринт».

    2. Упражнение в пространственном ориентировании.

    — Переверните листочки, вспомните, каких зверей вы видели в лесу?

    • Посмотрите на мольберт. Незнайка нарисовал животных. Скажите, кого мы не видели по дороге в школу?
    • Незнайка нарисовал всех животных одинакового размера, а это не верно.

    Кто из этих животных самый большой, самый маленький?

          

    Всем детям раздаются фигурки зверей. После чего дети выполняют задания: прикрепи справа от …., слева от …, между …. и …, и т.д.

    3. Объявление темы занятия.

    Закройте глаза. (Звоню в колокольчик и прячу его.)

    — Какой предмет я спрятала?

    — Как вы догадались? (услышали)

    — Звуки издают предметы и животные, а мы — люди, говорим. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться слушать и называть звуки речи.

    4. Развитие фонематического слуха.

    — Игра «Кто внимательнее».

    Логопед произносит от одного до трех – четырех гласных звуков. Задача детей правильно повторить звуки, назвать первый, последний звук.

    — Какие звуки мы запоминали?

    — Как мы называем эти звуки? (гласные)

    — Почему мы называем эти звуки гласными? (по тому, что их можно долго петь, во рту нет препятствия)

    — А как мы называем такие звуки – К, М, П? (согласные)

    5. Дифференциация гласных и согласных звуков

    На фланелеграфе находятся два домика – синий и красный.

    — Мальвина просит вспомнить, какие звуки живут в красном, а какие в синем домике? (гласные в красном домике, согласные – в синем).

    У логопеда символы звуков. Он называет звук, а дети по очереди размещают эти символы рядом с соответствующими домиками.

    — Назовите звуки, которые живут в красном домике (А, У, И, О) и синем домике (К).

    6. Соотнесение звука и буквы.

    — Ребята, скажите, мы можем написать звук? (нет, звуки мы слышим и говорим)

    — А что мы можем написать? (написать можно букву)

    Логопед показывает буквы, дети по очереди читают букву и прикрепляют ее рядом с соответствующим символом – звуком, после чего дети повторно прочитывают гласные и согласные буквы.

    7. Развитие тактильного восприятия.

    Игра «Жмурки»

    — Буквы просят: «А сейчас вы друзья узнайте нас. Глазки крепко закрывайте,

    нас скорее узнавайте»

    Логопед предлагает каждому ребенку отгадать, какая буква прячется в платочке, после чего ребенок должен сказать, какая это буква – гласная или согласная.

    8. Анализ и синтез слогов, слов.

    — Рано утром вышли гласные буквы из своего домика, пошли по дорожке. Солнышко светит, хорошо. Обрадовались буквы, встали парами и запели – АУ, ИО, ОА. Дети читают сочетания гласных букв с одновременным анализом слогов. (Какая буква стоит первая, последняя и т.д.).

    Смотрят, стоит буква К грустная-грустная, хочется ей петь так же звонко, но не получается. Решили помочь ей гласные буквы. Говорят: вставай рядом снами, будем петь вместе — АК, ОК, ИК, УК, КА и т.д.

    Дети читают слоги и договаривают их до целого слова.

    9. Физкультурная пауза.

    Буквы дети прочитали, но немножечко устали.

    Приглашаю вас, ребятки, на веселую зарядку.

    Звучит музыка. Игра «Как живешь».

    10. Пересказ текста.

    — Мне очень понравилось, как много слов вы придумали, как хорошо читали буквы и слоги. А Буратино хочет проверить, умеете ли вы читать слова. (Выставляется табличка – КОТ. Дети читают.)

    — Сколько слогов в слове КОТ?

    — Сколько букв, звуков в слове КОТ?

    — Какой вопрос мы поставим к этому слову кто или что? Почему?

    — Придумайте, какой может быть КОТ?

    — Придумайте кличку для кота.

    — Послушайте мой рассказ. У нас есть кот. (Выставляется опорная картинка). Его зовут Барсик. Он черный, только лапки и хвост белые. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный. Глаза у Барсика желтые, как огоньки.

    Барсик очень любит рыбу и сметану. (Картинка)

    Спит Барсик в корзине. Корзина большая. Барсику в ней уютно и удобно.

    (Картинка)

    Ночью, когда все спят, Барсик охотится на мышей. (Картинка)

    1 –3 ребенка пересказывают текст.

    Молодцы! Посмотрите на наших гостей, они улыбаются, значит, вы очень хорошо поработали.

    Скажите, что вам понравилось на занятии?

    Дети анализируют настроение, с которым они уходят с занятия.

    (с опорой на пиктограммы — изображение эмоций)

Ссылка на основную публикацию