Конспекты занятий по эмоциональному воспитанию детей с нарушениями интеллекта на тему «Когда нам весело»

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети, отстающие в развитии.

Предлагаю конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения интеллекта.

Цель:

  • тренировка радостных эмоций;
  • развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом;
  • расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость;
  • развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

Оборудование: игрушка медвежонок, кассета с веселой музыкой, цветные воздушные шары, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, изображение мордочки медвежонка, у которого можно нарисовать «выражение” (радость, печаль, вина и т.д.) стулья поставлены для игры в «Поезд”.

Ход занятия

Разминка (1 мин.)

Дети под веселую музыку въезжают на поезде на полянку и рассаживаются по кругу на ковре.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами были в прошлый раз? Кто вместе с нами путешествовал? (ответы детей). Правильно, мы были в стране Радости вместе с медвежонком Топтыжкиным. А какое настроение бывает у жителей этой удивительной страны? (ответы детей). Давайте подарим друг другу улыбку (дети выполняют задание)”. А сегодня мы с вами приехали на полянку веселого настроения.

Упражнение «Моя улыбка похожа на ….” (3 мин.)

Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. После ответов педагог, как итог, перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.

Упражнение «Вспоминалки” (3 мин.)

Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за последние несколько дней (имеется в виду время между предыдущим и нынешним занятием).

Упражнение «Разноцветные шары” (5 мин.)

Шары разных цветов надуваются заранее (цвета должны повторяться), и накрываются материей.

Воспитатель: «Сегодня с нами вместе приехал медвежонок Топтыжка (достает игрушку, дети здороваются с Топтыжкой)”.

Медвежонок: «Здравствуйте, ребята. Когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся. Подумайте, какого цвета бывает ваше веселое настроение?”

После ответов детей педагог говорит о том, что Топтыжка приготовил для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настроения.

Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.

Топтыжка: «Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец”.

Шарики возвращаются на место, в свое царство.

Игра «На полянке” (5 мин.)

Топтыжка: «А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?”.

После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка.

Рисунок «Мой цветок” (5 мин.)

Детям предлагается нарисовать увиденный на полянке цветок.

Заключение (2 мин.)

Рисунки детей кладутся в середину круга. Паровозик восхищается получившейся полянкой и просит каждого ребенка немного рассказать о своем цветке и о том, что понравилось на сегодняшнем занятии.

Прощание (1 мин.)

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «грусть”; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии; развитие активного словаря эмоциональных состояний

Оборудование: игрушка медвежонок, пиктограмма «грусть”, несколько картинок сказочных героев с грустным настроением, пиктограмма «радость”, наборы картинок с разными настроениями героев, магнитофон, запись песни «Про улыбку”.

Ход занятия

Разминка «Как можно по-другому назвать?” (5 мин.)

Педагог вместе с детьми здороваются с медвежонком. Он показывает ребятам сначала пиктограмму «грусть”, затем несколько картинок сказочных героев с грустным настроением. Задание состоит в том, чтобы дети по кругу назвали как можно больше слов, отображающих настроение одного из сказочных героев. После выполнения задания медвежонок Топтыжка просит детей назвать несколько ситуаций, которые портят человеку настроение.

Игра «Сравни лицо” (5 мин.)

Медвежонок предлагает детям разделиться на 2 команды. Каждой команде дается пиктограммы «радость” и «грусть” и наборы картинок с разными настроениями героев (на картинках не обязательно должны быть изображены только радостные и грустные лица). Задача каждой команды как можно быстрее найти нужные настроения и положить их на соответствующие пиктограммы.

Игра «Грустный паучок” (5 мин.)

Медвежонок говорит детям о том, что к ним в гости пришел Паучок, у него сегодня очень плохое настроение. Он просит ребят помочь ему развеселиться. Из группы выбирается один ребенок, который будет изображать Паучка. Он садится на стул. Задача детей по очереди постараться рассмешить гостя. Тот, кому это удается, садится на место Паучка.

Этюд «Кролик и Еж” (7 мин.)

Топтыжка предлагает детям сесть на стульчики и послушать стихотворение Натальи Павловой:

Плохое настроение У Кролика с утра. И потому у Кролика

Не роется нора.

Не радуют цветочки, Морковь растет не густо, Редиска очень горькая,

И не хрустит капуста.

Обижен Кролик на весь свет, Не прыгает, не скачет, И никаких сомнений нет,

Что он сейчас заплачет

Увидев это, мудрый Еж Ему сказал: «Грустишь? Ну что ж, Берусь тебе помочь. На солнце яркое взгляни И грусть ненужную гони

Скорей отсюда прочь.

Как только улыбнешься ты, Друзья к тебе вернуться, Распустятся вокруг цветы,

Не надо, зайчик, дуться!”

Затем ребята отвечают на вопросы: какое настроение было у Кролика? Почему? Каким кажется всё вокруг тому, у кого плохое настроение? Хорошо ли обижаться на весь свет? Что Ёж посоветовал Кролику?

Затем дети разбиваются на пары и проигрывают это стихотворение, меняясь ролями. В конце медвежонок обязательно хвалит ребят.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки” (3 мин.)

Медвежонок начинает упражнение с вывода из предыдущего этюда: «Вот видите, что на свете может сделать улыбка и дружба! Давайте постараемся поменьше грустить, ведь даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход. А теперь встанем в круг, улыбнемся друг другу и споем песню «Про улыбку”.

Звучит запись песни, и дети, взявшись за руки и двигаясь по кругу, поют песню.

Прощание

Ссылка на основную публикацию