Конспект урока в 8-м классе «Роль портрета в изображении героя в художественном произведении и живописи»

ЦЕЛИ:

  • создать представление о понятии «портрет» в литературном произведении и живописи;
  • помочь учащимся выйти на самостоятельное видение деталей портрета, развивать независимость суждений в оценке героя;
  • формировать прочные навыки в описании внешности, закреплять представление о портретной лексике.

ОБОРУДОВАНИЕ: листы А4 для двух групп, толковые словари, картина К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация учителя в программе Noteboоk.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности.

Портрет человека.: Как много может он сказать нам. Через внешность героя писатель порой стремится раскрыть его внутренний мир, помогает определить, характер, увлечения и, конечно, выражает своё собственное отношение к герою. Но за всеми деталями портрета стоит нечто «своё, особенное». На сегодняшнем уроке мы вместе с вами постараемся познакомиться, понять героев литературного произведения и живописи через детали портрета. Постараемся уловить настроение героя через его внешность.

2. Литературный портрет

Сейчас я прошу вас обратиться к портрету героини повести И. С. Тургенева «Ася», с этим произведением вам ещё только предстоит познакомиться, а нас интересует портрет, используемый писателем как средство характеристики персонажа.

А сейчас работа в группах. У вас на столах два текста и по три вопроса к каждому из них.

1 ГРУППА: «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». (М. Пришвин «Кладовая солнца».)

1). Озаглавьте текст.

2). Какую роль играют сравнения, помогающие представить героиню?

3). Какие детали портрета помогают нам понять отношение автора к героине?

2 ГРУППА: «:Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается». (И. Тургенев «Ася».)

1). Назовите основную мысль описания. В чём её особенности?

2). На какие детали портрета автор обращает особое внимание?

3). Докажите, что в описании героя передано отношение автора.

(После выступления групп делается вывод о роли портрета в литературном произведении. Например, через портрет писатель раскрывает внутренний мир героя, определяет его характер и т. д.)

3. Портрет в живописи.

Мы поработали с литературным портретом, а теперь давайте обратимся к портрету в живописи, конкретно к картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». Печать времени лежит на каждом портрете Брюллова. Он не рисовал ни старух, ни увядающих красавиц. Его женщины полны обаяния, молодости, грации и даже кокетства. Брюллов изображает женщин в пышной обстановке гостиных, на балу, на прогулке.

Обратите внимание на внешность героев картины. Через внешность художник стремится раскрыть внутренний мир, некоторые черты характера человека или его состояние в определённый момент жизни, часто выражает собственное отношение к человеку на портрете.

а) Говорят, «глаза — зеркало души».

Расскажите о своём первом впечатлении о глазах сестёр Шишмарёвых. Запишите портретную лексику на листы, которые лежат у вас на столах. Например: глаза горят, выразительные глаза, глаза сияют, блеск глаз, блестящие глаза и так далее.

(Ребята 1-2 минуты думают, затем каждая группа выступает по одному определению, но не повторяясь. Добавление учителя: смеющиеся глаза, прозрачные глаза, грустные глаза, сощуренные глаза, раскрытые глаза, глаза серые, тёмные, глаза потухли, глаза светлые, плачущие глаза, лучистые глаза, задорные глаза, бездонные глаза, прекрасные глаза, сердитые глаза, рачьи глаза, быстрые глаза и т.д.)

— Какие определения указывают на характер человека?

— Сравните глаза героинь. Составьте 1-2 предложения и запишите на лежащие у вас на столах листы. (Обсуждение)

б) «И взгляд её пленил:»

— Обратите внимание на роль взгляда при характеристике героя.

— Выпишите определения, указывающие на характер человека. Какие определения несут положительную оценку человека? (1-2 минуты готовятся, затем обсуждение задания)

— Во взгляде может выражаться чувство человека. Докажите это на примере наших героинь

в) «Помню глаза и волосы твои:»

— Давайте обратим внимание и на другие детали портрета, а конкретно — волосы. Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами:.)

— Укажите длину волос, их форму. Составьте 1-2 предложения, описывая причёску наших героинь.

— Для описания овала лица употребляются определения: узкое, длинное, круглое, продолговатое, овальное, треугольное и т. д. Какой овал лица у наших героинь?

г)

А сама-то величава,
Выступает, будто пава:

— Иногда в определении походки передают состояние человека, его возраст, профессию, впечатления о нём. Характеризуя походку человека, обращают внимание на поступь, манеру, шаг. Запишите определения, которые характеризуют походку пожилых и молодых людей. На что указывает походка наших героинь?

— Обратите внимание на осанку и её роль в описании портрета. По осанке мы можем порой судить о занятиях человека. Чем увлекаются наши героини?

д) «По одёжке встречают:»

— Детально рассмотрите одежду героинь на картине. Докажите, что художник, используя контраст цвета в одежде, намекает на индивидуальность сестёр Шишмарёвых, сравнивает их.

— О чём свидетельствует одежда девушек? Сравните костюмы героинь.

Одного желающего к доске, вставьте пропущенные буквы.

(Учащийся выполняет задание, объясняет правописание, остальные письменно делают задание у себя в тетрадях).

— Составить с глаголами удивлять и поражать предложения. (Устно)

— Часто в глаголах заключена оценка, они делают портрет более выразительным, раскрывают главную мысль описания. Докажите это, опираясь на сравнение героинь.

4. Закрепление изученного материала.

Мы рассмотрели детали портретов наших героинь. При описании внешности необходимо обращать внимание не только на лицо (глаза, взгляд, волосы, овал лица), но и на осанку человека, позу одежду. Эти детали помогают нам в описании портрета, в сравнительной характеристике героев. Можно ли составить схему описания?

Теперь я предлагаю самостоятельно поработать с произведением Н. В. Гоголя «Портрет», который вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку, и найти портретные описания по схеме. Не обязательно, что вы найдёте все пункты из схемы. (Если времени на уроке не достаточно для выполнения упражнения, то можно дать его на дом. Также можно подсказать страницы учебника, где найти портретные зарисовки: 282, 286, 287, 299, 302, 316, 317, 319, 322.)

А сейчас проанализируем эпизод создания портрета, обратим внимание на детали

(пусть ребята найдут и просмотрят, вспомнят стр.299-302)

ВОПРОСЫ: Как изображён Гоголем процесс работы над портретом?

Что нарушает работу художника?

Как он относится к претензиям заказчика?

Что примиряет его с ними?

Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

(Можно предложить ребятам описать иллюстрацию к повести «Портрет» В. Васнецова.)

Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Итак, перед человеком встаёт определённый выбор-выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор-что дальше: осознать свою ошибку и исправить её-это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное-это злой выбор, безнравственный. Какой выбор делает Чартков?

Сделаем вывод: от бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

А сейчас самостоятельная работа. Предлагаю два вопроса на ваш выбор для письменного рассуждения, которое должно быть полным и чётким.

1. Каково назначение искусства в жизни общества?

2. Каким представлял себе Гоголь настоящего художника?

5. Рефлексия

6. Домашнее задание: Следующий урок у нас будет в форме семинара, задание по группам по стр. ____ учебника.

Ссылка на основную публикацию