Конспект урока музыки «Жанры народных песен»

Цели урока: ознакомить учащихся с народными песнями разных жанров, показать их мно­гообразие: плясовые, хороводные, шуточные солдатские, лирические. Научить делать разбор музыкального произведения и определять общий ха­рактер.

Научить находить соответствующий ритмический рисунок к музыкальному жанру.

Прививать любовь к народной песне. Научить чисто и выразительно интони­ровать и петь легко, свободно.

Оборудование для учителя: портреты композиторов, дидактический материал «Солнышко»-жанры, карточки.

ТСО: музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, музыкальные инструменты: ак­кордеон, синтезатор «Casio», видео и аудиокассеты с музыкальными фрагментами.

Для учащихся: карточки «Узнай ритм», карточки к игре «Узнай жанр».

План урока

1. Организационный момент:

а.                  вход учащихся под музыку русской народной песни «Светит месяц»;

б.                  приветствие — ритмическое.

2. Изучение и знакомство с новой темой:

а.                  жанры народной песни — с использованием дидактического материала «Солнышко»;

б.                  просмотр и слушание фрагмента телепередачи «Играй гармонь»;

в.                  исполнение мелодии и песни «Пойдуль я…»

г.                  «Ветка сирени» — слушание.

3. Музыкально-ритмические движения:

а.                  «Солдатушки» — марш;

б.                  «Пойдуль я…» — песня-пляска;

в.                  «Во поле береза стояла…» — хоровод.

4. Хоровое и ансамблевое исполнение:

а.                  «Пойдуль я…» — русская народная песня;

б.                  «Солдатушки, бравы ребятушки…»;

в.                  «Во поле береза стояла…» — русская народная песня;

г.                  «Частушки».

5. Музыкальная азбука:

а.                  упражнение — «Прохлопай ритм»;

б.                  игра «Кто в домике живет?».

6. Итог урока:

—                   контроль усвоения учебного материала — повторение жанров;

—                   оценка знаний учащихся;

—                   домашнее задание: решить кроссворд из названий народных жанров.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте красны-девицы и добры-молодцы! Поклон в народном стиле.

Учитель: На уроках музыки мы с вами разнообразные песни, как народные, так и компо­зиторские. Скажите, пожалуйста, чем отличаются народные песни от композиторских?

Ответы детей.

Учитель: Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью. Композитор­ская же песня пишется композитором. Кто же такой — композитор?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Чтобы сохранить традиции, обычаи, песни в России стали изда­ваться сборники русских народных песен и обрядов. Первые такие издания появились в 18 веке и в их издании принимали участие и композиторы. Также в своих произведениях многие композиторы обращались к народному творчеству и среди них А.Н. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и другие.

Сегодня я не зря в такой вот русский народный костюм, потому, что мы совершим пу­тешествие в мир народных песен и узнаем о жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так — «Жанры народных песен». А вот какие же жанры бывают, мы узнаем посмотрев на лучи нашего необычного «Солнышка».

Кто мне скажет, что такое ЖАНР?

Ответы детей.

Учитель: Ну, а теперь посмотрите, какие жанры русской народной песни бывают.

ЛИРИЧЕСКИЕ,

ТРУДОВЫЕ,

ОБРЯДОВЫЕ,

ШУТОЧНЫЕ,

ПЛЯСОВЫЕ,

СОЛДАТСКИЕ,

КАЛЕНДАРНЫЕ,

ИГРОВЫЕ,

ХОРОВОДНЫЕ.

И сегодня с некоторыми из них мы познакомимся. О чем же поется в русских народных песнях?

Ответы детей (о любви, о природе, о родине, о труде и др.)

Учитель: — А может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, харак­тер и почему? Потому, что музыка бывает разной — медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной.

И в настоящее время народная песня пользуется большой популярностью. Она звучит и на радио и на телевидении, вы наверное многие знаете и смотрите программу «Играй гармонь».

Русская народная песня очень часто звучит на концертах в КС К нашего поселка в ис­полнении образцового ансамбля «Забава», ансамбля «Балалайка» и самодеятельных исполнителей.

Давайте просмотрим небольшой фрагмент телепередачи «Играй гармонь» и узнаем, любит ли русский народ народную песню?

Просмотр фрагмента и мнение ребят по поводу увиденного.

Учитель: Правильно, русский народ любит народную песню и от души их поет. Я сейчас наиграю фрагмент песни, а вы узнаете как она называется.

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Обратите внимание, что перед вами карточки с заданиями. Вам нужно прохлопать заданный ритм. Кто догадался ритм какой песни вы прохлопали?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, а теперь споем и станцуем для наших гостей. Исполняется русская народная песня «Пойдуль я…»

Учитель: — Как вы думаете, к какому жанру относится наша песня? К плясовому, по тому, что веселая по характеру, но я затрудняюсь выбрать из этих карточек, соответствующую плясовому жанру. Кто мне поможет?

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию и скажите, песни какого жанра исполняют военные? СОЛДАТСКИЕ песни. А в какой песни звучат такие слова: «Наша слава — русская держава…»

Правильно! Давайте вместе споем и красиво промаршируем.

Песня «Солдатушки, бравы ребятушки…»

Учитель: А сейчас сделаем разбор песни:

характер — веселый, торжественный; темп — умеренный; ритм — четкий, маршевый, бодрый; динамика — громко.

Учитель: Отгадайте загадку:

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане, (берёза)

А теперь выберем карточку с соответствующим песне ритмическим рисунком

Береза символ красоты русской природы. И следующий жанр русской песни, который мы рассмотрим — это ХОРОВОДНЫЙ. Это жанр, в котором музыкальное искусство, тесно связано с элементами театрального и хореографического действия.

А вы знаете русскую народную песню про березу?

Давайте попросим наших гостей поиграть и попеть вместе с нами.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла». Затем гостям предлагается выбрать кар­точку с соответствующим ритмическим рисунком, а дети, если нужно их поправляют.

Учитель: Наше путешествие продолжается, дети, как вы думаете, к какому жанру отно­сится частушка?

Ответы детей.

Учитель: Правильно, частушка относится к ШУТОЧНОМУ жанру, но обратите внимание на то, что частушки могут быть по характеру веселыми и страдальческими. А что такое частушка? Частушка — это маленькая песенка, которая в шутливой форме может о мно­гом рассказать. Возникли частушки в России. Это быстрые песенки, в четком ритме, ме­лодия у них короткая, и как правило один куплет, который много раз повторяется с раз­ными словами. А мы с вами тоже знаем частушки и давайте, исполним их нашим гостям. Только разделимся на две группы: добры-молодцы встанут в одну шеренгу, а красны-девицы — в другую.

Исполняются частушки.

Учитель: Дети, вам понравилось как вы спели? Тогда давайте друг другу похлопаем.

А русские люди всегда любили веселиться и сочинять частушки во время праздничных гуляний прямо на ходу.

Как вы думаете, что нам нужно дальше делать? Правильно, выбрать соответствующую
карточку.

Учитель:  Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром — это ЛИРИЧЕСКИЙ жанр, ко­торый включает в себя лирические народные песни.

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Эти песни при­влекают своих слушателей своей душевностью, плавностью, мелодичностью.

Такими качествами обладает и русская народная лирическая песня «Ветка сирени», ко­торую я вам спою.

Исполняется песня «Ветка сирени».

Учитель: Какие мысли и чувства, передает эта песня?

Кто из вас поможет мне подобрать карточку, соответствующую прозвучавшей песне?

Учитель: И в завершении нашего путешествия мы поиграем в игру «Кто живет в домике?» Игра.

Дети прослушивают музыкальные фрагменты и поднимают карточки с жанрами про­звучавших народных песен.

Учитель: Итак, ребята, с какими жанрами мы сегодня познакомились? Чем они отлича­ются друг от друга? Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запомина­ется?

Да, потому, что народная песня ближе и родней людям, ее поют дети и взрослые, ба­бушки и дедушки. Давайте вместе прочтем следующие слова:

«СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ»

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Ссылка на основную публикацию