Географический «Брейн-ринг»

Цель: развитие познавательных и творческих способностей у детей.
Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к предметам (географии и музыке), умение работать с контурными картами, умение слушать музыку, анализировать и находить ответы на вопрос по музыкальному произведению
  • Закрепить знания о танцах народов мира, об основных достопримечательностях и знаменитых личностях ведущих стран мира
  • Воспитывать чувство патриотизма, чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности. Воспитание потребностей у детей к активной деятельности и творческому поиску.

Оборудование: мультимедийная установка, 4 флажка, 4 черных коробки, маракас, барабан, колокольчик, бамбук, карта мира, 4 разрезанных контура Санкт-Петербурга, 4 контурных карты мира, листы для письменных ответов учащихся, «яйца» от киндер-сюрпризов для жеребьевки.

От класса необходимо представить 2 команды по 6 человек, выбрать капитана, 2  команды болельщиков, 2 наблюдателей. Продумать название команды, приветствие.

Урок будет проходить в форме игры, где в которой будут следующие конкурсы:

1. Разминка (прослушать песню и перечислить все географические объекты, которые в ней звучали и обозначить их на контурной карте)
2. Танцевальный (отгадывание название танца его родину и столицу по картинке)
3. Описательный (угадывание страны, региона… по описанию с музыкальной подсказкой)
4. Черный ящик
5. Страноведческий (назвать страну, ее столицу по архитектурным и природным достопримечательностям, флагам.  Есть возможность получить дополнительные баллы за называние самих достопримечательностей)
6. Угадай по контуру (собрать пазлы с изображением контура одного из географических объектов и ответить на вопрос)
7. Конкурс болельщиков (перечислять песни, в которых есть географические названия. 1 песня – 1 балл своей команде)
8. Конкурс капитанов

ХОД УРОКА

1. Разминка

Команды отвечают на контурных картах. Каждый правильный ответ 1 балл + каждый правильно нанесенный объект на контурную карту 1 балл. Максимальное количество баллов 30 баллов

Отважный капитан – Какие географические объекты упоминаются в песне? Покажите их на карте. Каттегат, Скагеррак, Лаперуза, Амазонка, Калькутта, Бордо, Рио-де-Жанейро, Канберра, Сантьяго, Магелланов пролив, пролив Паде-Кале,

4 океана

2. Танцевальный

Узнать из презентации танцы наров мира. Ответы (название танца – страна – столица) записать на листок. Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 24)

Правильные ответы:

  • Гопак – Украина – Киев
  • Лезгинка – Грузия – Тбилиси
  • Сиртаки – Греция – Афины
  • Шотландский – Шотландия – Эдинбург
  • Тарантелла – Италия – Рим
  • Танго – Аргентина – Буэнос-Айрес
  • Самба – Бразилия – Бразилиа
  • Канкан – Франция – Париж

3. Описательный

Конкурс проходит по принципу брейн-ринга.

Отгадать по описанию регион. Это может быть часть света. Материк, страна или группа стран, полуостров… Ответы в письменном виде. За каждый правильный ответ 1 балл. На один вопрос может быть как один, так и несколько ответов. (Максимальное количество балов 5).

1. Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля».

От твоих берегов отплывали каравеллы Колумба и Магеллана. Суровые викинги и архангельские поморы, греческие и римские галеры, казачьи струги бороздили просторы окружающих тебя морей и океанов. Отсюда отправлялись в путешествие в Индию и Китай отважные Марко Поло и Афанасий Никитин. Шли навстречу солнцу в Сибирь казаки-землепроходцы – Ермак, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Семен Челюскин, Витус Беринг. Испытывая невероятные трудности и лишения, исследовали Центральную Азию Н.М. Пржевальский, Семенов Тян-Шанский и многие другие. Их имена на картах мира. Она дала миру таких титанов в области музыки, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Эдвард Григ, Иоганн Штраус и др. Здесь создавались гениальные художественные творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Рембрандта. Музыкой в камне стоят великолепные дворцы и храмы. Древняя Эллада и Рим, Париж, Лондон и Берлин, Венеция, Москва и Петербург – все здесь дышит историей – звон мечей и грохот битв.

Правильный ответ – Европа.

– В какую страну привела нас музыка? (Норвегия)
– Кто композитор?

2. Звучит финская полька

Здесь располагаются три страны. Удивительно живописна природа этих стран. Горы, поросшие лесом, многочисленные ручьи, речки и водопады. Извилистые узкие заливы – фьорды, многочисленные ледниковые озера, маренные холмы. Все здесь дышит поэзией – сказочные феи, тролли, гномы – непременные участники сказаний, эпосов, саг, песен и танцев. Здесь создавали свои бессмертные произведения Эдвард Григ, Ян Сибелиус, Генрик Ибсен и другие.

Ответ – Скандинавский полуостров, Норвегия, Швеция, Финляндия

3. Звучит английская народная музыка

«Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймс Кук, Френсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон, Давид Ливингстон, Генри Мортон Стенли, Генри Гудзон, Александер Маккензи, Роберт Скотт и много других отважных мореходов и путешественников оставили свои имена на картах мира. Отсюда пошла промышленная революция, охватившая весь мир. Здесь родились великие сыны человечества – Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эдуард Дженнер, Джордж Байрон, Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Роберт Скотт, Конан Дойл и многие другие. Робинзон Крузо, Гулливер, Шерлок Холмс – кому не знакомы эти герои книг и их приключения?

Ответ – Великобритания

4. Звучит испанская народная музыка

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Эрнан Кортес – именно с этих людей начинается эпоха Великих географических открытий. В этих людях удивительно сочетались жажда наживы, авантюризм, смелость, упорство и отвага. В результате завоеваний в Америке и Африке образовались многочисленные колонии. Латинской Америкой называют Центральную и Южную Америку. Сюда принесли свой язык, обычай и культуру выходцы из этих стран. К великим сынам этих стран принадлежат Мигель де Сервантес, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо и многие другие.

Ответ – Португалия, Испания

4. Черный ящик

Конкурс проходит по жеребьевке

1. Бамбук

Родина того, что лежит в ящике, точно не известна. Однако этот предмет часто встречается в Азии, Европе, обеих Америках, Африке и Австралии. Часто встречается в Гималаях и Андах. Используется в кулинарии, восточной медицине, для строительства плотов, мостов, водопроводов, домов. Применяют в декоративном садоводстве. Изготавливают оружие, музыкальные инструменты, орган. А также: мебель, палочки для еды, лыжные палки, фляги, зонтики, удилища и рамы для велосипедов.

2. Маракас

Этот музыкальный инструмент является древнейшим инструментом коренных жителей Антильских островов – индейцев таино. В настоящее время популярен этот предмет во всей Латинской Америке. Помимо плодов игуэро и тыквы, этот предмет изготавливался также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. В настоящее время инструмент  изготавливается как традиционным способом – из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь – из пластмассы. В современный симфонический оркестр этот музыкальный инструмент ввел Прокофьев в балете «Ромео и Джульетта» и кантате Александр Невский.

3. Колокол

Этот музыкальный инструмент изготавливают из металла. Он бывает: праздничным, воскресным, постным, полиелейным, будничным, простодневным, средним, малым. В России такой инструмент изготавливают в Москве, Ярославле, Воронеже и Каменск-Уральском.

4. Барабан.

О существовании этого музыкального инструмента известно еще в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры. Возраст найденного в Моравии этого инструмента датируется пятым тысячелетием до н. э., в Египте они возникли за 4 тыс. лет до н. э.
С древнейших времён этот  инструмент использовался как сигнальный, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу они попали с Ближнего Востока. Прототип был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны различные формы (даже в форме песочных часов – Бата) и размеров (до 2 м в диаметре). Изготавливается из бронзы, дерева, стали. Бамбука, пластика

5. «Страноведческий»

Угадай страну по фотографии. Команды отвечают по очереди   (по жеребьевке). За проявленную эрудицию дополнительные баллы

А) Англия, Б) Германия В) Россия Г) Япония Д) США Е) Франция Ж) Греция

З) Испания

6. Угадай по контуру

Какой композитор родился в этом городе и создал симфонию, прославившую город и имя композитора та весь мир?

В Санкт-Петербурге в ВМА (военно-медицинской академии) существует химическая лаборатория. Которая была создана известным русским химиком и врачом. В свободное время он же писал выдающиеся оперы, симфонии, романсы. Назовите этого человека. (А.Бородин)

7. Конкурс болельщиков

Болельщики каждой команды по очереди называют (лучше поют) по одной песне, в которых есть названия городов. За каждую песню болельщики приносят 1 балл своей команде

8. Конкурс капитанов

«Дуэль» по очереди называть географический или музыкальный объект в нашем городе и его местонахождение.

Ссылка на основную публикацию