Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи.

Учащиеся были распределены на 4 группы.

К 1 группе отнесены учащиеся с низкой речевой активностью, низким уровнем высказываний, как в устной, так и в письменной речи. В их письменных работах часто отмечались отсутствие вывода, неполное раскрытие темы, существенные нарушения в логике рассказа, значительное количество ошибок. Они имеют ярко выраженные нарушения речи.

Во 2 группу ученики с недостаточной речевой активностью и средним уровнем устных и письменных высказываний. Они не справляются с самостоятельными письменными работами, не всегда полностью раскрывают тему, допускают некоторые нарушения в логике рассказа, не всегда делают вывод, допускают большое количество ошибок. У них низкий уровень развития мыслительной деятельности и нарушения речи II уровня.

Ученики 3 группы характеризуются хорошей речевой активностью в устной речи, но незначительными проблемами в письменной речи. Они не всегда полностью раскрывают тему, допускают небольшие нарушения в логике, делают вывод, но допускают орфографические и грамматические ошибки. Они имеют хорошие учебные возможности, но низкий уровень развития, умения трудиться.

К 4 группе отнесены ученики с высокой речевой активностью и грамотными устными и письменными высказываниями. В письменных работах они раскрывают тему в строгой логической последовательности, делают вывод, допускают незначительное количество орфографических ошибок.

При подготовке к уроку были определены пути дифференцированного подхода и разработаны дифференцированные задания и виды помощи.

I этап – подготовка учащихся к письменной работе. На этом этапе предусматриваются дифференцированные задания и виды помощи при выполнении подготовительных грамматических упражнений.

II этап – проведение письменной работы. На этом этапе планируются задания, требующие различной степени самостоятельности от учащихся.

III этап – совершенствование написанного, анализ письменных работ. На этом этапе предусматриваются различные виды помощи при анализе ошибок, совершенствование написанного, взаимопроверки работ учащихся. Для этого были выбраны следующие задания и виды помощи:

задания с целью выработки навыков самоконтроля (исправление в черновике ошибок подчеркнутых, но не исправленных учителем),

задания с целью организации взаимопомощи учащихся в классе (сильный помогает слабому ученику составить план рассказа),

задания, направленные на организацию взаимоконтроля в обучении (обмен тетрадями и взаимопроверка).

Предлагаемая система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества письменных работ учащихся.

УРОК 1

Тема: Изложение рассказа по готовому плану.

Цель: развитие умения связно письменно высказываться по плану.

Задачи:

Развивать умение правильно и последовательно передавать содержание рассказа.

Развивать умение правильно писать падежные окончания имен существительных.

Способствовать воспитанию любви к животным, аккуратности.

Оборудование: картина с изображением маленького лосенка в лесу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к письменной работе.

1. Беседа по картине.

Посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите? (Лосенка).

Какой он? (Красивый, маленький, слабый).

Как вы думаете, почему такой маленький лосенок в лесу один? (Маму-лосиху съели волки или убили охотники).

Такой маленький лосенок может жить один в лесу? (Нет, он умрет с голода, его съедят волки).

Какие чувства вызывает лосенок? (Жалость).

2. Работа с текстом.

а) Первичное чтение текста учителем.

Лосенок.

Ребята принесли из леса маленького лосенка. Назвали его Красавчик. Дети поили его молоком, ухаживали за ним. Лосенок хорошо понимал ласку. Прошло несколько месяцев. Красавчик привык к детям. Они тоже полюбили лосенка и не хотели с ним расставаться.

б) Беседа по содержанию рассказа по вопросам учителя.

Кого принесли ребята из леса?

Как назвали ребята лосенка?

Чем ребята кормили лосенка?

Что еще делали ребята?

Ребята ухаживали за лосенком – как вы это понимаете? (Убирали навоз, стелили солому под ноги лосенка, гуляли с ним).

Что хорошо понимал лосенок?

Какие были дети?

Как ребята относились к Красавчику?

Почему ребята не хотели с ним расставаться?

в) Работа по восстановлению содержания рассказа по готовому плану.

План.

Ребята нашли лосенка.

Дети ухаживают за лосенком.

Красавчик полюбил детей.

Ребята не хотели расставаться с лосенком.

г) Орфографическая работа.

Выбор из текста слов с изученными орфограммами и разбор их по значению и написанию (ребята, лосенка, Красавчик, молоком, ухаживали, месяцев, расставаться).

д) Подготовительные грамматические упражнения.

Согласование существительных с глаголами в нужном падеже.

1 группа

2группа, 3группа

4 группа

Допишите окончания существительных:
Ухаживали (за кем?) за лосенк… . Кормили (чем?) молок… . Полюбили (кого?) лосенк… . Понравилось (кому?) лосенк… .

Впишите существительные в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) …(лосенок). Кормили (чем?)… (молоко). Полюбили (кого?)… (лосенок). Понравилось (кому?) …(лосенок).

Впишите существительные по смыслу, согласуя в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) …. Кормили (кого?) … . Полюбили (кого?)… . Понравилось (кому?)….

Динамическая пауза.

е) Повторное чтение рассказа учащимися.

ж) Повторный пересказ содержания текста учащимися с использованием составленных предложений и слов, записанных на доске.

III. Письменная работа учащихся по изложению текста.

1 группа

2 группа, 3 группа

4 группа

Вставить нужные слова в основу рассказа:
Однажды ребята нашли (кого?) … и принесли его (куда?)… . Ребята назвали его… . Дети (что делали?)… за лосенк… . Красавчик полюбил (кого?)… . Дети тоже полюбили (кого?)… и не хотели с ним … .

Можно пользоваться словами и составленными предложениями

Самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

IV. Самопроверка работ учащимися.

V. Итог урока.

УРОК 2

Тема: Составление устного рассказа по серии картин.

Цель: Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.

Задачи:

Развивать умение правильно определять последовательность событий по серии сюжетных картин.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность.

Способствовать воспитанию любви к домашним животным.

Оборудование: четыре картинки (1-я – кошка с котятами играют и греются на солнышке; 2-я — орел схватил одного котенка; 3-я – кошка набросилась на орла; 4-я – кошка облизывает котенка, а орел мертвый лежит рядом).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель выясняет, что знают дети о жизни орлов, рассказывает отдельные случаи о том, как орлы, обладая большой силой, уносят маленьких ягнят из стада.

III. Беседа по серии картин.

Расскажите, кого вы видите на картинках?

О ком пойдет речь в рассказе?

Как его можно озаглавить?

Кто нарисован на первой картинке?

Еще кто?

Что они делают?

Кто нарисован на второй картинке?

Что сделал орел?

Зачем он его схватил?

Кто нарисован на третьей картинке?

Что сделала кошка?

Почему кошка набросилась на орла?

Как пострадала кошка?

Кто нарисован на четвертой картинке?

Что удалось сделать кошке?

Почему кошка так поступила?

IV. Подготовительные грамматические упражнения.

1. Орфографический разбор слов, записанных на доске

котята, поляна, прилетел, схватил, одного, выклевал, глаз, вдруг, своего

2. Составление распространенных предложений про кошку.

Сначала проводится фронтальная работа по устному составлению предложений. Учащиеся записывают их в тетрадь.

1 группа, 2 группа

3 группа

4 группа

Фронтально. Записывают все предложения на доске, которые потом закрываются и учащиеся записывают их в тетрадь. Учитель оказывает им помощь в случае затруднений.

Распространение пред-ложений:

Кошка с котятами была (где?)… Кошка набросилась (на кого?)… . Кошке удалось откусить (что?)… . Кошка спасала (кого?)… .

Самостоятельно. Учитель помогает в случае затруднений.

Динамическая пауза.

V. Составление устного рассказа.

VI. Письменная работа учащихся (на черновиках).

1 группа

2 группа

3 группа, 4 группа

Вставляют нужные слова в основу рассказа:

Кошка с котятами была (где?)… . Там они (что делали?)… . Вдруг прилетел (кто?) … . Он схватил (кого?) … . Орел хотел (что сделать?) … . Кошка набросилась (на кого?) … . Началась (что?)… . Орел выклевал (что?) … (кому?) … . Кошке удалось (что сделать?) … . Кошка спасла (кого?)… .

В помощь словарь: котята, поляна, вдруг, схватил, одного, набросилась, жестокая борьба, выклевал, удалось откусить, спасла, своего.

Самостоятельно. Учитель оказывает помощь в случае необходимости.

VII. Проверка письменных работ.

(Самопроверка и взаимопроверка).

Учитель, проверяя работы:

1, 2 группы — исправляет ошибки;

3 группы — подчеркивает ошибки и на полях пишет номер правила;

4 группы — подчеркивает ошибки.

VIII. Совершенствование написанных работ.

IX. Итог урока.

Ссылка на основную публикацию