Чем знаменито русское кружево?

В России искусство кружева насчитывает несколько столетий. Раньше других, уже в XVI веке, появилось золотое кружево. Им украшались одежды для парадного выхода царей и бояр, а также облачения патриарха и высшего духовенства. Для отделки золотого кружева использовались жемчужины и бусины из разноцветных драгоценных камней. Но уже в начале XVIII века чисто металлическое кружево перестает применяться, но зато металлические нити вводятся в основу из льняных или шелковых нитей. Такие кружева распространены в нарядных костюмах, в отделке сарафанов, душегреек, головных уборов.

В России сложились три техники плетения кружев: численная, парная и сцепная.

Численное кружево представляло собой неповторимый узор, создаваемый мастером без предварительного рисунка, нанесенного на шаблон. Чтобы рисунок точно повторялся необходимое количество раз, приходилось запоминать число стежков в каждой нити. Численное плетение применялось для изготовления узких и плотных деталей украшения одежды.

Парное кружево плелось по сколку – шаблону, на который нанесен рисунок; закрепленные в определенных строчках булавки помогали скреплять нужные соединения нити. Парное кружево могло быть любой ширины и формы.

Сцепное кружево использовалось для изготовления крупных изделий. Работа начиналась с изготовления особой тесьмы – вилюшки, которая повторяла все изгибы будущего изделия. С помощью крючка и петель на ней закреплялись изготовленные отдельно детали. Сцепные кружева часто прикрепляли к цветному фону, поскольку тонкие нити могли легко перепутаться.

Русские кружева всегда отличались большим разнообразием орнаментов и узоров. В парных кружевах преобладали геометрические фигуры: ромбы, зигзаги, треугольники, которые связывались между собой с помощью «паучков» и «звездочек». Внешне они напоминали вышивку, унизанную мелким жемчугом. Центром их изготовления был город Елец.

Наибольшей известностью пользовались вологодские сцепные кружева. В их орнаментах преобладали изображения растений и животных – павлинов и сказочных петухов.

Плотный рельефный узор выделялся с помощью ажурных решеток. Каждый из орнаментов имел свое название: «куриные лапки», «копытца», «петуший гребень». Иногда мастера вплетали в белое кружево красные, золотые или серебряные нити.

Ссылка на основную публикацию