ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Понедельник, 01.05.2017, 01:40
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ [39]
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ. ОТ 5 ДО 14 ЛЕТ [22]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Реабилитация больного подростка

Известно, что у больного подростка наблюдается изменение его познавательной и эмоциональной сферы; нарушение социализации; изменение интересов и потребностей; стойкие изменения качеств личности, характера и т. п.

Помимо пубертатного криза, адекватного возрастным характеристикам здорового подростка, подросток с психическим расстройством проявляет не только ярко выраженные реакции протеста, депрессию, но и крайнюю дезадаптированность к социальной ситуации, затяжные невротические реакции, психопатические черты характера. Подросток, перенесший энцефалит, страдает повышенной утомляемостью, неустойчивостью настроения. У него отсутствует волевое напряжение, инициатива и т. п. Такой подросток характеризуется психопатоподобными состояниями, своеобразными изменениями характера: агрессивность и даже жестокость; недостаточность этических оценок и разрушительные тенденции в действиях; примитивные влечения и эгоизм. Нередко невыполнение желаний приводит подростка к аффективным бурным реакциям. Подросток, перенесший родовую травму, обычно суетлив, психомоторно беспокоен.

Подросток с особенностями в развитии (при умственной отсталости, с недоразвитием высших мыслительных процессов и операций) отличается грубыми нарушениями поведения, отсутствием тормозных процессов, возбужденным типом нервной системы. Мышление у таких подростков конкретное, образное, ситуативное. Объем внимания ограниченный, концентрация слабая. Речь их аграмматична, логопатична, словарный запас беден. Волевая деятельность инертна, безынициативна, со слабой мотивировкой действия.

Подросток, больной эпилепсией, страдает крайней истощаемостью (от припадков), постоянным напряжением и т. д. Характер отличается вялостью, эгоцентризмом, агрессивностью, жестокостью к слабым и др. В психике таких подростков отмечаются психореактивные изменения, выражающиеся проявлениями эгоизма, аутизма, страхами, комплексами неполноценности. Наблюдаются также изменения в речи (растянутое произношение слов и др.), медленные мыслительные связи, деградация интеллекта и др. Внимание подростка направлено только на себя, зачастую на вопросы он отвечает заученными стереотипными фразами. Подростки с эпилептической деградацией психики тяжело поддаются реабилитации. Подросток, больной шизофренией (шизофрения – психоз, характеризующейся изменениями всех сфер психической жизни), страдает расстройством мышления и эмоциональной жизни. Мышление таких подростков характеризуется «разорванностью», например, ответ больного не соответствует заданному вопросу. Мысль шизофреника течет с подчеркнутыми персеверациями (повторениями) фраз или одного и того же слова (вербигерация), с бесплодными рассуждениями (резонерство).

Центральное место в шизофрении занимают эмоциональные изменения, в связи с чем у больных наблюдается оторванность их от семьи. Подростки замкнуты, эмоционально холодны, реакции их неадекватны. Они обычно ведут бессмысленные споры, в их доводах видна несвязность, они отчуждаются от окружающих. Это простая форма шизофрении. Болезнь может протекать прогрессирующе или приступообразно с ремиссиями (затихание болезни). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности больного. В стадии обострения больному необходимо находиться на лечебном режиме. Такие подростки, как правило, в детстве проявляли аутизм как симптом шизофрении (не стремились наладить эмоциональную, действенную и словесную связь с окружающими их людьми). Для таких подростков характерны спонтанные выступления в виде констатации без всякой связи с данной ситуацией. Говорят манерно, отрывисто (или напевно), говорят о себе во втором или третьем лице (нередко что-то шепчут). Взгляд их блуждает. Разговаривая сами с собой, они используют при этом элементы патологической фантазии. Неловки в движениях. В их психике наступают изменения побуждений и влечений. У подростка, больного неврозом, выраженное нарушение основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Невроз возникает из-за сложных взаимоотношений между личностью и средой. У подростка возникают невротические реакции, бессонница, потеря аппетита, вегетативные проявления, головные боли, чрезмерная раздражимость и аффективная настроенность. В связи с чем такие подростки отличаются быстро наступающим истощением нервной системы. У них наблюдаются нарушения внимания и трудоспособности, они чувствительны, слабоинициативны, неуверенны в себе, гиперактивны. Движения – неловкие, эмоции – астеничные. Манерность, эгоцентричность, напыщенность, изменение настроения очень быстрое и неожиданное, в действиях и поступках – ритуалы. Патологические реакции истерического типа почти всегда возникают в связи с конфликтной ситуацией. Длительно действующие психотравмы обуславливают невротическое развитие. Затяжная невротическая реакция формирует психопатические черты личности.

            Известно, что перемена обстановки и связанные с этим новые впечатления способствуют у больных подростков возникновению новых интересов, отодвигая на задний план воспоминания о негативных переживаниях. При психолого-педагогической реабилитации подростков необходимо также учитывать: индивидуальные особенности и патологические изменения у больного; основные расстройства психики, подлежащие восстановлению; положительные стороны личности; стимулирующие факторы коррекции и воспитания каждого подростка; динамическое прослеживание состояния психических процессов; длительное проведение реабилитационных упражнений, трудотерапию, игротерапию, индивидуальную и групповую психотерапию. Характерно, что учебные занятия также направляют, развивают и корригируют процессы мышления, внимания, канализируют поведенческие реакции.

В ходе психолого-педагогической реабилитации больных подростков оцениваются их компенсаторные возможности, требуется длительный срок для преодоления их патологических стереотипов и отношений. Все коррекционные работы желательно выстраивать с постепенным увеличением требований к больным подросткам. Чрезмерная похвала разжигает амбиции и ведет к неадекватной оценке подростком своих возможностей. Психотерапевтические беседы, смена обстановки, доверительные отношения с психологом создают уверенность подростков в том, что у них есть свои собственные силы и возможности для преодоления затрудненных приспособительных реакций, неуверенности в себе и т. д. Дневное пребывание больных подростков на коррекционных занятиях определяется и дозируется в зависимости от тяжести и формы заболевания. Занятия, ритм и характер деятельности педагоги видоизменяют под влиянием колебаний внимания своих подопечных. Психологи направленно применяют рациональную психотерапию в беседах с подростками.

            Хотелось бы отдельно выделить подростков с психопатическими проявлениями. Одни подростки повышенно возбудимы, аффективны. У них наблюдаются аффективные срывы. Другие – ранимы, обидчивы; третьи – эмоционально холодны, самолюбивы, не проявляют привязанностей к родным и близком. Психопатия – это болезненное развитие характера с неравномерностью отдельных психических функций и сфер. Такие подростки имеют полноценное умственное развитие, но у них наблюдаются своеобразные изменения эмоций и воли. Подросток с истерической психопатией, как правило, проявляет эгоцентризм, эмоциональную лабильность, инфантильность. У него наблюдается склонность к псевдологофантастической лжи – желание путем обмана представить себя в благоприятном свете. Такие подростки конфликтуют со сверстниками. К данным больным необходимо предъявлять конкретные требования и возлагать на них обязанности, опираясь на их положительные проявления и дарования (музыка, рисование и т.д.). Деструктивные отношения с ними ухудшают состояние больного и усиливают в нем отрицательные черты – лживость, подчеркивание своего превосходства, отсутствие привязанности к родным.

Трудовая деятельность и индивидуальная психотерапия – основа реабилитации подростков с патологическими психопатическими проявлениями. Разумеется, психолого-педагогическая реабилитация больных детей имеет комплексный характер и включает медицинские, психологические и педагогические приемы исследования и формы лечения. Как показал ряд исследований многих ученых, восстановление нарушений у больных подростков происходит медленно и постепенно, путем упорного, продолжительного и систематического воздействия – упражнения, специальной организации жизни больных, различных тренировок и т. п.

Восстановление некоторых нарушений происходит на основе глубоких потенциальных возможностей развития и при специальных учебно-педагогических воздействиях, специальной организации жизни детей. Больные могут учиться и приспосабливаться к среде в зависимости от своих возможностей. Наши исследования показывают, что волевые процессы в период между приступами болезни у обследованных подростков весьма разнообразны: наиболее низкая в первые декады болезни в третьей декаде острая стадия значительно повышается; последние декады болезни влияют на понижение. По мере стабилизации состояния здоровья и преодоления соматических нарушений наступает улучшение и психического состояния. Именно эти проявления позволяют перейти к воспитанию воли.

Воспитание воли у больных подростков желательно осуществлять с III декады при благоприятном ходе болезни, индивидуально. После второго месяца болезни волевые процессы повышаются, однако они весьма неустойчивы, поэтому вариативные волевые тренинги следует применять очень осторожно. В последующие 3–4 месяца приемы психолого-педагогической реабилитации также применяются осторожно, несмотря на то, что подростки уже прошли курс лечения, ходят в школу, – они все еще не достигли уровня здоровых подростков. Независимо от вида заболевания подростков их можно организовывать в единые реабилитационные группы, сообразно тяжести состояния здоровья. Известно, что результаты восстановления при психолого-педагогической реабилитации будут тем выше, чем раньше она начата. Ранняя реабилитация проводится, как правило, с учетом оценки и указаний лечащего врача.

Согласно концепциям С. Л. Рубинштейна и К.Н. Корнилова о воспитании волевых качеств личности, и обучение, и реабилитация больных детей должны иметь не только развивающий, но и тренирующий характер. Поэтому предложенные нами программы по воспитанию воли наполнены упражнениями для продолжительного процесса реабилитации больных подростков, разумеется, с учетом их возможностей, психологических особенностей. Известно также: если требования превышают возможности больного, это может привести к необратимому ухудшению состояния его здоровья.

В ходе обучения и реабилитационных занятий у больных подростков на передний план выступает образное мышление, поэтому многие упражнения предлагаемых реабилитационных программ представляют собой «живое созерцание» (т. е. подросток усваивает данную информацию интеллектуальным путем; прочувствовав информацию (знание) всем своим организмом; восприняв информацию как можно полнее, испытывая при этом приятное чувство). Известно, что живое созерцание предполагает активность личности вследствие эмоциональной направленности.

В целом психолого-педагогическая реабилитация осуществляет методом наблюдения. Первое – это опосредованное наблюдение, анализ (история развития ребенка). Второе – непосредственное наблюдение за поведением и изменениями подростка. Метод наблюдения применяется и врачами, и психологами. Взаимосвязь специалистов осуществляется путем обмена информацией, причем врач сообщает, что состояние больного позволяет начать обучение и реабилитацию. Кроме того, психолог обследует больного ребенка на предмет психологического диагноза, что позволяет точнее выявить динамику восстановления подростка. Психологические показатели позволяют установить, когда и насколько больной лучше и легче может включиться в учебный и реабилитационный процессы.

В реабилитационном процессе применяются также психологические методы, помогающие постепенному восстановлению больных подростков, приспособлению их к своему психическому состоянию и изменениям психики; уравновешиванию их со средой, в которой они живут. Адаптация осуществляется в эмоциональном и интеллектуальном аспектах. Адаптация происходит легче, если больной ребенок находится в эмоциональной связи с отдельным человеком (врач, учитель, психолог). Включайте трансфер чувств, когда подросток постепенно переносит свои чувства к отдельному человеку на других людей той же среды. Если этого не произойдет, подросток замкнется в себе, и результаты реабилитационной работы с ним будут неэффективны. Учитывая, что у больных подростков возникают нарушения психической активности (снижается концентрация внимания, абстрактное мышление приобретает примитивный, образный вид, словарный запас становится бедным и др.), – реабилитационные программы «Воспитание воли» желательно выстраивать по линии компенсации и психокоррекции внимания, мышления и др. Скажем, при пониженном внимании стимулируется большая эмоциональность при абстрактном мышлении – образно-действенное. Важны продолжительность упражнений, наглядность. Наглядность включает первую сигнальную систему подопечных – тренировки в связи с этим становятся более эффективными в отношении развития и реабилитации личности.

Известно также, что у больных подростков нарушается равновесие между заболевшим организмом и окружающей средой. Научно доказано, что при заболевании наступают нарушения во взаимодействии между корой и подкоркой; в самих корковых процессах нарушается связывающая функция коры, снижается функция торможения и подвижность нервных процессов и др. В связи с чем у больных происходит истощение нервных клеток. Все это длится по-разному при разных заболеваниях; но особенно ярко и продолжительно это наблюдается при хронических заболеваниях. Вследствие длительного истощения нервных клеток под воздействием патологических импульсов организм больного (переболевшего ребенка), его нервная система надолго утрачивают обычную выносливость и работоспособность. Подросток быстро утомляется, не может долго выдерживать психическое и умственное напряжение. Физические нагрузки также для него непосильны. Поэтому реабилитационные программы для больных детей должны быть насыщены упражнениями для отдыха.

Уместно вспомнить, что и распорядок дня (режим дня) является основным элементом в комплексе реабилитационных мероприятий. Реабилитационные занятия желательно вводить после прогулки подростков во второй половине дня по 1,5 часа; после ужина – индивидуальные упражнения, музыкотерапия, арттерапия и т. п. Режим дня для больных утверждается врачом. Реабилитационная программа осуществляется в кабинете психологической помощи, где находится психодиагностическая аппаратура и комната психологической разгрузки с соответствующим оборудованием: музыкотерапия, цветотерапия и др.

            Психолого-педагогическая реабилитация больных подростков стала нераздельной частью лечения и восстановления всего организма ребенка в целом. Сегодня во многих лечебных детских учреждениях проводится систематическая учебно-воспитательная работа. Одним из основных признаков здоровья является адекватная реакция ребенка на воздействия окружающей среды. Установлено, что изменения в психике и поведении больного ребенка (с соматическим хроническим заболеванием) весьма сложны и связь их с самим заболеванием до конца не выяснена. При улучшении состояния ребенка, когда процесс болезни купирован, не всегда наступает соответствующее изменение в его психике и поведении.

 Известно, что одним из психолого-педагогических воздействий на больного ребенка является распорядок (режим) дня; проведение адекватных занятий и игр; чуткое отношение к больному; снятие деструктивных влияний и т. п. Если больной ребенок предоставлен самому себе, он непременно будет тосковать, плакать, даже заниматься тем, что вредит его лечению (курение и пр.). Все реабилитационные занятия и игры, как правило, адекватны возможностям больного. При проведении занятий специалисты (педагоги и психологи) стараются не утомлять больного ребенка, внося разнообразие в игры и занятия, избегают длительной сосредоточенности больного, эмоциональной перегрузки (дозированные игры). Важны здесь и такие методы психотерапии, как игротерапия, музыкотерапия, релаксация, так как они поднимают жизненный тонус больного ребенка.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (14.03.2017)
Просмотров: 22 | Теги: реабилитация подростк, релаксотерапия для п, Инклюзивное образование, психологические тренинги с подростк, инклюзивное обучение, психотерапия подростк | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования