ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Понедельник, 23.10.2017, 20:09
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ [39]
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ. ОТ 5 ДО 14 ЛЕТ [22]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Развитие волевых качеств у подростков с особенностями развития

Роль специального обучения и воспитания слепоглухих детей огромна. Без педагогического воздействия такой ребенок обречен на одиночество и полуживотное существование. При слепоглухоте основным и почти единственным каналом, через который ребенок устанавливает связь с внешним миром, является осязание. Однако совершенствовать свое осязание слепоглухой ребенок не может, так как без специального обучения он остается на очень низком уровне развития.

Полная или значительная потеря зрения и слуха приводят к возникновению дополнительных вторичных дефектов, что в свою очередь приводит к тяжелой аномалии развития в целом. Но несмотря на это, слепоглухие поддаются воспитанию и обучаемы, способны развивать различные формы коммуникации, обрабатывать получаемые сенсорные восприятия, социализироваться, хотя для этого они используют особые индивидуальные пути понимания. Самыми серьезными являются речевые и языковые расстройства и трудности языковой коммуникации. Особенно трудно овладеть речью детям, ставшим глухими и слепыми до овладения речью, так что даже родители затрудняются идентифицировать сигналы, которые подает их ребенок, что ведет к ослаблению его социальных контактов.

            В целом обучение и воспитание слепоглухого включает как обязательные следующие пункты:

            1) преодоление изоляции;

            2) развитие моторики;

            3) развитие восприимчивости;

            4) овладение общим представлением о теле;

            5) исследование окружающей среды и установление контактов;

            6) развитие способностей к коммуникации;

            7) развитие творчества;

            8) пробуждение и поддержание желания и готовности учиться.

Чем раньше начато специальное обучение слепоглухого ребенка, тем легче и естественнее воспринимается и усваивается программный материал. Если же обучение слепоглухого ребенка начинается в подростковом возрасте, т. е. тогда, когда по всем психологическим критериям благоприятные для успешного обучения сроки прошли, то процесс обучения имеет свои сложности и некоторые особенности.

Именно об обучении, начавшемся в подростковом возрасте, хотелось бы рассказать. Алеша поступил в детский дом 4 января 1995 г. в возрасте 13 лет со следующим диагнозом: внутриутробное поражение ЦНС, ДЦП, гидроцефальный синдром, слепота (острота зрения – 0), двусторонняя нейросенсорная тугоухость. Алеша – ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой выкидыша.

Мальчик родился в состоянии внутриутробной гипоксии, гипоксической энцефалопатии, внутриутробного инфицирования. На первом году жизни отставал в психомоторном развитии. В 1 год 4 мес. диагностирован ДЦП. В 1982 г. перенес обострение врожденного увеита на левом глазу. В 3 года обнаружено снижение слуха. В 1994 г. выявлена внутричерепная гипертензия. Мальчик с 6 до 7 лет обучался в школе глухих г. Волгограда, откуда был отчислен за неуспеваемость. К моменту поступления в детский дом простейшие навыки самообслуживания у мальчика были уже сформированы дома. Он умел одеваться и раздеваться. Пользовался расческой, по назначению использовал столовые приборы, ел крайне небрежно, часто пачкал одежду.

Поскольку родители не ответили на интересующие нас вопросы, мы можем лишь догадываться о том, как мальчик воспитывался дома. Основными средствами общения Алеши в семье были, видимо, натуральная демонстрация действия, жесты, понятные только членам семьи и немногочисленные устные инструкции. По приезде в детский дом Алеша не демонстрировал никаких жестов самостоятельно. Общаться с мальчиком на первом этапе педагоги пытались с помощью натурального показа, жестов и устных инструкций, но так как пользоваться своими остатками слуха и слуховым аппаратом он еще не умел и его слуховое внимание было неразвито, их количество было незначительно.

Лишь после многократного повторения натурального показа, жестов и устных инструкций всегда в одной и той же последовательности и в определенной ситуации мальчик начал из речевого потока выделять и понимать нужные слова и фразы. Будучи по характеру очень ласковым и общительным, Алеша старался ближе познакомиться с детьми, вступить с ними в контакт, но не всегда это заканчивалось мирно. Не имея опыта общения с детьми, он пытался «осматривать» игрушки других детей и забирать их себе, что вызывало гневные вспышки товарищей и драки. Алеша любил играть с машиной, раскатывая ее вперед и назад, любил работать с конструктором, нанизывая одну деталь на другую.

Первое время он мог сидеть под столом, изображая собаку, «хватал» всех за ноги и произносил звукоподражания, подобные собачьему лаю. Проявляя упрямство и нежелание заниматься, Алеша выходил из-за стола, брал палку и прыгал по коридору, открывая двери других классов, мешая заниматься. Или садился на пол, и сердитый, сидел тихо и долго, до тех пор, пока у него не возникло желания заниматься. Несмотря на позднее начало обучения, мальчик не казался таким «полурастением-полуживотным», каким, по определению И.А. Соколянского, часто бывает слепоглухой без специального воспитания и обучения. Видимо, родители отнеслись к заболеванию сына разумно, с пониманием, пытаясь по возможности как-то помочь ему сформировать отдельные образы окружающего мира и индивидуальную систему общения.

 Обучение мальчика было направленно, во-первых, на интенсивные тренировки остаточных чувств, прежде всего слуха, тактильных и температурных ощущений, во-вторых, на установление подходящих коммуникативных систем всех видов: знаковой системы (предметов, таблиц-символов, жестов, устно-дактильного общения, письма по Брайлю), лепки, в-третьих, на развитие социального поведения мальчика, и в-четвертых, на привитие трудовых навыков.

Остатки слуха и способность к лепке были той основой, на которой строилось обучение мальчика. Алеше выдали слуховой аппарат, который он носил с большим желанием и очень сердился, когда аппарат вдруг ломался, не желая учиться без него. К концу пятого месяца обучения он четко реагировал на речевые и неречевые раздражители, выполнял простые инструкции: положи, убери, дай, возьми, положи, вытри. Весь учебный материал давался мальчику обязательно в устной форме, как в слуховом аппарате, так и на голое ухо. На данный момент Алеша хорошо различает слова, изучаемые на предметных уроках, выполняет инструкции и поручения, связанные как с учебной деятельностью, так и с выполнением режимных моментов. Например: «Алеша, мой руки. Иди в столовую. Дай мяч. Возьми тетрадь» и т. д.

Установление коммуникативных систем начиналось с ориентировки мальчика в окружающих его предметах, с которыми он сталкивался ежедневно, которые важны для него, влияют на его поведение. Сначала он мог ориентироваться только в контексте обыденной ситуации. Вначале Алеша освоил следующие темы: еда каши, питье чая, игра в мяч, мытье рук. Потом осваивались ситуации с действующим лицом: Алеша ест. Люда пьет. Андрей играет… Давались и характеристики предметов: большой мяч – маленький мяч. Через пять месяцев после начала обучения Алеша знал назначение предметов по темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», соотносил данные предметы с рельефными картинками. Наряду с этим Алеша обучался и жестовой речи как одному из основных специфических средств коммуникации. За первые полгода мальчик освоил 10 жестов: «хорошо, плохо, учиться, играть, маленький, большой, ест, спит, пьет, болеет». В последующие полгода мы старались расширить жестовый словарь мальчика. В основном это были жесты, обозначающие предметы, с которыми он встречался в повседневной жизни.

К данному моменту в пассивном жестовом словаре мальчика 40 слов, в активном – 25. Большого разрыва во времени между пониманием жестов и их активном использовании при общении не наблюдалось, как это происходит у детей, начавших свое обучение в раннем возрасте. Период пассивного восприятия жестов протекал недолго, около 4 недель. Алеша быстро и активно стал воспринимать жесты педагогов и старался запомнить и употреблять их. Развитие жестовой речи расширило возможности мальчика выразить свои представления о конкретной действительности, окружавшей ребенка скульптурно, т. е. в лепке. Мы учили мальчика лепить все то, что он был в состоянии «осмотреть» руками и что соответствовало его нуждам и интересам. Алеша занимался лепкой с удовольствием, очень серьезно и сосредоточенно, с исключительной точностью мог изобразить в пластилине тот предмет, который лепил, хотя техника лепки была слаба.

В этот период благодаря накоплению и активизации жесткого словаря, накоплению образов предметов, переданных в лепке, стало возможным формирование начальных элементов словесной речи в форме дактильных слов-знаков, обозначающих конкретные предметы, играющие в жизни ребенка важную роль. У мальчика появилась потребность обозначения всего того, что его окружает, т. е. потребность в речи. Исходя из этого, мы еще до системного усвоения Алешей дактильного алфавита стали переключать его надактильные слова-знаки. Дактильный словарь каждой учебной четверти был связан с темами предметных уроков: поручениями, инструкциями, даваемыми во время выполнения разных режимных моментов, с ведением календаря, всего к данному моменту в активном словаре Алеши 15 слов, в пассивном – 30.

Новая для нас работа с календарем оказалась очень полезной и нужной для Алеши. Сначала мальчик просто обследовал пальцами титульный лист календаря, мало что понимая, кроме рельефных рисунков снежинок и елки. Потом выучил дактильное слово «елка». Слово «утро» и «календарь» воспринимал глобально, позже читал сам и дактилировал все знакомые буквы, кроме Ь и Н. Вопросы «Что Алеша будет делать?» и «Что Алеша делал?» прочитывал глобально, переводя на язык жестов. Через 1,5 месяца слова «будет», «Алеша», «что» читал дактильно. Для указания вида деятельности (чтения, письма, счета, лепки, произношения) мальчику предлагались соответствующие рельефные картинки. Через 3 недели Алеша сам находил нужную картинку и помогал ее наклеивать. Сейчас вместо рельефной картинки, обозначающей слова «читать – читал», «писать – писал», «лепить – лепил» предлагаются таблички с соответствующими словами. Мальчик считывает их и все, написанное на листе календаря, побуквенно. Таким образом, работа с календарем научила Алешу не только планировать свою деятельность в течение дня, но и помогла успешно освоить новые грамматические формы (настоящее и будущее время глаголов), новую лексику. Многократное повторение материала при работе с календарем позволило достаточно быстро заменить рельефные картинки соответствующими словами.

Подготовительная работа по обучению Алеши чтению и письму по Брайлю началась еще в прошлом году. Мы ее продолжили. Такие виды работ, как группировка мелких предметов и рельефных картинок, раскладывание круп, нанизывание бус, лепка по образцу, работа с мозаикой и пуговицами, были освоены сразу же, и мы перешли к работе с брайлевской колодкой, к написанию брайлевских букв, группировке брайлевских полосок, к письму отдельных слов и коротких фраз. Сначала Алеше была предложена для различения и группировки пара букв А и Л. Буква А, как наиболее простая, состоящая в брайлевском шеститочии из одной точки, и Л, в противоположность состоящая из трех точек. Далее буквы Ю, Ш, Б и Р. Мальчик затруднялся группировать брайлевские полоски и отдельные буквы (А – Л, Ю – Ш, Б – Р), через месяц занятий он мог уже их различать и написать.

Среди любимых игрушек Алеши была юла, поэтому слово «юла» стало первым из написанных мальчиком. Так постепенно он усвоил 10 букв, научился читать и писать по памяти слова: юла, Алеша, Люфа, лук, каша, папа, дай, а по образцу: шапка, шарф, шкаф, кофе, паста, палка, дом; фразы: Алеша, дай шапку; Алеша, дай шарф, дай палку. Короткие слова, изучаемые по темам на предметных уроках, хорошо составляет из букв разрезной азбуки, в длинных делает замены и перестановки. Работало обучению произношению проходила с некоторыми трудностями. Если голосовые и дыхательные упражнения Алеша делает уже увереннее и точнее, то артикуляционные – очень приближенно, с большим напряжением. Алеша правильно произносит звуки: а, о, у, и, п, м, ф, н; слоги: на, па, ма, ва, фа. Слова: папа, мама произносит скандированно. Мы думаем, что когда дактильная речь будет сформирована, а письмо и чтение по Брайлю будет усвоено, то при поддержке значительных остатков слуха формирование устной звуковой речи будет идти быстрыми темпами.

Наряду с задачей установления подходящих коммуникативных систем решалась и задача по развитию социального поведения мальчика. Если в начале учебной деятельности Алеша с трудом находил контакты с детьми, не всегда умел организовать себя на уроке (о чем говорилось выше), то через полгода занятий отношения с детьми стали уравновешенными, дружелюбными. Алеша перестал вырывать игрушки у детей, проявлять агрессивность по отношению к другим детям, стал менее капризным и упрямым. На уроках он ведет себя спокойно, разумно, учится с большим желанием, сильно радуется, когда хвалят за хорошее поведение или учебу. Работа по развитию навыков самообслуживания, начатая ранее, была нами продолжена. Те навыки самообслуживания, которые были еще слабо выработаны, доводились до автоматизма. Это уборка кровати, умение аккуратно умыться, почистить зубы, одеться, умение правильно употреблять пищу и опрятно есть. Новым было научить различать в одежде лицо и изнанку, заднюю и переднюю ее части, в обуви – правый и левый ботинки, тапки, сапоги и научить правильно надевать их. Овладение данными навыками происходило непосредственно в процессе различных режимных моментов. Если ранее сформированные навыки уже окончательно автоматизировались, то новые еще до сих пор вызывают трудности. Учитывая возраст мальчика (а ему уже 14 лет), его желание и возможность трудиться, особенно актуальной становится задача по привитию ему трудовых навыков и развитию воли. В этом направлении сделано немного. Кроме бытового повседневного труда по самообслуживанию, по уборке класса Алеша занимается в гончарной мастерской и делает там определенные успехи. Но этого мало – необходимо расширить круг занятий Алеши, где использовались бы его руки. Ведь чем больше они будут уметь, тем понятнее и ближе станет для него окружающий мир.

Анализируя все вышеизложенное, приходим к следующим выводам:

1. Главная особенность обучения поздно начавшего обучаться слепоглухого ребенка в том, что первоочередной из обязательных дисциплин является установление подходящих коммуникативных систем. Без контакта педагога и ученика, без их взаимопонимания невозможно заставить последнего познавать что-либо в окружающем мире, так как он уже достаточно взрослый человек.

2. Необходимо отметить, что пропедевтический период в подготовке и овладении Брайлем гораздо короче, чем у детей младшего возраста.

3. Также значительно короче период от усвоения пассивного словаря до активного его употребления.

4. Важным условием успешного обучения слепоглухого подростка является формирование трудовых навыков, расширение видов трудовой деятельности, соответствующих его возрасту и интересам.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (14.03.2017)
Просмотров: 55 | Теги: реабилитация подростк, релаксотерапия для п, Инклюзивное образование, психологические тренинги с подростк, инклюзивное обучение, психотерапия подростк | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования