ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Понедельник, 01.05.2017, 01:40
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ [39]
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ. ОТ 5 ДО 14 ЛЕТ [22]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Особенности ораторского искусства педагога-психолога
Ораторские навыки воспитателя показывают как положительные, так и отрицательные лингвистические свойства личности. Скажем, положительные свойства проявляются в общительности оратора, когда он демонстрирует избирательное отношение к людям, такт, интеллект.

Красноречие – это гармоничное единство мысли и слова, лаконизм языковых средств, убедительность речи. Отрицательным свойством может быть замкнутость воспитателя (когда он не делится своими мыслями и чувствами). Болтливость же воспитателя (учителя, психолога) – неудержимое желание говорить – является демонстрацией поверхности ума, низкого развития волевых качеств, неразборчивости в общении. Психологическая наука выделяет 3 стиля речи:

            1-й стиль – неорганизованная разговорная речь (неточные слова и выражения, множество междометий и сорных слов);

            2-й стиль – образно-эмоциональная речь (чистота языка, образность и точность речи, отсутствие научной терминологии);

            3-й стиль – научно-деловая речь (сухость, скупость образных средств, обилие научных терминов).

            Интересно, что слушатель всегда вкладывает свой смысл, свое содержание в информацию оратора. Еще Л.Н. Толстой писал, что самое трудное – написать так, чтобы тебя поняли так, как ты сам понимаешь. Слушая чужую речь, мы понимаем ее на 70 %. Наша речь характеризует нашу личность. Когда мы говорим, мы себя оголяем. Известно, что деловую речь воспринимать трудно, темпераментную – легко. Личность выражается вся целиком в интонации. Интересно также, что некоторые недостатки нашей речи составляют ее самобытность (любимые словечки и пр.).

            К недостаткам речи относятся следующие:

            • большие паузы между словами;

            • небрежность артикулирования;

            • замедленность темпа;

            • проглатывание окончаний;

            • гнусавость;

            • очень быстрая речь;

            • дзеканье (вместо д – з);

            • шепелявость;

            • акцентно-логические (приговор, выговора);

            • недостатки орфоэпии (оканье или аканье);

            • сорные слов (слова-паразиты: самое, вообще, эва, блин, можно сказать);

            • лжетропы (метафоры, эпитеты: «разинулауши», «редиска», «ни грамма не спал», «кретин»; «закадрить»);

            • какалогия (искажение значения слов) и др.

            О логике

            Логика обладает определенной силой воздействия на слушателей и читателей. Логика выступления влияет на упорядоченность знаний слушателей. Оратору следует помнить, что тема выступления должна быть либо понятием, либо связью понятий, например: «Повышение цен и настроение народа»; тема выступления также может быть утверждением-тезисом. Итак, в задачу оратора входит:

            • раскрыть объем и содержание понятий;

            • доказать тот или иной тезис, то или иное положение.

            Мышление – это движение понятия.

            Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

            Структура понятия

            1. Предмет мысли.

            2. Содержание (набор сущностных признаков предмета мысли).

            3. Объем (круг предмета мысли, отраженных понятий).

            4. Форма (группа слов или отдельное слово). Виды понятийно предмету мысли:

            1) конкретные (предмет мысли нечто самостоятельное, целое: дерево, мысль);

            2) абстрактные (отражение отдельного свойства разнородных предметов как что-то самостоятельное: бег, высота, белизна, смелость). По содержанию:

            1) разделительные (содержание понятий, которые относятся к предмету мысли в отдельности: дерево;

            2) собирательные (признаки предмета мысли относятся к совокупности предметов).

            По социальным ролям человека:

            1) соотносительные (два понятия образуют одно целое: муж и жена; ученик-учитель);

            2) бессоотносительные (вода и рыба).

            Каковые условия психологического контакта со слушателями?

            Контакт есть средство диадического взаимодействия личности оратора с личностью каждого слушателя. В этом взаимодействии выступает личностный фактор в устном выступлении. Личность оратора реализует нравственную позицию автора.

            Что составляет значимость личности оратора для слушателя?

            Авторитетность: компетентный, идейно-убежденный человек, честный, принципиальный, искренний.

            Привлекательность: добрый, отзывчивый, приветливый, внимательный, близкий слушателям по опыту и ценностным ориентациям.

            Психологические аспекты личности оратора

            Всякий оратор играет роль и желает подать себя с лучшей стороны. И в то же время оратору необходимо быть искренним, т. е. быть самим собой. В ораторском искусстве обычно делается акцент на субъекта.

            1. Тонкое понимание смысла позиции.

            2. Поиск первичного контакта (найти общее, что объединяет со слушателями).

            3. Раскрытие незамеченных слушателями ценностей в позиции оратора.

            4. Развенчание мнимых ценностей.

            5. Показ преимуществ новых позиций.

            6. Социально-психологическая терапия в отношении отрицательных позиций.

            Кроме того, оратору нужно вовлечь слушателей в процесс общения, добиться эмпатии. Оратор охватывает всю аудиторию, всех слушателей; владеет чутьем аудитории, степенью различия позиций.

            Как осуществлять контакт с аудиторией?

            Оратор обычно смотрит в глаза одному из слушателей, желательно выбирать 2–3 человек, которые сочувствуют оратору, что является для него опорой.

            Организация внимания

            1. Завоевать внимание слушателей.

            2. Удержать внимание до конца речи.

            3. Краткость речи.

            4. Быстрое движение речи.

            5. Возбуждение внимания – прямое обращение, пауза, употребление вводных предложений, риторические фигуры и др.

            Оратор применяет выразительные средства для активизирования воли слушателей:

            1. Интонационно-мимические средства.

            2. Языковые средства (афоризмы, призывы и т. д.).

            3. Содержательно-подтекстовые.

            «Ораторский поясок».

            Можно выступать два часа и оставить ощущение незавершенности, можно говорить две минуты, но с эффектом завершенности.

            Как это делается? Оратор с самого начала выделяет главную мысль и заканчивает свою речь этой главной мыслью. Речь обычно имеет зачин, развитие, кульминацию и концовку. Известно, что волевым актом является борьба мотивов, поэтому средством воздействия на волю слушателей может быть обогащение ораторским искусством их нравственного мышления, усиление или ослабление мотивов, создание новых мотивов и т. д. Чисто внешне оратор активизирует волю слушателей следующим образом: взгляд то на одну, то на другую группу; пауза; подчеркивание важных слов интонационно и т. д. Значимы здесь и приемы занимательной науки; необыкновенные явления; обыгрывание необычных явлений, например: «Силы тяготения, что это? Друг или враг? Что было бы, если бы земля остановилась? Что было бы, если бы мы были лишены памяти?»

            Помимо приемов занимательности важным фактором является и новизна (30 % нового материала при 70 % старого); значимы также импровизация и владение фактами.

            Назначение фактов:

            1. Информирующая функция (сообщение о чем-то, осведомленность).

            2. Иллюстративная функция (факт или тезис отрицания чего-либо).

            3. Разъясняющая функция.

            4. Аргументирующая функция.

            5. Маркировочная функция (факт как частица достоверности чего-либо).

            При использовании цифр в своем выступлении оратору необходимо учитывать, что цифры трудно воспринимаются на слух, поэтому их должно быть ограниченное количество (оптимально 20 групп цифр в одном сообщении). Подавать цифры нужно удобно для восприятия:

            • округление (без малого 2 млн, около 2 млн с гаком и т. д.);

            • употребление цифры в порядковой форме («проживает каждый четвертый; каждый второй из пяти и т. д.»);

            • введение величины при помощи арифметических действий;

            • иллюстрирование цифровых данных средствами наглядного изображения (таблицы, графики и т. д.);

            • обыгрывание числа наглядными сравнениями;

            • метафоризация цифр;

            • внешнее занимательное описание числа («Пятерка – это пятерка с двенадцатью нулями» и т. д.)

            Понятие правды

            Правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Правда включает в себя единство общего и отдельного, случайного, единство абстрактного и конкретного, единство рационального и эмоционального. Грань правды – мера. Без чувства меры погибает искусство оратора и кончается красота слова. Ораторский такт связан с чувством меры оратора. Оружием правды служит сюжетный пример. Пример – это не только правдивое изложение факта, ситуации. Пример должен быть остросюжетным, чтобы было столкновение каких-то страстей, интрига.

            Требования к примеру:

            • типичность, злободневность, своевременность;

            • достоверность (ненадуманный, правдоподобный, жизненный);

            • новизна (новый вариант того, что известно слушателям);

            • адресованность (чувствовать настроение);

            • доступность примера (легко слушается);

            • уместность;

            • меткость;

            • лаконизм;

            • образность;

            • действенность.

            Пример должен быть из жизни, драматизацией вызывается сильное чувство. Содержание примера – правдивое, эмоционально окрашенное.

            Пример наполняется сюжетным фоном, подтекстом. Анонимность примера – такт оратора.

            В наших сообщениях основная масса информации не произносится, но о ней можно догадаться, например: «Он вел себя необычно – читал ночью». Здесь убирается: «Обычно ночью люди спят». Все избитое убирается – это лакуны (пропуски, скважины). Чем талантливее текст, тем больше лакун. Смысл текста не имеет своих носителей, смыслы фраз вливаются в единый общий смысл выступления – это концепт.

            Процесс восприятия смысла:

            • социальные установки (познавательное значение, эмоциональное отношение, поведенческий компонент);

            • ценностные ориентации (смысловая позиция);

            • подтексты.

            В подтексте – глубина человеческой психики, все ее богатство. Ораторы – разные люди, у них разная глубина подтекста. Существует четыре вида подтекста: открытый, отклоняющийся, расходящийся, закрытый. При открытом подтексте человек говорит то, что сам думает и чувствует. При отклоняющемся подтексте – говорит не то, что сам думает и чувствует (метафора, сравнение – художественная сфера языка). Расходящийся подтекст – говорит прямо противоположному тому, что думает и чувствует. Закрытый подтекст – между текстом и подтекстом связь не очевидна. Ораторское искусство педагога-психолога можно назвать богатым, если в речи специалиста преобладает моральный, объективно-субъективный смысл речи; регулятивная направленность смысла (смысл может приниматься или отвергаться). Кроме того, педагогу-психологу нужно помнить, что искусство полемики требует:

            • предельно точного адресата;

            • повышенной эмоциональности;

            • импровизации;

            • четкого определения предмета спора;

            • уточнения позиций сторон;

            • опоры на логику;

            • опоры на факты;

            • весомости доводов;

            • умения слушать оппонента;

            • юмора;

            • аргументированности (аргументы не перечисляются, а взвешиваются);

            • самообладания.

            В работе педагога-психолога непозволительны следующие приемы:

            • ссылки на авторитеты (как признание отсутствия своей мысли);

            • отрицание всяких авторитетов;

            • апломб, безапелляционность суждений, звонкость пустых фраз;

            • спекуляция образованием, возрастом, положением;

            • ставка на ложный стыд оппонента (что он не знает каких-то ученых);

            • ложные комплименты противной стороне (Вы, как умный человек не станете отрицать…);

            • взывание к силе;

            • намеки на какие-то тайные мотивы;

            • сбивание с толку.

В искусстве оратора выделяются следующие приемы:

• сопоставление оценок;

• спор с воображаемым оппонентом;

• диалогизация речи;

• создание ситуации затруднения (для слушателей);

• мысленный эксперимент и аналогии;

• ответы и возражения слушателей по ходу выступления;

• вопросы оратора к аудитории;

• анализ чужих высказываний и т. д.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (14.03.2017)
Просмотров: 20 | Теги: реабилитация подростк, релаксотерапия для п, Инклюзивное образование, психологические тренинги с подростк, инклюзивное обучение, психотерапия подростк | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования