ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Воскресенье, 25.06.2017, 20:20
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ [39]
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ. ОТ 5 ДО 14 ЛЕТ [22]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Аутогенная тренировка

Методика AT практически не имеет противопоказаний.

AT – психотоническая (повышение тонуса нервной системы и организма в целом). Психорегулирующий эффект при занятиях AT может выразиться в снятии тревоги, страхов, раздражительности, бессонницы.

Пассивные варианты AT – релаксация с произвольным расслаблением мышц и достижением эффекта самопогружения, отдых типа полудремы, во время которой организм, отдыхая, не мешает аутоинформации относительно своего душевного равновесия, хорошего настроения, бодрости и других качеств, необходимых для совершенствующейся личности, например, элементов прогрессивного мировосприятия и мировоззренческой стойкости.

Правая рука – орган действия, поэтому именное с нее и полезно начинать самовнушение. Обращаясь к своей правой руке, тренирующийся «включает» механизм внутренней речи, подготавливая организм для восприятия собственных самовнушений.

Рекомендуется упражняться 2–3 раза в день ежедневно по несколько минут.

Упражнения не должны сопровождаться напряжением, ощущением борьбы с самим собой. Формулы не должны содержать отрицания чего-либо.

Можно проводить самовнушение и с открытыми глазами. Возможны и более высокие уровни AT, связанные больше с представлением или воображением каких-то сюжетов.

Полезны совместные тренировки с разыгрыванием – моделированием «психодраматической ситуации», «ролевая психогимнастика», где используется специальный сценарий, имеющий целью отреагирования конфликта, разрешения его, адаптацию к трудности, нормализацию отношений.

Возможно в ролевой ситуации и активное выражение гнева для избавления от него в реальной обстановке.

Можно ли произвольно, сознательно, волевыми усилиями устранить чувство тревоги, напряженности, улучшить внимание, память? Да, можно! Обучаясь приемам AT (аутогенной тренировки) на индивидуальных или групповых занятиях, подросток в дальнейшем может в любое время освобождаться от последствий физического или психического перенапряжения. Овладение собственными эмоциями, тренировка памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету – это именно те качества, вырабатываемые аутогенной тренировкой, в которых нуждается каждый подросток. С помощью этого метода происходит коррекция неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей личности, например, преобладание в сложных ситуациях отрицательных эмоций и трудность их преодоления.

Один из основоположников метода самовнушения – Куэ – утверждал, что главной причиной болезней является человеческое воображение. Поэтому формулы AT, основанные на коррекции воображения, весьма значимы.

В процессе AT переключение сосредоточенного внимания на другой объект, сильное эмоциональное возбуждение или вдохновение создают, по теории А. А. Ухтомского, очаг возбуждения в коре головного мозга – доминанту, тормозящую по законам индукции другие области коры, воспринимающие чувство боли. Скажем, Гейне избавлялся от мучительной боли, сочиняя стихи.

В начале 1930-х годов Шульц предложил специальные упражнения, часть из которых была заимствована у йогов, и назвал этот метод аутогенной тренировкой. Он утверждал, что, применяя упражнения, можно достигнуть значительного мышечного расслабления и состояния общего покоя. Якобсон, тоже создавая AT, предложил название «метод прогрессивной релаксации». Под «релаксацией» он понимал состояние, противоположное мышечной активности. Релаксация восстанавливает равновесие в организме.Известно, что мышечное напряжение является соматическим компонентом эмоции страха и других отрицательных эмоций. Напряженное, «окаменевшее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «оцепенение», «нервная дрожь» и др. – все это суть выражения, показывающие напряжение мышц при отрицательных эмоциях. Расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности (расслабление мышц при улыбке и особенно смехе и т. д.). В аутогенной тренировке активная роль принадлежит самому тренирующемуся, поэтому о гипнозе и прочем не может быть и речи.

Аутогенная тренировка не может принести вреда подросткам. Несомненно, что наряду с наследственными и врожденными свойствами человеческой психики существуют свойства приобретенные, воспитанные, раскрывающиеся позже в процессе жизни человека. Человеческие способности обнаруживаются в разной степени и в разное время. Аутогенную тренировку можно рассматривать как метод перевоспитания определенных свойств личности – плохого характера, слабой воли и прочего.

Упражнениям по овладению своими чувствами и волей уделялось много внимания среди известных людей прошлого. Леонардо да Винчи, выдающийся художник и ученый, естествоиспытатель и теоретик эпохи Возрождения, утверждая, что наше познание начинается с ощущений, сознательно занимался целенаправленной тренировкой органов чувств, памяти, художественного воображения, внимания. Наставляя своих учеников, Леонардо да Винчи писал: «Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы лежа в постели в темноте повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученных… это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти». Именно переходное состояние от бодрствования ко сну и повторение воображаемых очертаний во время наступления этого фазового состояния позволяет тренировать память и воображение. Как это близко к приемам аутогенной тренировки!

Другой пример из области искусства. К.С. Станиславский, разрабатывая психофизическую технику актера, особое внимание уделял «тренингу и муштре» навыков, связанных с концентрацией внимания, эмоциональной памятью и управлением движениями. Он рассказывал, что ему удалось подметить одну общую черту, свойственную великим актерам: Ермоловой, Сальвини, Шаляпину. В момент творчества у них отсутствовало излишнее мышечное напряжение, весь физический аппарат был в полном подчинении приказам воли, а большая общая сосредоточенность отвлекала от «страшной черной дыры сценического портала».

Станиславский понял, что чувство правды на сцене, внутренняя сосредоточенность и мышечная свобода поддаются развитию путем упражнений. Начальной основой его системы и стали упражнения по напряжению и расслаблению мышц и сосредоточению внимания. К.С. Станиславский очень доходчиво показывал артистам правильность своих утверждений. Так, он предлагал артисту приподнять за ножку рояль и в этом состоянии производить в уме арифметические действия. Артист не мог решить задачу. Когда же артист освобождался от физической нагрузки и мышцы его расслаблялись, то он легко решал задачу.

Б.А. Веткин, А.Е. Кондаков и Б.С. Валуев в психологической и физической подготовке лыжников-гонщиков использовали аутогенную тренировку в модификации Роткевича.

1. Я чувствую покой, я чувствую глубокий покой, отвлекаюсь от всякой спешки. Я освобождаюсь от внутреннего напряжения, я расслабляюсь. Мне все безразлично. Мне все маловажно. Все другое – вне меня. Чувствую покой. Расслабляюсь. Все окружающее далеко и безразлично. Углубляюсь во внутреннюю тишину. Все мои мысли направлены на покой. Я совершенно спокоен. Ничто не может мне помешать. Покой и равновесие наполняют меня. Я не делаю ничего, совсем ничего – пусть все успокоится. Я предаюсь покою и расслаблению. Покой окружает меня, как мягкое просторное пальто. Покой облагораживает меня. Я совсем один со своим внутренним покоем.

2. Расслабляю мышцы правой руки. Правая рука тяжелая. Я чувствую тяжесть правой руки. Правая рука все тяжелее. Она тяжелая, как свинец. Тяжесть правой руки большая. Тяжесть правой руки огромная, не могу ее поднять.

3. Расслабляю мышцы левой руки и т. д., как в пункте 2 для правой руки.

4 и 5. То же для правой и левой ноги, но последняя фраза: «не могу ею двинуть».

6. Расслабляю мышцы живота. Мышцы живота мягкие. Расслабляю мышцы грудной клетки. Дышу свободно. Расслабляю мышцы лица. Ярко чувствую расслабление мышц лица. Лоб гладкий. Совсем ровный. Нижняя губа обвисает. Веки налились свинцом. Все тело полностью расслаблено, безвольно. Все тело тяжелое, как мешок с песком.

7. Волна тепла течет по правой руке. Доходит до пальцев кисти. Тепло обнимает правую руку. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей правой руке.

8. Волна течет по левой руке… и т. д., как в пункте 7 для правой руки.

9 и 10. То же – для правой и левой ноги.

11. Чувствую тепло, волну тепла, текущую через солнечное сплетение. Волна тепла из солнечного сплетения распространяется по животу. Живот наполнен теплом. Во всей яме живота чувствую приятное тепло. Тепло проникает из живота в грудную полость. В грудной полости чувствую приятное тепло. Грудная полость наполнена приятным теплом.

12. Чувствую тепло во всем теле. Все мое тело наполнено приятным теплом. Внутреннее тепло чувствую во всем теле. Тело такое теплое, как огонь в очень теплой ванне.

13. Мне хорошо. Чувствую себя легко и свободно. Я совсем спокоен. Сердце бьется ровно и спокойно, ровно и спокойно. Дышу непроизвольно. Лоб приятно прохладен. Чувствую приятную прохладу на лбу. Мне хорошо.

14. Чувствую: тяжесть исчезает полностью. Чувствую бодрость. Дышу глубоко. Потягиваюсь. Открываю глаза. (Если тренировка проводится перед сном, то в 13-м упражнении после слов «мне хорошо…» читается: «язасыпаю, язасыпаю». Если она проводится перед физическими занятиями, то сеанс оканчивается 14-м упражнением).

После 3–4 недель занятий (50–60 тренировок) лыжники полностью овладели методикой тренировки и могли в условиях шума заставить себя заснуть или успокоиться. Аутогенная тренировка проводилась и перед сном, и перед соревнованиями: сначала спортсмены делали обычную разминку, затем приходили на базу, ложились, укрывались и самостоятельно тренировались. За 30–40 минут до старта они успокаивались, отвлекались от назойливых мыслей и самостоятельно засыпали. За 7-б минут до старта они просыпались (как правило, самостоятельно), делали 3–4 резких движения, вставали на ноги и проводили специальную разминку. По данным Б. А. Веткина и его соавторов, аутогенная тренировка способствовала углублению отдыха и быстрому восстановлению работоспособности. Практически устранялись бессонница и предстартовая «лихорадка», обеспечивалась нервно-психическая свежесть, совершенствовались способность концентрации внимания, улучшались спортивные показатели.

Aутогенная тренировка рекомендуется всем подросткам, особенно суетливым, расторможенным (гиперактивным), заторможенным (гипоактивным), застенчивым, нерешительным. У многих нерешительных людей с недостаточно развитой волей возникают затруднения при выполнении какой-либо задачи вследствие неверия в свои силы, мнимого представления о «не могу, не справлюсь» может быть сильнее всего. У каждого из нас «могу» означает «хорошо удается», а лучше и легче всего нам удается то, что наиболее натренированно, в состоянии внутренней свободы, собранности и уверенности в себе.

Категория: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ | Добавил: tineydgers (14.03.2017)
Просмотров: 33 | Теги: реабилитация подростк, релаксотерапия для п, Инклюзивное образование, психологические тренинги с подростк, инклюзивное обучение, психотерапия подростк | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования