ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Воскресенье, 21.01.2018, 03:56
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПОДРОСТКАМ [22]
РОДИТЕЛЯМ [62]
УЧИТЕЛЯМ [71]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 30 » Психологическое занятие с подростками "ПОГОВОРИМ О ЗАСТЕНЧИВОСТИ"
20:39
Психологическое занятие с подростками "ПОГОВОРИМ О ЗАСТЕНЧИВОСТИ"
Застенчивость — это сочетание

желания понравиться и боязни неудачи.

Пьер Эдмон Бошен,
французский писатель

 

Большинство подростков переживает застенчивость как серьезную жизненную трудность. Застенчивость делает людей несчастными, неуверенными в себе, мешает находить друзей и любимых, добиваться серьезных результатов в учебе, лишает возможности развиваться и радоваться жизни.
В наше время люди, склонные к застенчивости, испытывают особый дискомфорт, так как свобода поведения, отсутствие авторитетов, активность, оригинальность — вот приоритеты сегодняшней молодежи. Обратите внимание на тематику телепередач, которые увлеченно смотрит молодежная аудитория: «Последний герой», «За стеклом», «Слабое звено», «Фабрика звезд». Застенчивый человек в такой ситуации проигрывает по определению. Герой — тот, кто беззастенчив. Те же, кто не в состоянии идти в ногу со временем, оказываются не просто «белыми воронами», а экзотическими и абсолютно неспособными к борьбе за выживание существами.
Хорошим результатом данного занятия можно считать осознание учащимися того, что:
1. Каждый человек может чувствовать себя застенчивым в той или иной ситуации. Фактически каждый когда-нибудь в ней оказывался.
2. Застенчивость — это не пожизненный приговор, это черта, с которой можно и нужно работать. Самому или, в экстренных случаях, с помощью специалистов.
3. В застенчивости есть свои положительные стороны.

Цель занятия
Ознакомление учащихся с теорией застенчивости и возможными методами ее преодоления.

РАЗМИНКА. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ...»

Ведущий. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура Радости (см. список состояний), на месте замри.
Список проигрываемых состояний: радость, гнев, страх, нежность, интерес, застенчивость, успех.
Затем все учащиеся встают в круг и застывают в позе, которая наиболее характерна для их внутреннего состояния на данный момент. Ведущий внимательно рассматривает каждого и пытается угадать, что это за состояние. Остальные помогают ему.
Ведущий. Сегодня мы будем говорить о таком весьма распространенном явлении, как застенчивость. Пожалуйста, назовите по очереди, с чем ассоциируется у вас это понятие.

Учащиеся называют свои ассоциации, например: скромность, зажим, молчание, одиночество и т.д.
Преподаватель обобщает названные ассоциации, делая акцент на положительных, отрицательных и нейтральных характеристиках. Например: скромность украшает человека, а зажим — препятствует общению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Застенчивость — понятие растяжимое, у нее очень много разновидностей. В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В.И. Даля как «охотник затеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый».
В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э. Там оно означало «легкий испуг». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние «стеснения в присутствии других людей».
И отношение к застенчивости может быть разное. Шекспир писал: «Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость наш лучший опекун» («Гамлет»). А вот братья Гонкуры считали, что «застенчивость — это только нервное явление. Все нервные люди застенчивы. Скромность тут совершенно ни при чем».
Мы знаем, что быть застенчивым — значит бояться людей. Особенно тех людей, которые по той или иной причине представляются нам особо опасными, — незнакомцев (неизвестно, чего от них ждать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении).
Состояние застенчивости (вспомните ваши «морские скульптуры») характеризуется гипертрофированной и спроецированной вовне озабоченностью собой и впечатлением, производимым на других. Один исследователь даже квалифицировал застенчивость как самую легкую форму паранойи. Застенчивым людям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются избегать оказываться у всех на виду.
Точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Считается, что больше всего застенчивость распространена среди школьников, но это не значит, что ей подвержены только дети. Значительная часть взрослого населения также страдает ею и не может избавиться от стеснительности в течение всей своей жизни. По мнению исследователей, в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели у мальчиков, вследствие того что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола более свойственно женщинам. Правда, это не означает, что женщины застенчивее мужчины. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.
Давайте сейчас проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся три добровольца, которых я попрошу ненадолго выйти за дверь.

ИГРА «ЯИЧНИЦА»

Добровольцы получают задание: входя по одному, рассказать всем присутствующим, как они готовят яичницу. Оставшиеся в классе учащиеся получают инструкцию аплодировать, когда рассказчик начнет жестикулировать.
Обычно при выполнении этого задания добровольцы чувствуют себя растерянными, когда их речь внезапно прерывается аплодисментами. Они забывают, на чем остановились, начинают повторяться, заикаться, краснеть.
Постарайтесь смягчить ситуацию, сделать так, чтобы эта игра стала для всех возможностью посмеяться и изучить свои реакции, а не поводом поиздеваться над одноклассниками.
Подводя итог, попросите добровольцев рассказать о том, что они чувствовали, какие эмоции охватывали, когда их прерывали, когда они пытались продолжить рассказ. Подчеркните, что подобные ощущения испытывают застенчивые люди в большинстве жизненных ситуаций.
Постарайтесь, чтобы добровольцы выделили то, что помогало им справляться с ситуацией, владеть собой и т.д.
Можно записать «результаты эксперимента» на доске, еще раз подчеркнув, что определяет «ситуацию застенчивости» и что помогает с ней справиться.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Застенчивость — явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности сами застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми.
Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, — вести себя тихо и ровно. Застенчивый человек живет в собственном внутреннем мире. И хотя внешне он может казаться неподвижным, в душе его бушуют чувства и сталкиваются потоки неудовлетворенных желаний.
Застенчивые люди очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно. Так, они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств. «Застенчивость — отпрыск стыда», — писал Сидней Смит, популярный американский автор множества афоризмов.
Один из самых известных исследователей застенчивости американский психолог Филип Зимбардо говорит о том, что среди застенчивых людей условно можно провести градацию на внешне и внутренне застенчивых.
Задумайтесь над приведенными ниже изречениями. Запишите номера тех, которые вам ближе.
1. Я озабочен своим стилем поведения.
2. Я постоянно стараюсь разобраться в себе.
3. Я озабочен своей манерой держаться.
4. В целом я весьма озабочен собственной персоной.
5. Меня беспокоит, как я выгляжу.
6. Я много думаю о самом себе.
7. Меня, как правило, волнует, какое впечатление я произвожу.
8. Часто я выступаю героем своих фантазий.
9. Прежде чем выйти за порог, я смотрюсь в зеркало.
10. Я часто критически настроен по отношению к себе.
11. Меня волнует мнение других обо мне.
12. У меня бывает ощущение, что я наблюдаю за собой со стороны.
13. Я часто беспокоюсь по поводу своей внешности.
14. Я чувствителен к смене моего настроения.
Итак, если преобладают четные номера, то вы относитесь к типу внутренне застенчивых, склонных к самоанализу, если нечетных — то к внешнему типу. Как вы считаете, для какого из этих двух типов людей ощущение собственной застенчивости представляет большую проблему? Почему?

Выслушав ответы учащихся, ведущий подводит итог.
Бремя застенчивости оказывается более тяжелым для внешне застенчивых. Их ощущения сказываются на поведении, а это влияет на отношение к ним других людей. К человеку приклеивается ярлык «застенчивый», что, в свою очередь, только усугубляет негативную самооценку.
Если с раннего детства человеку твердят, что он робкий, стеснительный, застенчивый, молчун, «бояка» и всякое такое, то он быстро привыкает к этому и так и относится к себе, не пытаясь решить задачу общения, не стремясь к тому, чтобы стать другим.
Внутренне застенчивые люди зачастую прекрасно скрывают свою застенчивость. Они фактически ничем не выдают своей особенности. Просто те действия, которые у активного и общительного человека получаются сами собой, от внутренне застенчивого требуют больших усилий и напряжения. Они скрывают свои чувства, маскируя их с помощью хорошо заученных навыков общения, а тех ситуаций, с которыми боятся не совладать, стараются избегать. Так, например, великолепный оратор теряет голос, если ему предложат спеть на вечеринке, блестящий балагур и острослов цепенеет, будучи приглашен на танец.

СУД ИДЕТ!

Ведущий. Теперь я прошу вас принять участие в судебном процессе. Обвиняемый — ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. Кто будет общественным обвинителем?
Выбирается общественный обвинитель или группа учащихся, которая будет выполнять функцию обвинителя.
Кто станет адвокатом ЗАСТЕНЧИВОСТИ?

Соответственно один или несколько учащихся становятся адвокатами.
Для того чтобы подготовиться к процессу, участникам дается пять минут. Свои аргументы они могут записать на бумаге, но, естественно, в процессе игры что-то может меняться, уточняться, добавляться и т.д.
Возможные обвинения.
·
Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, приобретению друзей и получению удовольствия от жизненных успехов.
· Она не дает человеку возможности выражать свое мнение и отстаивать свои права.
· Не дает другим людям шанса оценить личные достоинства ею порабощенного.
· Усугубляет чрезмерную сосредоточенность человека на себе и своем поведении.
· Мешает «потерпевшему» ясно мыслить и эффективно общаться
· Сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии.

Вероятно, ваши ученики придумают другие варианты. Ведущий может фиксировать все пункты обвинения на доске.
Контраргументы, или положительные стороны, ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
·
Застенчивых людей часто считают сдержанными, скромными, уравновешенными.
· Их манеры могут рассматриваться как утонченные, поведение — оригинальное, загадочное, таинственное.
· Застенчивость придает человеку вид самостоятельного и самоуглубленного.
· Способствует уединению и приносит радость, которую только уединение способно дать.
· Застенчивые люди не задевают других, не бывают назойливыми.
· Застенчивые люди часто бывают более разборчивыми в личных контактах.
· Застенчивость способствует осмотрительности, осторожности, дает возможность отстраниться, понаблюдать за чем-либо со стороны.
· Застенчивость может стать маской для человека, обеспечивать его анонимность, дает человеку возможность быть свободным от всяческих «должен» и «обязан».
· Над застенчивостью можно работать. Каждый человек в силах изменить себя, стоит ему только задаться такой целью.

Варианты положительных характеристик ЗАСТЕНЧИВОСТИ могут быть самыми разнообразными. Ведущий может подсказывать и обвинителям и защитникам, чтобы и у той и у другой стороны было много самых разных аргументов.
Ведущий. И наконец, вынесем приговор ЗАСТЕНЧИВОСТИ. Что вы можете предложить?

Вот один из возможных вариантов приговора:
1. Объявим бойкот ЗАСТЕНЧИВОСТИ. Поскольку «короля играет свита», мы будем поддерживать тех, кто смущен, кто не уверен в себе. Нам это несложно, а тому, на кого направлена наша помощь, порой просто жизненно необходимо.
2. Вышесказанное — это, в первую очередь, призыв к тем, кто считает себя застенчивым. Оглянитесь! Рядом всегда найдется человек еще более застенчивый, чем вы, ему труднее, он нуждается в вашей поддержке.
3. И еще один чудесный способ преодоления застенчивости — развивайте свое чувство юмора. Неловко поскользнувшись и сев в лужу (как образно выражаясь, так и буквально) при всем честном народе, можно покраснеть, разрыдаться и убежать под смешки очевидцев. А можно рассмеяться первым, «скорчить рожу», вызвать дружный хохот (и расположение!) окружающих и долго еще быть «героем дня». Симпатия окружающих обеспечена, ведь ничто так не располагает к человеку, как остроумие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ведущий. Теперь я хочу, чтобы вы прослушали и записали домашнее задание. Выполните дома следующее упражнение: подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и, назвав себя по имени, произнесите: «Я очень люблю себя, я великолепен, я красив, я особенный, я могу сделать все, что захочу, я принимаю себя таким, какой я есть, я одобряю все, что делаю. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться и идти дальше».
Если вы думаете, что провести этот тест легко, то глубоко ошибаетесь. Одной из задач этого упражнения является преодоление застенчивости. Именно она блокирует нашу способность излучать те качества, которые могут сделать нас привлекательными и достойными любви других людей.
Итак, скажите эти слова своему отражению искренне. А свои переживания, эмоции, которые вас захлестнут, постарайтесь проанализировать и записать. Это и есть ваше домашнее задание. Желающие смогут поделиться своими переживаниями на следующем уроке.
Кстати, известный американский психолог Луиза Хей пишет, что делает это упражнение всю жизнь, и сейчас, когда ей 75 лет, она чувствует себя здоровой, активной и молодой.

ИГРА «ПУТАНИЦА»

Закончить занятие лучше подвижной игрой. Все участники встают со своих мест и, закрыв глаза, идут навстречу друг другу до тех пор, пока все не собьются в плотную группу. Затем каждый участник на ощупь берет руку другого (не соседа) и все оказываются держащими друг друга за руки (свободных рук, естественно, не должно остаться). Теперь, не отпуская рук, нужно распутаться и образовать большой круг.
Дополнение: можно назначить одного из участников «руководителем распутывания». Он будет давать указания. Имеет смысл выбрать малоактивного ребенка для того, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Категория: УЧИТЕЛЯМ | Просмотров: 1436 | Добавил: tineydgers | Теги: взаимоотношения в классе, методические рекомендации, школьный психолог, психология школьника, особенности развития ребенка, психологическая атмосфера | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования