ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Понедельник, 23.04.2018, 12:21
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ПОДРОСТКАМ [22]
РОДИТЕЛЯМ [62]
УЧИТЕЛЯМ [71]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 30 » Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков
20:52
Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков
Психолого-педагогическое обоснование данного метода заключается в том, что предлагаемый способ исследования сопротивляемости наркотизации в школьной среде, являясь проективным, относительным, в то же время безопасен для ребенка, не вызывает у него тревожности, которая присутствует при анкетном методе исследования данной проблемы. Безопасность метода делает его достаточно эффективным.
Результативность методики подтверждается совпадением результатов исследования, полученных методом анкетирования и данным методом.
Литература, на которую опирался автор, представлена описаниями проективных графических методик. Это работы Е.А. Романовой «Графические методы в практической психологии», Е.И Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании», Л.Ф. Бурлачука «Исследование личности в клинической психологии». Они натолкнули меня на мысль о возможности использования проективных методик в диагностике распространенности вредных привычек среди школьников.

Тенденции к уменьшению потребления ВВЗ среди детей нет.
В 2000 году был пиковый показатель приема наркотиков, составлявший 14%. После проведения специальной работы (в частности, была прочитана лекция с эмоционально-стрессовым психотерапевтическим воздействием) с классами, где число потребителей наркотиков было максимальным, процент стал снижаться до 11 в 2001 и 2002 гг. и 7 в 2003 году. Однако в последнее время стал расти прием «легальных наркотиков», то есть табака и спиртных напитков.
Но если дети демонстрируют свое пристрастие к курению за углом школы, то тяга к наркотикам ими тщательно скрывается ввиду щепетильности темы. Поэтому изучение проблемы представляет определенные трудности. Дети понимают, что быть откровенным в данном вопросе небезопасно.
Почему? Ответ очевиден. Дети боятся учителей и родителей. Так, в нашей школе 23% учащихся испытывают школьные фобии. «А что вы будете делать с нашими анкетами?», «А вы будете сличать почерк?», «А вы расскажете нашим учителям или родителям?» — эти и подобные вопросы при проведении анкетирования не редкость. Они говорят о боязни признаться в неблаговидном поступке, коим пока считается прием наркотиков.
Для более объективного изучения необходима безопасная методика, которая все же давала бы учителю представление о степени распространенности такого явления, как наркопотребление среди школьников.
А если быть более точным — о степени сопротивляемости наркопотреблению в конкретной группе детей.

Несколько слов о методике исследования
Исследование особенностей рисунков детей по теме «Я и наркотики» проводилось в 9–11-х классах Пограничной средней школы № 1 в мае 2001 года. В исследовании принимали участие только пожелавшие этого – 79 человек. Среди них оказались как никогда не принимавшие наркотики, так и те, кому уже доводилось их принимать.
После вступительной беседы разъяснялась цель исследования: изучение распространенности вредных привычек среди школьников старших классов. Затем проводилось анкетирование.
Дети отвечали анонимно на следующие вопросы:
1. Употреблял ли ты наркотики?
2. Предлагали ли тебе попробовать наркотики?
3. Употреблял ли ты алкоголь?
4. Курил ли ты табак?
После этого на обратной стороне листа они делали рисунок на тему «Я и наркотики». Время выполнения задания не ограничено.

АНАЛИЗ АНКЕТ

При анализе анкет дети разделились на три группы по признаку отношения к потреблению наркотиков.
I группа
. Дети, которым никто никогда не предлагал попробовать наркотики, и они сами наркотики никогда не употребляли.
II группа
. Дети, которые сами наркотики никогда не употребляли, но им хотя бы раз в жизни предлагали попробовать какой-либо наркотик.
III группа
. Дети, которые сами употребляли наркотики.
Результаты анализа анкет представлены в табл. 2. Как видно из табл. 2, в тех группах, где дети часто курят табак и принимают спиртное, существует высокая вероятность употребления наркотиков (III группа). Таким детям чаще других предлагают попробовать наркотики (II группа).
Следовательно, профилактическую работу по борьбе с наркопотреблением следует начинать с профилактики курения табака и борьбы с употреблением спиртного в молодежной среде, где очень высок процент распространенности пьянства (по нашим данным — 92%).

АНАЛИЗ РИСУНКОВ

Сюжеты, детали, надписи
Изучение детских рисунков на тему «Я и наркотики», сопровождающих анонимные анкеты, выявило 11 основных сюжетов, которые можно разделить на 3 группы (я предлагаю собственную классификацию, см. табл. 3, 4, 5).

1. АКТИВНО ОТВЕРГАЮЩИЕ СЮЖЕТЫ

Изображение процесса уничтожения наркотиков.
Перечеркнутое изображение наркотиков разных видов.
Перечеркнутое изображение процесса приема наркотиков.
Изображение противопоставления своего трезвого «Я» наркоокружению.

2. ПУГАЮЩИЕ СЮЖЕТЫ

Изображение страданий от приема наркотиков.
Изображение смерти от приема наркотиков.

3. ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СЮЖЕТЫ

Изображение процессов потребления наркотиков.
Изображение процессов приготовления наркотиков.
Изображение распространения наркотиков.
Изображение наркотиков разных видов в различных формах и упаковках.
Изображение изменений «Я» вследствие приема наркотиков.

Обращают на себя внимание надписи, которые дети сделали на рисунках. Специальной установки на это они не получали. Чаще всего это были штампы такого рода: «Наркотики — это смерть», «Нет наркотикам». Но встречались и такие: «Попробовать? Да? Нет? Да. Нет. Родителей боюсь», «Купи, классная вещь. Сколько? 300$. Дорого».

Как видно из табл. 3, дети, принимавшие наркотики, делают чаще осуждающие наркотики надписи на своих рисунках и не делают надписей в пользу наркотиков.

Особенности рисунков детей различных групп
I. Проанализируем особенности детских рисунков из первой группы детей, не употреблявших наркотики и не подвергавшихся соблазну их попробовать.
Таких детей в нашем исследовании оказалось 53 человека. Из них 89% употребляли спиртные напитки, а 45% курили табак. Поэтому эту группу я не смог назвать группой здоровых детей, так как некоторые из них испытывают зависимость к ВВЗ — алкоголю и табаку. Но наркотики эта группа не употребляла. И рисунки детей из этой группы заметно отличались от рисунков других групп.
1. Прежде всего обращает на себя внимание преобладание сюжетов (62%), активно отвергающих наркотики. То есть дети чаще рисовали перечеркнутое изображение наркотиков и процесса их приема, процесс уничтожения наркотиков, изображали противопоставление своего трезвого «Я» наркоокружению. В этой группе встречались и пугающие сюжеты (13%).
2. Чаще всего в этой группе рисуется перечеркнутое изображение наркотиков разных видов и форм (36%). В нашем исследовании только в этой группе рисовали перечеркнутый процесс приема наркотиков (11%). И только в этой группе изображали смерть от приема наркотиков (13%), а также противопоставляли трезвое «Я» наркоокружению (6%).
3. Однако в этой группе есть и провоцирующие сюжеты (25%), где чаще встречается неперечеркнутое изображение наркотиков (13%) и процесс их потребления (6%). Наркотическое опьянение показано в 4% сюжетов. Только в этой группе изображается процесс распространения наркотиков (2%).
Доля провоцирующих сюжетов в этой группе в 4 раза меньше, чем в III группе (потребляющих наркотики).
4. При анализе деталей рисунка обращает на себя внимание частое изображение шприцев, игл (70%) и ампул (6%). Чаще других эти дети изображают спиртные напитки и алкогольную атрибутику (17%). Велик процент изображения сигарет и папирос (25%), что, однако, меньше чем во II и III группах.
5. Дети I группы в два раза чаще (47%) делают надписи на своих рисунках. При этом преобладают надписи, осуждающие наркотики (43%).

II. А теперь рассмотрим, чем отличаются рисунки детей, которым предлагалось попробовать наркотики, но которые подобное предложение отвергли. В нашем исследовании их оказалось 15 человек. Все они уже знакомы со спиртными напитками, а 13 человек курят. Они составляют группу риска по приему наркотиков. Можно сказать, что эти дети заражены интересом к наркотикам.
1. В их рисунках с одинаковой частотой встречаются как провоцирующие (47%), так и активно отвергающие (47%) сюжеты. Встречаются и пугающие, но они редки (7%).
2. В основном дети этой группы рисуют наркотики в разных видах и формах (66% сюжетов). При этом в половине случаев это перечеркнутое изображение. 13% детей рисуют процесс потребления наркотиков, а 13% — процесс уничтожения, то есть в сюжетах присутствует амбивалентность.
3. При анализе деталей рисунка обращает на себя внимание большой процент шприцев, игл (87%) и ампул (13%). Часто изображаются сигареты и папиросы (40%), таблетированные препараты и спиртные напитки (по 13%).
Отсутствует изображение конопли.
4. Амбивалентность, своеобразная зараженность интересом к наркотикам, психологическая готовность к оправданию их приема в этой группе детей выражается тем, что 13% из них делают надписи в пользу наркотиков.

III. Рисунки детей, потреблявших наркотики (в нашем исследовании их было 11 человек, все они курят табак и выпивают), также имеют определенные особенности. Перечислим их.
1. В этих рисунках присутствуют только провоцирующие сюжеты.
2. Чаще всего изображаются:
— наркотики разных видов без их перечеркивания, в т.ч. узнаваемое изображение травы конопли (55% сюжетов);
— процесс потребления наркотиков без перечеркивания (18% сюжетов);
— наркотическое опьянение (18% сюжетов);
— процесс приготовления наркотиков (9% сюжетов).

3. Процесс приготовления наркотиков изображается только в рисунках детей III группы. И только эти дети изображают достоверно узнаваемую траву конопли.
4. Нет перечеркивания вышеназванных процессов и наркотиков. Не изображаются страдания и мучения от приема наркотиков.
5. Дети этой группы чаще рисуют «аспирационные» пути приема наркотиков. Это связано с тем, что в нашем районе самый распространенный вид наркотика — дикорастущая конопля, которая принимается аспирационным путем, то есть путем курения. Реже рисуются шприцы и иглы.
6. На своих рисунках эти дети могут делать надписи, осуждающие наркотики, но делают это в два раза реже, чем все остальные. Они избегают делать надписи и в пользу наркотиков.

ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ
И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА

А теперь, суммируя все вышесказанное, мы можем с определенной долей вероятности утверждать, что рисунки детей на тему «Я и наркотики» имеют отличительные признаки в зависимости от того, принимал или не принимал ребенок наркотики.
Опираясь на эти признаки, мы ни в коем случае не можем ставить диагноз! Ведь даже в нашем случае вероятность того, что ребенок потребляет наркотики, изображая провоцирующий сюжет, составляет только 35%. То есть вероятность ошибки гораздо больше.
Но мы с большой вероятностью (более 90%) можем утверждать, что ребенок, изображающий активно отвергающие и пугающие сюжеты, не знаком с наркотиками.
А если говорить о группе детей, то имеет смысл рассчитывать показатель отношения суммы активно отвергающих наркотики и пугающих сюжетов к числу провоцирующих сюжетов. Это своеобразный показатель сопротивляемости наркопотреблению (СН).
В нашем случае он будет равен (40+8) : 31 = 1,5. Данному показателю соответствует 14% наркопотребителей в исследуемой группе 9–11-классников (это средний показатель для нашей школы).
Естественно, чем выше данный показатель в группе, тем более здоровые дети ее составляют. Снижение показателя меньше единицы говорит о неблагополучии и высоком риске наркопотребления в группе. Это своеобразный показатель противонаркотического иммунитета, который формируется у ребенка на психологическом уровне.
Используя его, мы можем проводить скрининг-исследования устойчивости детских коллективов к соблазну попробовать наркотики; выявлять группы риска для того, чтобы проводить целенаправленную, «точечную», индивидуальную работу по данной теме.
С помощью этой методики мы можем отслеживать эффективность нашей противонаркотической пропаганды.
Знание провоцирующих сюжетов поможет педагогам избегать их непроизвольного использования при проведении профилактических, санитарно-просветительных и образовательных мероприятий.
Проведя данное исследование, я был неприятно поражен тем, что в средствах массовой информации чаще используются провоцирующие сюжеты.

Выводы

Проведя анализ объединенных сюжетов, мы заметим, что у детей II группы, по сравнению с детьми I группы, количество пугающих сюжетов снижается почти в два раза. И почти на столько же вырастает число провоцирующих сюжетов, которые в III группе выходят на первое место.
В III группе отсутствуют пугающие и активно отвергающие сюжеты.
1. По числу активно отвергающих и пугающих сюжетов можно судить о степени готовности обследуемой группы детей противостоять соблазну наркопотребления.
2. Провоцирующие сюжеты не могут служить основанием для утверждения, что их автор потребляет наркотики, так как в 65% случаев подобные сюжеты изображают дети, которые никогда ранее наркотики не употребляли.
3. В работе по профилактике наркопотребления надо делать упор на активно отвергающие и пугающие сюжеты и ни в коем случае не использовать провоцирующие сюжеты.
4. Борьбу с наркопотреблением среди детей надо начинать с борьбы с курением, за полный отказ от приема спиртного.
5. Данная работа актуальна уже для детей 7–8 лет.

Пример

По заявке классного руководителя 9-го «А» класса мною был проведен анализ детских рисунков на вышеназванную тему. Учитель поставила перед психологом задачу выявить степень готовности детей противостоять наркопотреблению. Причем отдельно у мальчиков и у девочек. Рисунки были анонимными, на них ставился только символ пола автора рисунка.
Полученные результаты сравнивались со среднешкольными (14% учащихся 9–11-х классов нашей школы потребляют наркотики). (См. табл. 6.)
Для класса показатели оказались следующими:

1. Дети 9-го «А» класса в 1,5 раза чаще, чем в среднем по школе, изображают провоцирующие сюжеты. Это говорит о снижении психологического неприятия наркопотребления (готовность к потреблению наркотиков в 1,5 раза выше, чем в среднем по школе).
2. Низки показатели активного отвержения наркотиков (в 1,2 раза меньше среднешкольных показателей).
3. Отсутствуют пугающие сюжеты, что говорит о недостаточном знании детьми вредных, опасных последствий приема наркотиков.
4. Показатель сопротивляемости наркопотреблению (СН) оказался равен (7+0) : 10 = 0,7. Среднешкольный показатель СН = 1,5, что также говорит о психологической беззащитности детей данного класса перед наркотиками.
5. Группу риска составляют в основном мальчики.
6. В классе необходима профилактическая работа противонаркотической направленности.

Категория: УЧИТЕЛЯМ | Просмотров: 1500 | Добавил: tineydgers | Теги: взаимоотношения в классе, методические рекомендации, школьный психолог, психология школьника, особенности развития ребенка, психологическая атмосфера | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018

    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования