ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Вторник, 19.09.2017, 16:32
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ [24]
ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА [58]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА » ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

Между дружиной и армией (XVI–XVII века)
10.04.2016, 14:04
Да, армия еще не началась. До сих пор мы говорили о дружине и войске. А армия – слово иностранное, и на Русь оно придет нескоро.
Освободившись от «тьмы, пришедшей с востока», Русь оказалась лицом к лицу с западной угрозой. Несмотря на ряд военных побед, наше войско в XV–XVI веках уже сильно отставало от армий западных соседей, которые давно и с аппетитом поглядывали на богатые русские земли.
Став самостоятельным государством с сильным царем во главе, Русь, которая уже стала называться Россией, должна была подумать о создании нового, современного войска.
Первые изменения были сделаны еще при Иване III. А настоящие военные реформы провел в середине XVI века Иван IV, больше известный как Грозный. Было создано Уложение (закон) о службе. Военными делами стали заниматься сразу четыре приказа (министерства) – Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий и Оружейная палата. Они ведали набором в армию, отвечали за продовольствие и оружие. Ядро войска стало составлять дворянство – «государевы люди». Это и неудивительно – ведь многие дворяне были потомками дружинниками, которые за верность и храбрость получали земли с крестьянами. Каждый из дворян должен был привести с собой снаряженных людей со своих земель, а сам явиться на службу в полном вооружении и на коне.
Другая часть войска состояла из стрельцов, которые жили в специально отведенных для них районах (слободах) и несли постоянную службу, за которую получали жалованье. Стрельцы были, таким образом, профессиональной частью армии. В свободное время стрельцам разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Была введена единая стрелецкая форма.
Большую роль в военном деле стали играть артиллерия и порох. Это было новое, сложное дело, оно поручалось специалистам. Сначала на службу приглашали иностранцев, которые обладали специальными военными и инженерными знаниями. Увеличилось количество инженерных работ: строительство укреплений, рытье минных подкопов, литье ядер и т. д. Для них привлекались крестьяне и городские (посадские) жители. Для охраны границ использовалось казачество. Как правило, казаки были беглыми крестьянами, осевшими на окраинах России. Они были смелыми, свободолюбивыми людьми, земледельцами и в то же время – умелыми воинами. В обмен на свою вольность они служили царю, защищая границы, участвуя в военных походах и экспедициях.
Конечно, армии в современном смысле слова Иван Грозный не создал. Правильнее сказать, что это все еще было войско. Профессионалов, то есть полноценных военных специалистов, в нем было мало. Но создание и такого войска было огромным шагом вперед. Во многих отношениях оно превосходило европейские армии. Например, стрельцы были поголовно вооружены огнестрельным оружием, а европейские пехотинцы только частично. Иностранцы отмечали высокое качество русской артиллерии. Один из них подсчитал, что у Грозного в постоянной готовности стояло 2000 пушек! Причем особенно впечатляли крупные орудия, стрелявшие ядрами до 20 пудов (больше трехсот килограммов). Конечно, по нынешним меркам стреляли они неточно и недалеко. Но представьте себе психологический эффект! Мощная огненная вспышка! Грохот! Клубы дыма! (Бездымный порох изобретут еще не скоро.) Свист ядра! Лошади шарахались. Злодеи разбегались. И не так уж важно, что в цель ядро попадало редко.
Да и с первыми огнестрельными ружьями было не гладко. Много времени тратилось на перезарядку. И в горячке боя приходилось браться за старый добрый лук, саблю или топор.
Интересные заметки о русской армии и русских воинах оставил английский мореплаватель Ричард Ченслор, побывавший в Московии (так иностранцы называли Россию) в 1553–1554 годах. Он пишет: «Теперь об их способе ведения войны. На поле битвы они действуют безо всякого строя. Они с криком бегают кругом и никогда не дают сражений своим врагам, но действуют только украдкой. Но я думаю, что нет под солнцем людей столь привычных к столь суровой жизни, как русские: никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает больше чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего‑либо иного, чтобы защитить свою голову. Наибольшая их защита – это войлок, который они выставляют против ветра и непогоды, а если пойдет снег, то воин отгребет его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов, за исключением дворян. Однако такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой, и пьет воду.
Что могло бы выйти из этих людей, если бы они упражнялись и были обучены строю и искусству цивилизованных войн?
Царь не платит жалованья никому, кроме иностранцев. Подданные великого князя служат каждый на свой собственный счет; только своим стрельцам он дает некоторое жалованье на порох и снаряжение. Однако если человек имеет большие заслуги, то великий князь дает ему ферму или участок земли, за что получивший обязан быть готовым к походу с таким количеством людей, какое назначает князь».
Неизвестно, где Ченслор мог видеть русский «способ ведения войны» – на полях сражений он не был, однако устройство русского войска описано довольно верно.
Именно такое «нецивилизованное» войско позволило Ивану Грозному расширить границы России, увеличить ее территорию в 10 раз! Это войско сумело одержать ряд крупных побед. Самая большая из них – взятие Казани, которая тогда была столицей крупного ханства на Волге. Для этой войны Иван Грозный собрал огромное по тем временам войско – около 150 тысяч человек, выстроил целый город в 30 км от Казани – Свияжск. А Свияжская крепость была построена за 4 недели! Русские воины и ополченцы прорыли множество подкопов, заложили в них порох и разрушили стены Казани, которые казались неприступными. Город был покорен, и Казанское ханство перестало существовать.
Однако для войны с сильной европейской армией такое войско было еще не готово. Об этом говорит история Ливонской войны, в которой с одной стороны участвовала Россия, а с другой – Швеция, Польша и Литва. По отдельности с каждым из соперников русское войско еще могло справиться, но когда Польша и Литва объединились, начались неудачи, которые закончились заключением невыгодного для Ивана Грозного мира. Задача так и не была выполнена: Россия не получила выход к Балтийскому морю и земли на западе. Одной из причин поражения было и отсутствие флота. Грозный понимал, что военный флот необходим, и делал все, чтобы он появился. Но этому великому замыслу суждено было сбыться лишь через полтораста лет, при Петре Первом.
Какой длинный срок! Дело в том, что после смерти Ивана Грозного Россию в начале XVII века ожидали страшные потрясения, которые вошли в историю как «смутное время». Если на смену сильному правителю не придет такой же сильный, то появляется много желающих поделить оставшуюся без присмотра державу. Кто только не разорял Россию в эти годы! И русские бунтовщики, и запорожские казаки, и польские наемники. Доблестно противостояли им верные отчей земле войска под предводительством совсем юного, но очень талантливого полководца Михаила Скопина‑Шуйского. Но его постигла внезапная смерть. Кажется, некому уже защитить Святую Русь. И тогда свою роль сыграло ополчение – мирные люди, взявшие в руки оружие. Именно они под руководством Минина и Пожарского изгнали из Москвы и России бандитов и интервентов. Еще раз сработало правило: ощущение своей правоты – это главное оружие в борьбе с врагом. Одна армия может победить другую армию, но даже самая лучшая, самая обученная армия победить народ – не может.
«Смутное время» завершилось победой народа и воцарением династии Романовых. И первый же Романов – Михаил Федорович – попытался модернизировать русскую армию, то есть сделать ее более современной, способной противостоять не только степным кочевникам и разбойничьим отрядам, но и европейским армиям.

Категория: ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ | Добавил: tineydgers | Теги: патриотическое воспитани, образовательный портал, начальная военная подготовка в школ, история русской армии, к урокам НВП, становление русской армии
Просмотров: 161 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования