В категории материалов: 24 Показано материалов: 1-24 |
|
Сортировать по:
Названию

На этот вопрос можно ответить не задумываясь: «Как зачем?
Чтобы воевать». Армия в нашем представлении всегда связана с войной.
Чему учат солдат и офицеров? Воевать. Все, что мог придумать и изобрести
человек, всегда сначала приспосабливалось к войне. |
В дохристианскую эпоху русские князья совершали военные
походы. Чаще всего целью таких походов был захват добычи, попросту
говоря – грабеж. Русские летописи рассказывают, что киевский князь Олег
несколько раз ходил со своей дружиной к Царьграду. |
В конце X – начале XI века все изменилось. Киевский князь
Владимир принял христианство и распространил его на все подвластные ему
славянские племена. Возникло первое русское государство – Русская
земля. Так называли его летописцы. Историки же зовут его Киевской Русью. |
Русская земля разделялась на несколько княжеств, каждым
из которых управлял один из младших князей. Все они подчинялись старшему
– киевскому. У каждого из младших князей была своя дружина. При
необходимости они объединялись с дружиной киевского князя и под его
руководством. |
Освободившись от «тьмы, пришедшей с востока», Русь
оказалась лицом к лицу с западной угрозой. Несмотря на ряд военных
побед, наше войско в XV–XVI веках уже сильно отставало от армий западных
соседей, которые давно и с аппетитом поглядывали на богатые русские
земли. |
Савва Грудцын – герой популярной в XVII веке авантюрной
повести. Авантюрной – значит приключенческой. Действительно, Савва
переживает массу приключений. А все потому, что он «хотел жить, как ему
любо», не слушал старших, жаждал от жизни только удовольствий. |
В летописях и воинских повестях того времени часто
описывается, как князь призывает войско сражаться за землю русскую, за
веру христианскую, за честь воинскую. Короткая и энергичная речь
полководца перед походом или боем должна была пробудить патриотические
чувства. |
Мальчишки любят играть в войну, в солдатиков. Вот и
военные реформы Петра Первого начались с игры, с царской забавы. В селе
Преображенском под Москвой из местных мальчишек для юного Петра был
создан «потешный полк», позже названный Преображенским. |
«Люблю наша матушку Россию за то, что у нас всегда
где‑нибудь да дерутся», – говаривал герой 1812 года генерал Я.П.
Кульнев. XVIII век – «золотой век» русской армии, когда она воевала
постоянно и победно. Главными целями этих войн было расширение границ,
утверждение господства на морях, укрепление международного авторитета
России. |
После победоносной Отечественной войны 1812 года и
Заграничного похода 1813–1814 годов русская армия продолжала жить
заведенным порядком. Были проведены успешные войны с Персией и Османской
империей, присоединен Кавказ. Тогда же начались долгие боевые действия
на Кавказе против горских народов, не желавших подчиниться русскому
царю. |
Со времен Петра Первого в России существовала рекрутская
система набора в армию. Один рекрут (призывник) выставлялся от
определенного числа крестьянских дворов. Кто именно пойдет служить,
решал «мир», то есть сельский сход, или помещик, или же когда подходила
очередь. |
Вообще‑то оба – Романовы. Оба цари. Один – Николай I – правил c 1825 по 1855 год, другой – Александр – с 1855 по 1881.
Николай считал себя военным человеком. Представительный, огромного
роста, он любил носить военный мундир, любил изображать из себя простого
солдата: вставал рано утром, спал на походной кровати, укрываясь
шинелью, говорил «кратко и смачно», и, понятное дело, армия была его
любимой игрушкой. |
В 1914 году грянула Первая мировая война. Основными
участниками были с одной стороны – Германия, Австро‑Венгрия и Османская
империя (Турция), с другой – Англия, Франция и Россия. |
С 1917 года начался самый горький период в нашей
истории. Началась гражданская война, которая продолжалась до 1922 года.
Советская Россия не имела ни возможности, ни желания противостоять
немецкому наступлению. |
И к царской‑то России никто из наших соседей нежной любви
не испытывал, а к Советской – и подавно. СССР оказался в кольце стран,
настроенных враждебно к новому режиму. Было понятно, что необходимо
создавать новую, сильную армию, способную отразить любое нападение. |
А между тем приближался 1941 год. Да, к этому времени
наша армия технически была слабее немецкой, хуже вооружена. Многого, как
ни торопились, просто не успели сделать. Но поразительно другое: как
много успели сделать! И именно потому в 41 году непобедимая немецкая
армия была остановлена под Москвой. |
После Второй мировой войны (а для нас с вами она была
Великой Отечественной) авторитет Советского Союза в мире был очень
высок, а армия очень сильна. С этим не смогли смириться наши бывшие
союзники, особенно США и Англия. |
Очень скоро стало понятно, что в Третьей мировой войне,
если она случится, не будет ни побежденных, ни победителей. Поэтому даже
в самые сложные годы и в самых сложных ситуациях политики ведущих стран
могли найти мирные решения, договориться о запрещении или ограничении
самых бесчеловечных, самых разрушительных видов оружия. |
А что общего между школой и армией? Много общего. Школа и армия – две опоры государства. |
Какой будет завтра, сказать трудно. А вот какой должна
быть, ясно уже сейчас. Она должна быть небольшой по численному составу,
мобильной (то есть готовой немедленно вступить в бой в любом месте, если
потребуется), владеть информацией о том, что происходит в иностранных
армиях, обладать «умным» оружием. |
Присяга – это честное слово. Честное слово нельзя нарушать, потому что… Потому что нельзя. И все. И объяснять тут нечего. |
Устав – это правила армейской жизни. Вся сложная,
многообразная жизнь военного человека уложена в эти правила. Устав
говорит о том, для чего существуют и как действуют в бою военные
подразделения. В уставе расписаны обязанности и правила поведения
военнослужащих. |
Армия подчиняется уставу, каждый отдельный военный
человек подчиняется приказу. Приказ в армии – не пожелание и не просьба.
«Не будете ли вы так любезны сходить в атаку?» – для игры в шахматы
это, может, и хорошо, а для армии смерть. Приказы в армии выполняются
беспрекословно. |
Австро‑Венгерская империя включала в себя земли
современных Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Сербии, Словении, Боснии и
Герцеговины, Хорватии и Западной Украины. Просуществовала до 1918 года.
Была союзницей Германии в Первой мировой войне и воевала с Россией. |
|