Урок литературного чтения во 2-м классе С.А. Есенин "Поет зима – аукает…" - НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Вторник, 06.12.2016, 03:46
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА
» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Урок литературного чтения во 2-м классе С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"
29.08.2016, 15:17

Цели урока:

  1. Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…». Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
  2. Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
  3. Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
  4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
  5. Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование:

  1. Учебник «Родная речь», составители: М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.
  2. Портрет С.А.Есенина.
  3. Картины зимней природы, игр детей зимой.
  4. Музыкальная пьеса С. Рахманинова «Вокализ», П.И.Чайковского «Ноктюрн»
  5. Раздаточный материал: бумажные снежинки.
  6. Карточки с литературными терминами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто здесь хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

2. Актуализация опорных знаний.

- Я предлагаю пофантазировать и представить, что мы отправляемся на прогулку в зимний лес.

(Звучит музыка С. Рахманинова. Учитель читает текст и одновременно показывает картины зимней природы.)

Всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое платье. Снег делает чудеса!

Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с опущенными крыльями.

Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят синички, смеется кукушка. Светки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи.

Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные сосны.

Над деревьями – синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит щеки.

Беседа.

- Гуляя по лесу мы слушали музыку С.Рахманинова.

- Какой лес вы увидели?

- А кто сделал его таким?

- Как бы вы назвали зиму?

- Что вы услышали в зимнем лесу?

- А что вы представляете при слове «зима»?

Рассматривание картин с зимними забавами детей.

3. Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме.

- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:

В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности и чистоты…

- Услышали вы фамилию поэта?

Вывешиваю портрет С.А.Есенина.

- Стихотворение называется «Поет зима – аукает…»

4. Работа над произведением.

Работа с текстом до чтения.

- Откройте учебники.

- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?

- Посмотрите на авторские знаки препинания. Что вы о них скажете?

- Какое стих. по характеру?

Чтение стих. про себя.

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?

- Какое настроение у вас возникло?

Дети показывают карточки с лицами (на карточках изображено грустное выражение лица и веселое).

- Почему?

- Оправдались ли наши предположения?

Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.

- А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение.

Чтение 1 строфы.

- Как зима поет песни?

- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили?

- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка?

- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?

- Этот литературный прием называется … метафора.

- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их.

- Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно)

Выразительное чтение 1 строфы.(2-3 ученика)

Чтение 2 строфы.

- Обратите внимание на ударения.

- Опишите словами, какую картину представили.

- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?

- Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему?

- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.

- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.

- С кем сравнивает воробьев? Почему?

- Этот прием называется…сравнение.

- С каким чувством прочитаем эти строки?

Выразительное чтение 2 строфы.

Физминутка.

- Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке…

Чтение 3 строфы.

- Что вы представили?

- Как надо читать строки о пташках?

- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются… эпитеты.

- Что такое ставни?

- Бешеный рев вьюги – это какой рев?

- Какой интонацией передадим эту картину?

Выразительное чтение 3 строфы. Чтение 4 строфы.

- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?

- Что хорошего?

- Как прочитаем слова о весне?

- Зачем автор упоминает о весне?

Выразительное чтение 4 строфы.

- Вернемся к началу стих. Прочитайте, что делает зима?

- Это живой предмет?

- А что с ним делает Есенин?

- Этот прием называется… олицетворение.

- Найдите олицетворения в тексте.

- Какие звуки мы услышали в этом стихотворении?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.

Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах.

Выразительное чтение стих. под музыку П.И.Чайковского.

- Удалось ли передать чувства поэта?

- Получилось ли передать различные зимние звуки?

Выразительное чтение стих. учителем.

5. Беседа о С.А.Есенине.

- Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения?

- В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Вырос он в селе Константиново Рязанской области, в центре России. Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих. о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах».

«Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.» - так он напишет о себе позже.

- Какие стихи Есенина вы знаете?

Чтение стихотворений наизусть: «Черемуха», «Ночь», «С добрым утром!», «Береза»
Знакомство с выставкой книг с произведениями С.А.Есенина.

6. Написание сочинения-миниатюры «Звуки зимы»

Можно включить музыку С. Рахманинова.

- В стих. Есенина нет ярких красок, но зато много звуков. Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Вот сейчас вы и попробуете передать словами эту музыку зимы. На бумажных снежинках напишите несколько предложений на тему «Звуки зимы». Начните словами: «Зимой можно услышать разные звуки».

Чтение написанных сочинений.

- Удалось ли передать звуки зимы?

7. Домашнее задание:

По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих.

8. Итог урока.

Рефлексия.

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихотворение о природе?

- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?

Оценка учащимися своей работы на уроке (дети показывают карточку с оценкой).

«5» - на вопросы отвечал, читал выразительно;

«4» - на вопросы отвечал, но стих. читал не очень выразительно;

«…» - не очень понравилась моя работа на уроке, на вопросы не отвечал, стих. читал невыразительно.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: tineydgers | Теги: открыт, ФГОС, методсовет, план-конспект урока, разработка урок, методический портал для учител, современный урок, конспекты уроков скачать, школа 2100
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования