Урок литературы в 6 классе "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов" - ЛИТЕРАТУРА - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Четверг, 30.03.2017, 17:28
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы в 6 классе "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"
20.01.2016, 10:56

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова, в чьих стихах – правда войны.

Ход уроков-концертов

1. Вступительное слово учителя.

С каждым днем уходят все дальше в прошлое героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Мы отметили уже 60-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Прошло более полувека! Значит, это о нашем времени писал поэт Сергей Орлов (подготовленный ученик читает стихотворение).

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны…

Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму.

Далее – перекличка имен.

– Это Алексей Сурков.

– Николай Тихонов.

– Константин Симонов.

– Ольга Берггольц.

– Семен Гудзенко.

– Юлия Друнина.

– Сергей Орлов.

Исполняется начало песни А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».

С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. В ней – голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

Чтец исполняет стихотворение Давида Самойлова «Сороковые».

2. Беседа по содержанию стихотворения «Сороковые».

– Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «свинцовые», «пороховые»?

– Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?

– Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). Какая мысль в ней выражена?

Обратите внимание, как меняется настроение поэта.

3. Чтение стихотворений с комментариями учителя.

Учитель. Считается, что когда говорят пушки, музы молчат. Но, по-видимому, это утверждение неверное. Недаром писал В. С. Высоцкий:

Чтец.             Кто сказал, что Земля не поет,

                                   Что она замолчала навеки?!

                                   Нет, звенит она, стоны глуша,

                                   Изо всех своих ран, из отдушин,

                                   Ведь Земля – это наша душа, –

                                   Сапогами не вытоптать душу!

Звучит песня в исполнении В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Учитель. «О  войне  необходимо  знать  все», – утверждал К. Симонов. – Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».

Чтец.             Был отступленья путь солдатский горек,

                                   Как горек хлеба поданный кусок…

                                   Людские души обжигало горе,

                                   Плыл не в заре, а в зареве восток.

                                   …Мы просим об одном тебя, историк:

                                   Копаясь в уцелевших дневниках,

                                   Не умаляй ни радостей, ни горя –

                                   Ведь ложь, она как гвозди в сапогах.

                                                                                              В. Жуков

Чтец декламирует стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Стихотворение написано в первый, очень тяжелый период войны. Что увидел поэт на дорогах войны? Какие картины предстают перед ним?

Обратите внимание на изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), которые помогают создать сжатые, но емкие картины войны.

– Какие чувства вызывает это стихотворение? Прочитайте строки, где слышится сострадание, сочувствие и нежность ко всем, кто пережил это страшное время.

– Как поэт выразил свою любовь к Родине, высоту морального духа?

5. Продолжение чтения стихов.

Учитель. Искусство рождается из великой трагедии в неменьшей степени, чем из великого счастья. Доказательство тому – услышанные вами произведения.

Те, кто вернулись с войны, стали в нашей поэзии полпредами своих ровесников, которым так и не довелось больше переступить порог родного дома, обнять мать, жену.

Звучит  грамзапись  песни  «Москвички»  («В полях за Вислой сонной…»).

Чтец.             Забыть нельзя разорванное небо,

                                   Друзей своих могильные холмы,

                                   И каравай простреленного хлеба

                                   В хозяйственных ладонях старшины…

                                   Забыть нельзя! Ужели мы забудем?

                                   Уж слишком много испытали бед.

                                   И неспроста в огне военных буден

                                   Мы поседели в восемнадцать лет.

Все павшие как бы обрели голос в стихотворении Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Чтение стихотворения.

Чтец.      Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

                        Эту, взятую с боем, суровую правду солдат.

                        И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

                        И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат…

Учитель. Эти мужественные и гордые слова незадолго до Победы скажет о своем поколении Семен Гудзенко.

Звучит песня «Разве можно забыть» в исполнении Л. Зыкиной. Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого и Г. Кирьянова.

Чтец.             Да, сделали все, что могли мы.

                                   А были мы солнцем палимы,

                                   И шли мы по сотням дорог.

                                   Да, каждый был ранен, контужен,

                                   А каждый четвертый убит.

                                   И лично Отечеству нужен.

                                   И лично не будет забыт.

Чтец декламирует стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной…».

Учитель. Как вы считаете, можно ли назвать это стихотворение памятником Неизвестному солдату, Вечным огнем, зажженным в его честь? Обоснуйте свой ответ.

Звучит запись песни «За того парня».

Учитель. Они  не  забыты,  они  всегда  в  наших  сердцах – люди одной героической судьбы. Степан Щипачев в стихотворении «Павшим» сказал:

Чтец.             Весь под ногами шар земной.

                                   Живу. Дышу. Пою.

                                   Но в памяти всегда со мной

                                   Погибшие в бою.

                                   Пусть всех имен не назову,

                                   Нет кровнее родни.

                                   Не потому ли я живу,

                                   Что умерли они?

Чтец.             Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

                                   В могилах мы построились в отряд.

                                   И ждем приказа нового. И пусть

                                   Не думают, что мертвые не слышат,

                                   Когда о них живые говорят.

Учитель. «Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли», – сказал осетинский поэт Хазби Калоев, в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали этой силой. Они сказали свое слово. Они победили. Они обрели бессмертие!

На фоне музыки Д. Кабалевского звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием».

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, разработка урока, методсовет, ФГОС, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, современный урок, педсовет, Образовательный
Просмотров: 157 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования