Цель: продолжить работу над цветописью
и звукописью поэзии Есенина.
Ход урока
О
Русь – малиновое поле
И
синь, упавшая в реку, –
Люблю
до радости и боли
Твою
озерную тоску.
С. Есенин
I.
Изучение нового материала.
1.
Прослушивание песни «Конь» в
исполнении группы «Любэ».
2.
Сообщение темы и целей урока.
3.
Беседа с учащимися.
–
Что для вас значит понятие «родина»?
–
Вместите понятие «родина» в одно слово, например, существительное: дом, речка,
поле, лес.., прилагательное: любимая, прекрасная. (У Есенина это понятие
выражено словами: «несказанное, синее, нежное…».)
–
Есть ли в его стихотворениях те понятия, о которых мы говорили?
–
Что для поэта означает слово «родина»?
4.
Анализ стихотворений. Понятие звукописи.
–
Давайте прочтем стихотворение «За горами,
за желтыми долами…» (подготовленный ученик) и те стихи,
которые вы выбрали дома (2– 3 стихотворения). Найдите в них существительные,
которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине. («Тропа
деревень», «лес», «вечернее полымя» (закат), «плетень», «церковные главы»,
«озера», «монастырь на высокой горе».)
–
Можно ли какой-то одной строкой из стихотворения выразить его смысловую суть? (Это
довольно трудно, потому что стихи Есенина наполнены множеством выразительных
деталей.)
–
Прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: «Запели
тесаные дроги…»
–
В первой строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенки, кресты на
кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели
тесаные дроги…», «О, Русь – малиновое поле…», «звенят родные степи».
–
Почему слова «малиновое поле» можно рассматривать как прием звукописи в
данном стихотворении? Знаете ли вы, что означает выражение «малиновый звон»?
–
Приведите примеры звукописи из других стихотворений поэта.
5.
Введение понятия цветописи.
–
С помощью каких еще приемов Есенин передает свои впечатления от окружающего
мира? (Поэт активно использует в своих стихах цветопись.)
–
Приведите примеры цветописи из стихотворений Есенина. («Лунное поле», «лес
зеленый», «маковая заря», «голубеет песок», «синь туманится», «алый цвет зари»,
«малиновая ширь», «осень – рыжая кобыла», «в желтой пене облака» и др.)
Понравившиеся
примеры учащиеся записывают в тетрадь.
–
Какие краски больше всего любил Есенин и чаще других использовал в
стихотворениях? (Цветовая гамма многообразна, нельзя выделить отдельные
цвета.)
Учитель. Права юная поэтесса Лена Хисамутдинова, написавшая о
Есенине такие строки:
И
вздохнув, светлым каплям дождинок,
Что
текут по окну, улыбнусь.
Осень
дарит нам россыпь слезинок,
А
Есенин – прекрасную грусть.
Дарит
миг наслаждения миром,
И
любовь, что в душе хранил,
Чтобы
мир стал немного счастливей,
Чтобы
мир красоту не забыл.
6.
Рассматривание иллюстраций к стихам Есенина
(домашнее задание).
7.
Продолжение анализа стихотворений.
Учитель. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина.
В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые
средства. Вспомним, что такое троп? (Тропы – слова, обороты
речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря,
художественные средства языка.)
–
Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия. (Эпитет, метафора, сравнение.)
–
Приведите примеры этих тропов из стихотворений Есенина. (Эпитеты: «рыжий
месяц», «листва золотая», «в кустах багряных» и т. д.
Сравнения:
«как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки» и
др.
Метафоры:
«желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки
золото солнца».)
Учащиеся
записывают в тетрадь яркие примеры тропов.
II.
Творческая мастерская.
–
Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось
так точно передать свои чувства и мысли.
Ученики
получают текст стихотворения Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами.
Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее
соответствующие тексту слова, найти синонимы.
звезды
Звездочки
________, звезды высокие!
Что
вы храните в себе, что скрываете?
Звезды,
таящие мысли глубокие,
Силой
какою вы душу ________?
Частые
звездочки, звездочки ________!
Что
в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем
увлекаете, звезды небесные,
Силу
великую знания ________?
И
почему так, когда вы сияете,
Маните
в небо, в объятья широкие?
Смотрите
нежно так, сердце ________,
Звезды
небесные, звезды ________?
Вспомогательные задания:
1.
Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)
2.
Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
3.
Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)
4.
Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно
сильный.
5.
Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
6.
Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
III.
Подведение итогов урока.
Домашнее
задание:
продолжить работу в творческой мастерской: сравнить «свой» вариант
стихотворения «Звезды» с авторским.
|