Урок истории в 6-м классе "Слово о Киеве" - ИСТОРИЯ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Четверг, 23.03.2017, 01:00
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ И НЕ ТОЛЬКО


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 6-м классе "Слово о Киеве"
02.08.2016, 09:22

Цель: определить особую роль Киева в становлении Российского государства.

Задачи:

  • систематизировать знания о Киевской Руси;
  • показать географические предпосылки возвышения Киева;
  • создать историко-географический образ древней столицы Руси.

Опережающие задания:

  • Повторить основные события из истории Киевской Руси.
  • Подготовить информационное сообщение о возникновении Киева.
  • Используя материал учебника, энциклопедий, а так же средства Интернета, познакомиться с достопримечательностями Киева и оформить компьютерную презентацию.
  • Изучив статью В.Хлебникова "Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор1.”, презентовать компьютерный проект "Геометрия столиц”.

"Слово о Киеве”

"Се буде мати градом Русским”

(Олег, киевский князь)

План:

  1. Основание Киева.
  2. "Вехи биографии” города.
  3. Достопримечательности Киева.
  4. Для любознательных: "Геометрия столиц”.

I. Введение в тему урока.

Учитель истории: Мы изучили первую часть Отечественной истории "Киевская Русь”, в которой рассмотрели период с IX по XII вв. Узнали о жизни народов, населяющих Восточную Европу в средние века, и выяснили, как складывалось государство на Руси.

Учитель географии: По историческим меркам Киевская Русь просуществовала не долго, и уже в XIV в. столицей государства стала Москва. Сейчас Киев за пределами Российского государства – это столица Украины. И хотя там проживают народы, родственные нам по языку, традиции, культуре, Киев на этом уроке интересует нас не как столица одного из государств ближнего зарубежья, а как город, где зарождалась наша государственность.

Учитель истории: Сегодня мы воздадим дань городу, вокруг которого впервые объединились восточнославянские племена. Эпиграфом урока стали слова первого Кивеского князя Олега "Се буде мати градом Русским”.

II. Основная часть:

1. Основание Киева.

Учитель истории: Обратимся к самым первым страницам истории города и вспомним легенду о его возникновении. (Сообщение ученика)

Учитель географии: Какова же еще одна из причин возвышения Киева?

Работа с географической картой:

- Определим так называемый "географический адрес Киева” (материк, часть света, равнина, река, море).

(Прародиной славян были современные Словакия, Польша, Украина и далее на восток. В.О.Ключевский писал, что, расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную полосу. Киев в этом плане "золотая середина”, так как севернее – лес, а южнее – степь.)

- Что могли дать человеку лес? Степь?

(Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами: среди болот и лесов надо было отыскивать более открытые и сухие места – на этих более или менее отдаленных друг от друга островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали и расчищали в окрестности поля для пашни, приспособляя в лесу "борти” и "ловища”. В пределах Киевской Руси до сих пор уцелели остатки старинных поселений, т.н. городища – это не остатки настоящих, значительных городов – это пространство приблизительно равное одному крестьянскому двору. Дворы окапывались земляным валом с частоколом. Из таких одиноких дворов и вырос Киев на высоком берегу Днепра.)

Учитель истории: Говоря словами географа, Киев имел выгодное экономико-географическое положение. Всю территорию восточных славян прорезает с севера на юг Днепр. "Днепр – главная хозяйственная артерия, столбовая дорога”… Именно по нему проходил знаменитый торговый путь.

- Как он назывался?
- Какие два моря он связывал?
- Используя карту атласа, вспомним, как он проходил.

Как следует в "Повести временных лет” "Путь из Варяг в Греки, а из Грек по Днепру, и вверх Днепра волоки до Ловоти, и по Ловоти в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и в течет в озеро великое Нево, и того озера устье внидет в море Варяжское”. Именно по этому пути шла оживленная торговля.

Учитель географии: Киев находился в узле не только водных, но и сухопутных дорог.

Выбор места для города объясняется благоприятными условиями для его защиты, которые создают Киевские высоты: нависающие на востоке над Днепром, на юге и юго-западе обрывающиеся к глубокой долине р.Лыбедь, на севере ограниченные балками и заболоченными низинами.

Подытоживая все сказанное: среди других городов Киев возвысился не случайно, он имел географические, хозяйственные, политические, транспортные преимущества.

Физкультминутка.

Предлагаем сориентироваться не только во времени, но и в пространстве:

1) Показать: где у киевлян – север, запад, юг, восток?
2) Вспомнив путь "из варяг в греки” показать: Черное море, Балтийское море, Западную Европу, Волгу.

2. "Вехи биографии” города.

Хронологическая "Угадай-ка”.

А) 860 год –

(Текст-подсказка: В "Повести временных лет” в связи с призванием Рюрика помещена информация о передвижении по пути Волхов-Днепр двух мужей Аскольда и Дира. Оказавшись на земле полян, вокняжились в Киеве с помощью отряда варягов, приняв титул кагана, совершая походы на Царьград.)
(860 год – первое летописное упоминание о Киеве)

Б) 882 год –

(Текст-подсказка: Именно тогда Киеву было предсказано великое будущее)
(882 – поход князя Олега на Киев и убийство Аскольда и Дира)

В) 945 год -

(Текст-подсказка: Утверждение Киева проходило в жестокой борьбе. Власть Киева держалась лишь на острие меча киевских князей. Пока он мало, чем отличался от других. Доказательством тому является эта дата.)
(945 год – сбор Игорем полюдья и его убийство древлянами)

Г) 972 год -

(Текст-подсказка: Наверное, несколько странно наличие в этом перечне этой даты, но с именем этого князя связана попытка лишить Киев статуса столицы. Сам город из-за невнимания к нему князя был разорен печенегами.)
(972 год – убийство князя Святослава печенегами)

Д) 980 год, 988 год –

(Текст-подсказка: В этом году он стал киевским князем. Кто он? О нем говорят, что он вдохнул душу в Киев. Почему? Для ответа поможет вторая дата.)
(980 год – начало княжения Владимира I, 988 год - крещение Руси)

Е) 1019-1054 годы –

(Текст – подсказка: А в этот период наблюдается расцвет Киева. С именем, какого князя он связан?)
(1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого)

3. Достопримечательности Киева.

Учитель истории: Если в IX и первой половине Х в. Киев считался самым большим торговым центром Восточной Европы, то уже в конце Х - начале XI вв. он превращается в крупный центр торговли, ремесла и культуры, он соперничал со столицей Византийской империи – Константинополем. И сегодня мы совершим воображаемую экскурсию по историко-культурным местам города. (выступление и компьютерная презентация учащихся). 

4. Для любознательных: "Геометрия столиц”.

Учитель географии: Русский поэт, представитель футуристического направления Хлебников Велимир в своей работе "Учитель и ученик. О словах, городах и народах.” Разговор 1., изданной в 1912 г. изложил версию об особой геометрии столиц. (компьютерные проект ученика)

Комментарии к презентации: Города возникают по закону определенного расстояния друг от друга, сочетаясь в простейшие чертежи. Если соединить чертой Византию, Софию, Царицын, Вену и Петербург, то Киев окажется в середине паутины с одинаковыми лучами к четырем столицам. Это расстояние (R\2П) равно земному полупоперечнику, деленному на 2П (R – радиус Земли). С этим же "шагом” - два четырехугольника славянских столиц:

Киев – Петербург – Варшава – София
София – Варшава – Христиания – Прага
Вена на этом же расстоянии от Парижа, а Париж – от Мадрида.

Что ж силы Земли построили эти города?

III. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы попытались определить роль Киева в становлении государства, отметить географические условия его становления и создать образ древней столицы.

- Что особенно интересным показалось на уроке?
- Чьи выступления понравились?

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: отк, разработка урока, методсовет, ФГОС, методический портал для учителей, план-конспект урока, конспекты уроков скачать, современный урок, школа 2100
Просмотров: 71 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАЗЛИЧНЫЕ АВАРИИ


ТЕХНОГЕННЫЕ УГРОЗЫ.
   РАДИАЦИОННЫЕ И
   ХИМИЧЕСКИЕ АВАРИИ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования