Урок географии в 8 классе "ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ" - ГЕОГРАФИЯ - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - КАТАЛОГ ФАЙЛОВ - ПАН ПОЗНАВАЙКА

ПАН     ПОЗНАВАЙКА

Главная Мой профиль Выход           Пятница, 20.01.2017, 04:35
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  ГОЛОВОЛОМКИ ПАНА ПОЗНАВАЙКИ  ВЕЛИКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
» ПРЕЗЕНТАЦИИ
» КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ЭКОЛОГИЯ

ОБЖ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

КЛАССНЫЙ ЧАС

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО
   ЯЗЫКА


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   5 КЛАСС


КИМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
   6 КЛАСС


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В
   9 КЛАССЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.
   6 КЛАССЫ


ТЕСТИРОВАНИЕ В
   10-11 КЛАССАХ


СБОРНИК СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ

» УРОКИ ПАНА ИСТОРИКА
» УРОКИ ПАНА МАТЕМАТИКА
» БИОЛОГИЯ ОТ ПАНА БИОЛОГА
» УРОКИ ПАНА ХИМИКА

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   ХИМИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ


СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА
   ПО ХИМИИ


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
   ХИМИЯ В ВОПРОСАХ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ХИМИИ.
   11 КЛАСС


ХИМИЯ БЕЗ ФОРМУЛ

ОПЫТЫ ПО ХИМИИ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
   ХИМИИ.9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   9 КЛАСС


ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ.
   11 КЛАСС


КОМБИНИРОВАННЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   НОВОМ ФОРМАТЕ.
   9 КЛАСС


РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС

» УРОКИ ПАНА ГЕОГРАФА
» Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [105]
РУССКИЙ ЯЗЫК [34]
ЛИТЕРАТУРА [164]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [44]
ИСТОРИЯ [28]
МАТЕМАТИКА [23]
ИНФОРМАТИКА [24]
БИОЛОГИЯ [40]
ГЕОГРАФИЯ [98]
ХИМИЯ [40]
ФИЗИКА [51]
ЭКОЛОГИЯ [13]
ОБЖ [50]
МХК [13]
МУЗЫКА [17]
ИЗО [10]
ТЕХНОЛОГИЯ [19]
ФИЗКУЛЬТУРА [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [28]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [23]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе "ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ"
25.01.2016, 18:18
Задачи: закрепить умение учащихся самостоятельно харак­теризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории; сфор­мировать целостную систему знаний об особенностях природы За­падно-Сибирской равнины; совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.

Ход урока

I.    Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель мотивирует учащихся на получение новых знаний.

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, подробно рассмотрели природный район, по территории которого проходит граница между Европой и Азией. Сегодня мы начнем урок словами поэта А. Твардовского из поэмы «За далью - даль»: Урал! Невольною печалью Я отдаю прощанью дань...

А за Уралом - Зауралье,

А там своя, иная даль.

Посмотрите на карту и скажите, как же называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Да, за Уралом начинается Си­бирь! Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Западной Сибири, т. к. там добываются российский газ и нефть. А что собой представляет природа Западной Сибири? У большинства эти представления ас­социируются с бескрайней тайгой и болотами. Однако это не со­всем так. Перед нами стоит задача - изучить природу Западной Си­бири, ее богатства и условия их освоения.

II.                Получение новых знаний.

1.         Изучение географического положения Западно-Сибирской равнины проводится методом самостоятельной работы учащихся с физической картой России. Учитель предлагает следующие зада­ния и вопросы:

1)                 Опишите географическое положение Западно-Сибирской равнины.

2)                 В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой - наибольшая?

3)                 Определите географическую широту крайних северной и южной точек региона.

4)                 Сравните географическое положение Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнин, найдите общие черты и различия.

В ходе работы учащиеся выявляют особенности ГП Западной Сибири и записывают их в тетрадь:

•                     большая протяженность равнины по широте и долготе;

•                     огромные размеры;

•                     расположение в умеренных и частично полярных широтах;

•                     удаленность от Атлантического и Тихого океанов;

•                     «открытость» к Северному Ледовитому океану.

5)             Объясните, как «открытость» Западно-Сибирской равнины к Северному Ледовитому океану и удаленность ее от Атлантического и Тихого океанов сказывается на формировании ее природных ус­ловий.

2.                  Учащиеся уже усвоили, что многие особенности природных условий объясняются геологическими условиями и историей раз­вития территории. Поэтому для выяснения природных особенно­стей нужно изучить геологическое строение. Анализируя тектони­ческую и геологическую карты в атласе, учащиеся отвечают на во­просы и выполняют задания:

1)                 На какой тектонической структуре расположена Западно-Сибирская равнина?

2)                 Что такое плита?

3)                 Какими породами она сложена?

4)                 Сопоставьте физическую и тектоническую карты и устано­вите, как плита отражается в современном рельефе Западно- Сибирской равнины.

5)                 Назовите различия в рельефе Западно-Сибирской и Восточ­но-Европейской равнин, объясните их.

В хорошо подготовленных классах можно организовать запол­нение сравнительной таблицы:

Признаки

сравнения

Русская

платформа

Западно-Сибирская

плита

Возраст и состав фундамента

Докембрийский кри­сталлический

Палеозойский склад­чатый

Поверхность фун­дамента

Неровная (щиты, вы­ступы, понижения)

Более ровная

Возраст осадочного чехла

Палеозойско-мезозойско-

кайнозойский

Мезозойско-кайно­

зойский

Где имеется мощ­ная толща четвер­тичных отложений?

На юго-востоке и севе­ро-востоке

Повсюду

 

По мере заполнения таблицы учитель кратко рассказывает об ис­тории формирования Западной Сибири, о её современном облике.

Учитель. В палеозое на месте равнины было море, в конце па­леозоя, в герцинскую складчатость, здесь возникли высокие горы. В начале мезозоя они разрушились и образовали фундамент плат­формы. Вскоре фундамент был разбит на глыбы и приобрел сту­пенчатое строение с пологим понижением к центру низменности. В мезозое и кайнозое равнина испытывала опускания и не раз покры­валась морями. Мощная толща морских отложений покрыла древ­ний фундамент и выровняла его поверхность. Мощность чехла в некоторых местах достигает трех и более километров.

Но современный рельеф Западно-Сибирской равнины сформи­ровался в четвертичное время. В этом процессе принимали участие различные факторы, среди которых главным был ледник.

В начале четвертичного периода климат стал более холодным и влажным, наступило оледенение. Особенно мощным оно было на севере. Лед спускался с Урала, с гор Таймыра и Среднесибирского плоскогорья. Граница максимального оледенения проходит при­мерно по широте 60°. На низменность с разрушенных гор ледники принесли много глинисто-песчаного материала, который мощным чехлом покрыл формы доледникового рельефа. В одних местах он заполнил понижения, в других образовал гряды и холмы.

Ледник оказал большое влияние на рельеф и той части равни­ны, где его не было, т. е. на центральную и южную части. Дело в том, что реки были подпружены ледником и перед его южным кра­ем образовался огромный водоем, в котором накапливались песча­ные и глинистые отложения, постепенно заполнившие все пониже­ния рельефа. Когда же ледник начал отступать, то водные потоки, образовавшиеся в результате таяния льда, направились на юг и час­тично размыли толщи этих озерно-речных отложений. Когда же ледник полностью отступил, то реки снова потекли на север и в толще ледниковых отложений проложили новые долины глубиной до 40 - 50 м.

Таким образом, современный рельеф низменности обусловлен её четвертичной историей, главным образом действием ледника, но ему предшествовала исходная равнинность в связи с платформен­ным строением территории. История формирования современного рельефа Западно-Сибирской равнины - яркий пример взаимодейст­вия внутренних и внешних процессов Земли.

3.                  Изучение климатических условий на Западно-Сибирской равнине рекомендуется начать с анализа климатических карт:

Вопросы и задания:

1)                 Определите, в каких климатических поясах лежит равнина.

2)                 Как называется тип климата Западно-Сибирской равнины?

3)                 Какими основными признаками характеризуется континен­тальный климат умеренного пояса?

4)                 По климатической карте установите, как изменяются над равниной июльские температуры и чем это объясняется.

5)                 Объясните, почему зима над равниной повсеместно суровая, очень холодная, даже на юге равнины, на расстоянии 2500 км от побережья Северного Ледовитого океана.

Если с объяснением климатических особенностей возникает проблемная ситуация, то учитель объясняет, что над равниной зи­мой господствуют не только арктические воздушные массы, но и постоянно присутствует континентальный умеренный воздух из Восточной Сибири, который приходит в виде антициклона. Уча­щимся предлагается вспомнить, чем характеризуется антициклональное состояние погоды зимой и почему зимой над Сибирью об­разуется область с высоким атмосферным давлением.

6)                 Определите среднегодовое количество осадков на севере, средней части и на юге равнины.

7)                 Сопоставьте физическую и климатические карты и объясни­те, почему при равном среднегодовом количестве осадков на юге и севере тундра заболочена, а в лесостепях недостаточное увлажне­ние.

Это задание убеждает учащихся в том, что главной климатиче­ской характеристикой является коэффициент увлажнения местно­сти, а не величина атмосферных осадков.

8)                 Сделайте обобщающий вывод о том, под влиянием каких факторов сформировался континентальный климат на Западно- Сибирской равнине.

Чтобы закрепить новые знания о климате, учащиеся выполня­ют задание:

•                     объясните, почему климат Западно-Сибирской равнины бо­лее суровый и континентальный, чем климат на тех же широтах Восточно-Европейской равнины;

•                     вычислите коэффициент увлажнения для Салехарда и Омска и объясните, почему он различен при одинаковом годовом количе­стве осадков.

4.                  При изучении поверхностных вод Западной Сибири учитель предлагает учащимся охарактеризовать реки сначала в связи с осо­бенностями рельефа (распределение по бассейнам, направление и характер течения), а затем климата (режим рек). Вопрос об исклю­чительно сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины не вызывает у учащихся затруднений, т. к. к данному моменту они овладели большой суммой географических знаний и умеют уста­навливать причинно-следственные связи в природе.

5.                  Изучение зональных природных комплексов следует начать с анализа физико-географического профиля через Западно-Сибирскую равнину (раздаточный материал).

1)                 Проследите по профилю смену растительных зон.

2)                 Назовите природные факторы, которые объясняют эту смену растительности на равнине.

3)                 Как температурные условия влияют на характер раститель­ности?

4)                 Как увлажнение сказывается на характере растительности?

5)                 Как меняются почвы на равнине?

6)                 Объясните, почему тундрово-глеевые почвы заболочены?

7)                 Почему заболочены подзолистые почвы под таежными леса­ми?

8)                 Почему чернозёмы в степной зоне засолены?

9)                 Почему север и юг равнины безлесны?

Дальнейшая работа ведется по карте природных зон:

1)                 Определите и сравните занимаемую площадь тундрой, леса­ми и степями.

2)                 Почему тундра в Западной Сибири занимает большую пло­щадь, чем на Восточно-Европейской равнине?

3)                 Почему леса в Западной Сибири занимают меньшую пло­щадь, чем на Восточно-Европейской равнине?

4)                 Почему на Западно-Сибирской равнине отсутствуют широ­колиственные леса?

В заключение учителю необходимо ярко и образно рассказать о какой-либо природной территории и этим рассказом вызвать у учащихся положительные эмоции, заинтересованность в изучении этого участка природы.

Ямал

«Этот полуостров состоит весь из тундр, покрытых песком, грудами камня, мокрым мхом и кое-где вереском, который здесь не поднимается даже от земли. А стелется прямо по камню, как пол­зучее растение. Тундры эти доступны только зимой, и в них захо­дят только кочевые инородцы со своими стадами оленей, которые добывают себе неприхотливый корм, копытами выбивая мох из- под снега, окутавшего белым саваном мертвую страну Крайнего Севера. Зато летом здесь жизнь кипит: по берегам Карского моря, Обской губы ютятся целые колонии пернатых, лакомящихся выки­нутой волнами на берег рыбой или отыскивающих на побережье раковины. Эти пернатые выше к северу слетаются целыми армиями на морошку, которая усыпает огромные пространства своими яго­дами темно-палевого цвета. Климат здешних мест крайне суровый: -30 ° являются обычными зимними температурами. В конце декаб­ря и в начале января дни почти не бывают уже заметны, и вместо солнца глаз непривычного посетителя этих мест поражается карти­ной северного сияния с его игрой всеми цветами радуги: эти цвета соединяются, образуют вертикальные столбы, по которым, дрожа, пробегает серебристо-золотистый свет; столбы северного сияния постоянно находятся в колебательном движении, переливаясь иг­рой разноцветных огней. Чем холоднее, тем ярче и красивее север­ное сияние... Летом перемена погоды зависит от дующих ветров: северный ветер приносит ясную погоду, но вместе и холод. А за­падный несет с Урала дождь, снег и вьюги. Урал - лучший баро­метр края: когда его вершины покрываются туманом, надо ждать перемены ветра на восток. Опускаясь с гор, туман окутывает землю багровыми облаками; ветер, вырываясь из ущелий, усиливается, спускается ниже и, подойдя к подножию хребта, приобретает силу шквала, а на берегах Оби приобретает силу урагана... Осенью и весной почти каждый день идет дождь и снег... Летом погода все­гда хороша: жары доходят до + 30 ° без резких перемен. Особенно тихо и спокойно бывает на Оби. Но вот солнце начинает закаты­ваться, воздух охлаждается, и мириады «гнуса» - мошек и комаров - заставляют всякое живое существо поскорее скрыться в укромном месте, бросив все, в своей меховой одежде не так страдает от жары, как от гнуса, даже северный олень. Но нестерпимее всего прихо­дится человеку».

(А. Комаров. 1887 г. Географ.)

Тайга

«Обь делит Нарымский край на две части: западную и восточ­ную. Восток занимается беспредельною тайгою, покрытый сосно­выми, кедровыми, лиственными, лиственничными, пихтовыми и других хвойных пород лесами. В тихую и ясную погоду над тайгой, если смотреть с гор, стоит какой-то своеобразный туман, тонкими спиралями поднимающийся к небу. Это - пихта «курится», по ме­стному выражению, т. е. пускает из себя в жаркую погоду пары смолы. Леса здесь в полном смысле слова девственные: есть «ур­маны» - лесные глухие урочища, куда буквально не ступала нога человека. В этих лесных пустынях находится полное царство воды, так что вы, едучи на лодке, не видите берегов, не знаете, где они; перед вами, сзади вас, по бокам, над вами - все лес и лес, все зе­лень и стволы; вы пробираетесь по какому-то фантастическому подводному саду; если хотите отдохнуть, - вам приходится не при­чаливать к берегу, а к дереву и взобраться на его ветки, благо есть такие великаны растительного мира, что на срубленном их пне можно было бы раскинуть палатку на несколько человек. Тайга переполнена озерами, реками, речками, зыбунами и болотами. Бе­рега их обрамлены березняком, тальником, дальше от берега идут места, годные для сенокоса и пастбища. Оригинальные по своей особенности так называемые «соры». Это - ложбины, лежащие ниже уровня реки в полую воду. Весной, при разливе, вода с рек разливается по всем «уварам» (озерам) и «сорам», причем вместе с водою заходит сюда и рыба, ищущая тихих и укромных уголков для метания икры. При спаде вод уровень воды в «сорах» понижа­ется и только в середине их остается прудок, из которого рыба об­ратно выбраться не может и который, становясь из котловины озе­ром, делается самородным богатейшим садком рыбным. Помимо «соровых» озер, имеется масса «боровых» озер, то есть лесных, разбросанных в глубине тайги; они иногда достигают значитель­ных размеров: до 50 вёрст в длину и до 10 вёрст в ширину и тоже кишат рыбой.

«Соровые» и «боровые» озера, кроме того, переполнены «соровою» (болотною) и «боровою» (лесной) дичью: кряковые утки, чирки, лысухи, гагары, дикие гуси, рябчики, тетерева, глухари - тысячами снуют по поверхности озер и болот и громадными стая­ми поднимаются в воздух при первом выстреле охотника, забред­шего сюда. В воздухе слышны на несколько верст крик и гам мно­гочисленных стай пернатых жителей тайги, находящих в ее «ураманах» богатую для себя пищу. Не менее богато и животное царст­во: белка, соболь, лисица, бобер, волк, медведь, горностай, рысь, росомаха, выдра, лось, олень, колонок - все это богатство к услу­гам предприимчивого охотника, каким и является житель здешних мест - остяк».

(А. Комаров. 1887 г. Географ.)

Кулунда

«Здесь когда-то паслись стада куланов. И травы были по пояс, и,  словно седые пряди, серебрились ковыли. А совсем недавно здесь было море, оттого местность эта, простирающаяся в границах Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и части Ка­захстана, напоминает гигантскую чашу. Это была вековая целина... Люди освоили ее. Теперь на бывших целинных землях выращива­ют хлеб.

По всему, здешняя земля вроде бы должна быть плодородной. Однако это не совсем так. Тут и там встречаются солёные пади. Да и погода не балует. По количеству осадков Кулунда приравнивает­ся к Голодной степи. А в засуху здесь настоящая «сибирская Саха­ра».

Но земля кулундинская всё же красива. Смотришь на нее с вы­соты птичьего полета - и дух захватывает от бескрайних просто­ров, синевы многочисленных блюдец-озер, настолько правильных по форме, будто их кто-то очертил циркулем. Только трудно раз­личить, какое из них солёное, а какое с пресной водой. Нужно при­смотреться к птичьим виражам, тогда станет ясно, мёртвое озеро или живое. Пернатым больше по душе летать там, где можно чем- нибудь поживиться. Над озерами кружат стаи чаек.

В последние годы, для того чтобы во время бурь не улетал верхний слой гумуса, в степи было высажено много деревьев. Те­перь, куда ни поедешь, всюду можно встретить оазис в степи. В этих посадках какого только зверя нет!».

(И. Рыбченко.)

III.             Подведение итогов урока.

Домашнее задание
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, разработка урока, методсовет, ФГОС, план-конспект урока, готовые конспекты уроков скачать, педсовет, поурочное планирование
Просмотров: 192 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» УРОКИ ПАНА ФИЗИКА

» УРОКИ ПАНА АСТРОНОМА

ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ
   ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ


НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ ЗВЕЗД
   И ПЛАНЕТ

» УРОКИ ОБЖ

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
   ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 5 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
   К УРОКАМ ОБЖ. 7 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО ОБЖ
   В 10-11 КЛАССАХ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ

ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА

САМЫЕ КРУПНЫЕ СРАЖЕНИЯ

О ВОЙНЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

» ГОТОВЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

ГЕОМЕТРИЯ

ЧЕРЧЕНИЕ

ОБЖ

» УЧИМСЯ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКОЙ
» ПАН ПОЗНАВАЙКА ОБО ВСЁМ
» МАСТЕРИМ С ПАНОМ ПОЗНАВАЙКО
» Форма входа

» Поиск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ





Презентации к урокам


» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный 
 
портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов 

OpenLinks.RU TOP.zp.ua Яндекс цитирования